ИТ-термин “программно конфигурируемые сети” стал популярен около четырех лет назад, а восходит он к работам, проводившимся в Стэнфордском университете где-то в 2005 г. Концепция программно конфигурируемого хранения (на данном этапе она представляет собой скорее маркетинговый термин, чем что-то осязаемое) набирает популярность на протяжении года или что-то вроде этого. Говорят, будто проектируются программно конфигурируемые ЦОДы.
Теперь IBM поднимает на новый уровень концепцию “программно конфигурируемого N”. Голубой гигант создал группу под названием “программно конфигурируемые среды”, которая в прошлой жизни была группой приложений, интеграции и ПО промежуточного слоя в составе группы разработки ПО. Наверное, можно согласиться, что название “программно конфигурируемые среды” гораздо проще.
Определение SDE
Давайте повнимательнее рассмотрим, что все это означает. На своем веб-сайте IBM определяет SDE следующим образом: “программно конфигурируемая среда (Software Defined Environment, SDE) оптимизирует всю инфраструктуру вычислений (сами вычисления, хранение и сетевые ресурсы), чтобы она могла адаптироваться к решаемым задачам. В сегодняшней среде ресурсы вручную закрепляются за задачами. В SDE это происходит автоматически. В SDE задачи динамически закрепляются за ИТ-ресурсами с учетом характеристик приложения, наиболее доступных ресурсов и политик уровня обслуживания, обеспечивая непрерывную динамическую оптимизацию и переконфигурирование среды для устранения возникающих в инфраструктуре проблем. Все это осуществляется в централизованно управляемой среде”.
Концепция может показаться простой, но на практике все будет выглядеть несколько сложнее. “Я занимаюсь этим четыре или пять лет, но тогда мы не называли это SDE, — сказал корреспонденту eWeek главный технолог группы IBM SDE Мэтт Хогстром. — Мы начали с продукта, называвшегося WebSphere CloudBurst”.
SDE начиналась с CloudBurst
В апреле 2009 г. Джефф Бёрт писал в eWeek об этом продукте. Он назвал Cloudburst “новым аппаратным устройством и новой ориентированной на виртуализацию версией WebSphere Application Server, которые вместе открывают перед предприятиями прямой путь к переносу своей сервисно-ориентированной архитектуры в среду частных облаков”. Так что, возможно, это был тот самый продукт, благодаря которому появилось новое модное словосочетание.
“Хотя его и выпустили под маркой WebSphere, движок, на котором он бы построен и который включал в исполнение сценариев оркестрирование и образы, а также все прочее, был многоцелевым и мог использоваться с различными продуктами, — сказал Хогстром. — Благодаря такой эволюции мы переименовали CloudBurst в IBM Workload Deployer. Это было устройство, находившееся вне виртуализированной инфраструктуры… и работавшее с различными средами, такими как VMware, PowerVM, CVM. Мы всегда считали гетерогенное облако, если угодно, частью нашей ключевой технологии”.
IBM поднимает концепцию “программно конфигурируемого N” на новый уровень (возможно, даже более высокий, чем у идеи программно конфигурируемых ЦОДов), концентрируя усилия на OpenStack
Трансформация продуктов заложена в природе ИТ. Это естественный процесс для всех разработчиков, и IBM не исключение. В 2012 г. Workload Deployer превратился в продукт под названием Pure Application System — готовое к использованию программно-аппаратное решение для подготовки к транзакциям очищенных (в том числе от дубликатов) данных.
“Наше представление (о чем бы то ни было программно конфигурируемом) отличается от взглядов, скажем, VMware (на протяжении последних 6-8 месяцев VMware рассуждает о программно конфигурируемом ЦОДе) главным образом тем, что для нас решение не сводится к вычислениям, сети и хранению, — говорит Хогстром. — Оно включает также возможность формулировать и учитывать типы развертывания, а само развертывание сопровождать заключением соглашений об уровне обслуживания, в которых указывается, что должна обеспечивать инфраструктура”.
Работа Хогстрома в качестве главного технолога SDE требует включения групп, занимающихся в IBM вычислениями, хранением и сетями, в “контекст”, как он это называет. Чтобы группы могли сотрудничать, будучи помещены во что-то вроде инкубатора, а не вынуждены были действовать изолированно. “Мы назвали этот проект Armonia, что по-гречески означает «гармония»”, — казал Хогстром.
“Чистая, делимая архитектура”
“Нам нужна была чистая, делимая архитектура, которая позволяла бы различным производителям использовать стандартизированный набор интерфейсов, а дополнительно открывала бы возможность инноваций и приносила бы существенную выгоду”, — заявил Хогстром.
Место, где все это собрано воедино, называется OpenStack — основанная на открытых стандартах корпоративная ИТ-система с открытым исходным кодом. “Это то, что мы выбрали в качестве операционной парадигмы для создания своей программно конфигурируемой среды”, — сказал он.
В рамках проекта OpenStack разработчики и специалисты по облачной технологии всего мира создают платформу облачных вычислений с открытым исходным кодом, которая сможет применяться повсеместно при использовании публичных и частных облаков. Цель проекта заключается в разработке решений для любых типов облаков, которые будут простыми в реализации, масштабируемыми в широких пределах и функционально насыщенными. Множество взаимосвязанных подпроектов посвящено различным компонентам облачной инфраструктуры.
Проект OpenStack, который запустили компания Rackspace Hosting и НАСА, превратился во всемирное сообщество разработчиков ПО, совместно создающих стандартную и масштабируемую в широких пределах облачную операционную систему с открытым исходным кодом. Его миссия заключается в том, чтобы позволить любой организации создавать и предлагать облачные вычислительные сервисы, работающие на стандартном оборудовании.
Основные области применения согласно представлениям IBM
IBM определила несколько областей применения, в которых клиенты предположительно могли бы использовать ее продукт, сказал Хогстром. Затем она составила исходный набор для клиентов, включающий компоненты от других производителей или из унаследованных ИТ-систем клиентов.
“Hadoop, например, представляет набирающую популярность и развивающуюся систему. Компании находятся на различных стадиях готовности к ее использованию, — продолжал Хогстром. — Hadoop — специфическая система. У нее определенным образом наращивается количество узлов данных. Таким образом, у нас имеются модели, позволяющие видеть, как данная система себя проявляет, как она масштабируется и т. д. Далее вы хотите иметь возможность привязать эту систему к своей инфраструктуре и развернуть ее”.
Другие области применения, для которых группа IBM SDE подготовила свою архитектуру на базе OpenStack, это трехуровневые веб-системы, базы данных и иные области.
Heroku: весьма специфическая сфера применения
Одна из таких иных областей — Heroku, популярная облачная платформа доставки приложений.
“Модель Heroku имеет большие отличия, — сказал Хогстром. — В ее инфраструктуре уже имеются виртуальные машины. В определенной степени она является самоуправляемой, когда речь идет о развертывании, замене сервисов и т. д. Поэтому мы изучаем, как можно перейти от этого ПО к созданию его экземпляров в соответствии с решаемыми задачами”.
Для достижения всех этих целей у IBM сейчас имеется готовая к использованию система Pure Application System, предназначенная для тех клиентов, которые готовы ее установить и позволить ей делать свое дело, предоставив им заниматься своим бизнесом, сказал Хогстром.
“В определенных пределах можно использовать также устройство IBM Workload Deployer (IWD). Некоторыми возможностями такого рода обладает сегодня Tivoli SmartCloud Orchestrator, — продолжал Хогстром. — Кое-что из того, о чем я говорил, является желательным для предоставления возможностей “сделай сам”, но можно воспользоваться и готовым решением”.
Советы для отрасли
Хогстром, который был клиентом IBM, прежде чем перешел работать в Голубой гигант пять лет назад, хочет дать отрасли некоторые советы относительно того, как все это должно работать, когда приобретет популярность на рынке.
“Единственный способ добиться успеха, с моей точки зрения, заключается в сотрудничестве. Если угодно, пусть у каждого будет свой план, как все это объединить, — сказал Хогстром. — Мы считаем OpenStack тем проектом, в рамках которого происходят обмен идеями и выработка концепций. IBM весьма четко ориентирована на участие в сообществе, поскольку все это работает только благодаря сообществу и непрерывной разработке”.