Результаты каждого финансового года корпорации Microsoft (завершается 30 июня) вызывают повышенное внимание ИТ-общественности. Однако не будет преувеличением сказать, что данные только что завершившегося отчетного периода ожидались с особым интересом. Дело в том, что весь ИТ-мир в последние годы переживает очень важный момент своего развития, переходя в качественно новую, “облачную” фазу своей жизни, которая характеризуется формированием новой системы производственно-экономических отношений в ИТ-отрасли. Такая эпоха перемен обычно становится непростым испытанием как раз для лидеров “предыдущей эпохи”, которым нужно адаптировать созданную десятилетиям модель ведения бизнеса к новым условиям. В полной мере это относится и к Microsoft.
Отдельно нужно сказать о серьезной реструктуризации внутренней системы управления корпорации, которая начинает функционировать с наступившего финансового года. В этой ситуации нужно более тщательно зафиксировать полученные сейчас финансовые результаты, что должно помочь анализировать в будущем развитие бизнеса Microsoft в рамках обновленной структуры.
Итак, общие итоги деятельности Microsoft в 2013-м финансовом году таковы: доход корпорации составил 77,8 млрд. долл., что на 5,6% больше прошлогоднего показателя. Что ж, темпы роста бизнеса компании уже давно не поражают воображение (десять лет назад рост на 30% был почти нормой для Microsoft) и в данном случае, скорее, совпадают со среднеотраслевыми. То есть доля Microsoft на ИТ-рынке в целом не увеличивается. Правда, по прибыльности компания по-прежнему далеко впереди всей ИТ-отрасли (заметим, что с точки зрения классификации бизнеса, Google и даже Apple — это не совсем ИТ-отрасль), а ведь прибыль — это главный показатель эффективности работы. За последний отчетный период чистая прибыль Microsoft составила 26,7 млрд. долл., что находится примерно на уровне прошлого года (тогда было 21,7, но на цифру повлиял “инвестиционный штраф” в 6 млрд. долл. в результате снижения капитальной стоимости приобретенных ранее бизнес-активов).
Казалось бы, в целом все очень даже неплохо. Но барометр рыночных перспектив среагировал на эти отчетные данные негативно: сразу после объявления годовых итогов стоимость акций Microsoft упала на 10% (рис. 1). В чем же причина такой реакции фондового рынка, свидетельствующей о том, что, по мнению инвесторов, дела компании идут не так хорошо, как им (инвесторам) виделось в ожидании отчета.
Если попробовать выделить “главную тему” Microsoft прошедшего года, то это будет, конечно же, “настольная Windows”. Более того, эта тема стала главной еще года два назад, и можно уверенно говорить, что она останется ведущей еще долго. Всем известно, что своему восхождению на ИТ-олимп корпорация обязана именно направлению настольных ОС, которое помимо всего прочего составляло финансовую основу ее могущества. Однако в последние годы Windows медленно, но уверенно отдавала пальму первенства своим “младшим братьям” — еще несколько лет назад на первую позицию вышло подразделение бизнес-софта (это, в основном, офисное семейство). А сейчас еще и серверная составляющая бизнеса компании явно выходит на второе место (по доходу уже вышла, а по прибыли пока еще отстает).
И тем не менее значимость Windows-подразделения, в том числе именно как системообразующего элемента, остается очень важной и даже, можно сказать, ключевой. Проблемой же тут является то, что сегодня именно на рынке клиентских систем происходят наиболее существенные метаморфозы, что угрожает традиционно сильным (а во многом и просто монопольным) позициям Microsoft в этой сфере. В сегменте настольных ПК компания продолжает контролировать ситуацию, но вот только сам этот сегмент начинает сокращаться под натиском мобильно-планшетных “варваров”, потеснить которых на их поле Редмонду пока явно не удается. “Чудо-оружием”, которое должно было переломить ход вещей, должна была стать Windows 8 (как говорила сама корпорация, а за ней и многие аналитики-эксперты).
Сейчас уже точно можно сказать (и годовые итоги это подтвердили), что чуда не произошло. Хотя и о провале новой ОС тоже, конечно, речи нет. Вполне возможно, в стратегическом плане Microsoft делает все правильно, но уже видно, что впереди ей предстоят тяжелые затяжные бои, причем никто сейчас не может уверенно предсказать их исход.
В первые полгода после выпуска Windows 8 аналитики с нарастающей уверенностью говорили о рыночных проблемах новой ОС. Однако финансовый отчет за I квартал текущего календарного года несколько озадачил экспертов: представленные Microsoft в апреле данные показали, что Windows 8 по финансовым показателям даже заметно опережает супер-успешную Windows 7. В качестве объяснений наблюдатели выдвинули несколько гипотез, в том числе и какие-то особенности формирования собственно отчета. Прояснить ситуацию должен был следующий отчет (то есть опубликованный сейчас). Из него видно, что дела с Windows-направлением развиваются явно не лучшим образом (см. рис. 2). Хотя, конечно, то, что объем продаж настольных ОС вырастет не настолько сильно, как это бывало раньше в момент выхода новой версии, вполне можно было предполагать. Причем нужно добавить, что рост бизнеса подразделения Windows Division был обеспечен за счет услуг по обновлению версий (Windows Upgrade Offer), объем же новых лицензий сократился.
Однако самым неприятным и, кажется, довольно неожиданным известием для инвесторов было, конечно, резкое снижение прибыли данного направления в последнем квартале (наверное, именно это заставило акции пойти вниз. Microsoft объясняет это серьезными затратами, связанными с производством своих клиентских устройств Surface (900 млн. долл.) и повышением расходов на продвижение этих продуктов. Но проблема тут заключается в том, что, судя по всему, на этом трудности с рыночными перспективами аппаратных начинаний Microsoft не закончатся. Вопрос, который встал в повестку дня еще в начале 2013 г., заключается в том, будет ли компания как-то менять свою стратегию деятельности в области клиентских ОС. Ответ пока звучит так: нет, не будет (это подтверждается анонсами, сделанными в конце июня на Build 2013 в связи с представлением Windows 8.1). А ведь именно принципиальная правильность “клиентского” курса корпорации вызывает пока явные сомнения со стороны аналитиков.
У “младшего брата” Windows 8, мобильной версии Windows Phone 8, дела идут тоже не так хорошо, чтобы можно было говорить о позитивном для Редмонда переломе дел на рынке мобильных систем. Доходы возросли, но не так существенно, как это обычно происходит при выпуске новых потребительских продуктов. Главный партнер Microsoft, компания Nokia, никак не может вывести свой бизнес на уровень прибыльности, а в начале лета в СМИ активно обсуждалась тема ее возможного приобретения более успешными игроками, что не придает уверенности в будущем компании...
Еще одна важная тема развития Microsoft — переход к облачным сервисам и облачным моделям применения ИТ. В первую очередь речь идет о системе Azure и наборе Office 365. В пресс-релизе корпорации об окончании ее делового года говорится об успешности развития этого направления, но насколько это подтверждается финансовыми показателями — не очень понятно. В этом плане примечательно, что в отчете в явном виде говорится о росте доходов по продажам традиционных серверных продуктов компании и услуг по их поддержке, но никаких данных по Windows Azure не приводится.
Говоря об итогах финансового года Microsoft и перспективах развития ее бизнеса, нельзя обойти вниманием недавнее заявление руководства компании об изменении ее структуры и системы внутреннего управления. Что это означает и что можно ожидать от этого? В СМИ эту реформу уже назвали “самой радикальной за всю историю корпорации”, но с такой оценкой трудно согласиться. Скорее всего, это сделано с подачи самой Microsoft, которая хочет показать общественности свою решительность в борьбе за рынок в новых условиях. Хотя, конечно, данные изменения действительно отражают некоторые вещи, важные для понимания перспектив компании.
Предыдущая такая внутренняя перестройка была осуществлена 11 лет назад (в 2002 г.). Собственно, и тогда изменение состава бизнес-направлений было не очень значительным (но поменялись их названия). Принципиальным же моментом было то, что каждое направление получало больше самостоятельности. Сейчас корректировка содержания основных деловых структур тоже выглядит не столь значительной (см. рис. 3), хотя их названия опять заменены на новые. Главное же заключается в том, что снова меняется система управления, но уже в обратную сторону — усиления централизации. В этом плане очень характерно, что финансовые службы, ранее подчинявшиеся руководителям бизнес-направлений, теперь переподчинены главе финансов корпорации.
В том, что касается функциональной структуры Microsoft, суть реформы заключается, кажется, лишь в разделении направления Server & Tools на две части, одна из которых (Windows Server) сливается со своим настольным собратом, а вторая формирует основу облачно-корпоративной группы, в которую вливается направление онлайновых сервисов. Что касается ликвидации Business Online Services, то тут можно сказать только одно: наверное, это нужно было сделать много раньше. Дело в том, что данное направление практически всю свою историю было (и остается) убыточным, что вызывало много недоуменных вопросов со стороны наблюдателей. Понятно, что “планово убыточные” направления могут быть в структуре любого бизнеса. Они могут быть очень важны в плане поддержки работы других “приносящих прибыль” дел. Но тогда целесообразно не выделять их в автономные структуры, а включать в состав тех направлений, которые и обеспечивают финансирование вспомогательных функций. Что, похоже, сейчас и сделано. Вполне логичным представляется и объединение всех ОС (настольных и серверных) в одну структуру. Во всяком случае это, наверное, позволит предотвратить возможное сокращение объема бизнеса Windows Division за счет добавления к нему показателей по продажам Windows Server.
Стоит отметить снижение статуса направления Dynamics, которое по-прежнему объединено с офисными решениями. Подразделение деловых приложений (ERP и CRM) сохраняется, но его руководитель Кирилл Татаринов теперь будет отчитываться не напрямую Стиву Балмеру, а главе направления Applications and Services Engineering.
Что ж, прошедший финансовый период был для Microsoft непростым, компания перестраивается, адаптируясь в новым рыночным реалиям. Можно с большой уверенностью прогнозировать, что и наступивший год будет для нее достаточно сложным и очень интересным.
Данные об объемах продаж и операционной прибыли по разным подразделениям корпорации Microsoft (данные отчетов Microsoft), млн. долл.
Подразделения |
Итоги IV кв. финансового года |
Итоги финансового года (завершение — 30.06) | ||
2013 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. | |
Доходы | ||||
Windows Division |
4411 |
4152 |
19239 |
18400 |
5502 |
5050 |
20281 |
18534 | |
Online Services Division |
804 |
735 |
3201 |
2867 |
Microsoft Business Division |
7213 |
6324 |
24724 |
24111 |
Entertainment and Devices Division |
1915 |
1781 |
10165 |
9599 |
Другое |
51 |
17 |
239 |
212 |
Всего |
19896 |
18059 |
77849 |
73723 |
Операционная прибыль (убытки) | ||||
Windows Division |
1099 |
2422 |
9504 |
11555 |
Server and Tools |
2325 |
2040 |
8164 |
7235 |
Online Services Division |
(372) |
(6672) |
(1281) |
(8125) |
Microsoft Business Division |
4873 |
4128 |
16194 |
15832 |
Entertainment and Devices Division |
(110) |
(252) |
848 |
380 |
Другое (корпоративная деятельность) |
(1742) |
(1472) |
(6665) |
(5114) |
Всего |
6073 |
192 |
26764 |
21763 |