На протяжении уже нескольких лет компания Canonical, известная своим Linux-дистрибутивjv Ubuntu, поэтапно движется к созданию унифицированного интерфейса под названием Unity для всех вычислительных устройств: компьютеров, планшетов и смартфонов. По мнению Стивена Воэна-Николса из ZDNet, эта система имеет неплохие шансы занять третье место после Android и iOS, не говоря уже о том, что мобильная Ubuntu может привлечь дополнительное внимание пользователей и к настольной системе Canonical, на протяжении многих лет боровшейся с Windows, впрочем, не очень успешно.
Сходной точки зрения придерживается и глава Canonical Марк Шаттлворт, который возлагает большие надежды на среду Unity, полагая, что качественно адаптированная версия Ubuntu для смартфонов и планшетов привлечет пользователей ПК, которые захотят иметь идентичную платформу на всех устройствах. Сейчас многие крупные вендоры продают свои компьютеры с Ubuntu Linux на борту, но популярность таких устройств по-прежнему далека от идеала. С экспансией операционной системы на другие платформы ситуация может измениться к лучшему.
На пути к этому Canonical запустила на краудфандинговом сайте Indiegogo проект для привлечения средств под запуск первого смартфона на базе ОС Ubuntu — Ubuntu Edge. К настоящему моменту удалось собрать 8,2 млн. долл. из требуемых 32 млн., но на сбор средств ещё остаётся примерно две недели, поэтому у Canonical еще есть время собрать необходимую сумму.
Ubuntu Edge задуман не только как смартфон, но и как замена персонального компьютера. То есть в смартфон будет помещена полноценная десктопная версия Ubuntu, и при подключении к монитору пользователь получит рабочую машину с возможностью использования общей памяти, например, для документов и фотографий, полученных по электронной почте на смартфон. Для того, чтобы обеспечить запуск настольной ОС, Ubuntu Edge будет оснащен многоядерным процессором (его производителя Canonical не указывает), 4 Гб оперативной памяти и 128 Гб встроенной флэш-памяти. Для подключения к монитору будет использоваться разъем MHL-HDMI.
Что касается прочих характеристик, то смартфон будет комплектоваться 4,5-дюймовым экраном с разрешением 1280x720, покрытым сапфировым стеклом. На борту устройства будут присутствовать две камеры — основная 8-Мп и 2-Мп фронтальная. Поддерживаются модули LTE, 802.11n, Bluetooth 4, NFC и GPS, акселерометр, гироскоп, датчик приближения, компас и барометр, стереодинамики, двойной микрофон с технологией шумоподавления и 3,5-мм гнездо для наушников.
Помимо поддержки полноценного рабочего окружения технологичный смартфон сможет использовать и ОС Android — таким образом, пользователь сможет выбирать при загрузке смартфона ту систему, которая требуется ему в данный момент времени. Единственное, на первоначальном этапе рабочее окружение настольной Ubuntu будет загружаться через специальное приложение — Ubuntu for Android, но впоследствии Canonical обязуется доработать для Ubuntu Edge загрузку настольной версии Ubuntu минуя Android.
“Конвергенция — вот конечная точка истории. Каждый девайс может быть сам по себе неплохим устройством, но истинная его ценность откроется только тогда, когда он станет членом одной семьи, умеющим передавать полноценный опыт взаимодействия любому другому гаджету”, — заявил Шаттлворт на недавно состоявшейся в Портленде (штат Орегон) конференции для Open Source-разработчиков OSCon. Менеджер по работе с сообществом Canonical Джоно Бэкон пояснил: “Именно этот опыт и должна предложить Unity — она позволит пользователю дистанцироваться от аппаратного средства в пользу пользовательского контента”.
Кстати, это едва ли не основная причина, почему Unity не пользуется большой популярностью среди опытных пользователей Linux. Они желают максимально настраивать операционную систему “под себя”, используя для этого корневые настройки, в то время как обычным пользователям такие излишества ни к чему — для них система с базовыми настройками является всего лишь проводником для потребления контента. Именно благодаря последним Ubuntu Unity становится всё более популярной среди новых пользователей. Бэкон уверен, что популярности эта система достигла благодаря своей простоте. Символом этой простоты выступает интерфейс, который выводит управляющие элементы только по минимуму и лишь при необходимости.
Бэкон полагает, что для унификации интерфейса нужно использовать одни и те же подходы для разных категорий устройств, несмотря на использование разных инструментов — не имеет значения, нативный ли это язык QML или структурированный HTML 5. “Мы не хотим загромождать интерфейс излишним функционалом, кнопками или виджетами, наоборот — всё должно быть элегантно. Например, если вы смотрите видео, то должны быть видны только пауза, перемотка вперед и назад. Но и они должны показываться только тогда, когда нужны пользователю”.
Такого минимализма Canonical удалось достичь за счёт всплывающих виджетов по краям экрана. Слева находится напоминающая внешним видом OS X панель Launcher. Снизу находится панель управления приложениями, справа — размещается меню настроек многозадачности. Вызываются эти настройки движениями пальцев от края экрана к центру либо, если предполагается работа с мышью, при помощи аналогичного движения курсора. По мнению Бэкона, во избежание фрагментированности интерфейса Ubuntu разработчикам следует воспользоваться опытом Android. Чтобы “упростить для них жизнь”, Canonical предлагает разработчикам приложений не только готовый SDK, шаблоны и элементы дизайна, но даже руководство по созданию приложений.
Как известно, операторские модели — это правило редко подразумевает исключения — под завязку наполняются предустановленными сервисами сотовых операторов, — сможет ли Ubuntu избежать кардинального изменения интерфейса или, говоря другими словами, не потеряет ли узнаваемость? Бэкон отметает эти опасения, говоря, что Canonical выделила в Ubuntu под нужды операторов Launcher и не позволит каким-либо иным образом менять интерфейс системы.
Что касается шансов Ubuntu на мобильном рынке, то они есть. Недавно членом Ubuntu Carrier Advisory Group (CAG) — рабочей группы представителей мобильной индустрии при Canonical — стал крупнейший американский оператор Verizon Wireless. Сеть оператора насчитывает 115 млн. абонентов. Ранее ряды CAG пополнил крупнейший мобильный оператор Китая — China Unicom, обладающий абонентской базой в 300 млн. В настоящее время в рабочую группу уже вступило несколько национальных мобильных провайдеров, в частности немецкий Deutsche Telekom, итальянский Telecom Italia, португальский PT Telecom, южнокорейский SK Telecom, индонезийский Smartfren и др.