В двадцать с лишним раз вырастет “облачное” использование корпоративных информационных систем (КИС) в ближайшие три года, считает Gartner: с сегодняшних 2% до 47% в 2015-м. Тут, конечно, имеются в виду все возможные модели, от предоставления провайдерами КИС как сервиса до их развёртывания в локальном или гибридном корпоративном облаке и организации рабочих мест в браузерах и на мобильных устройствах. Что касается конкретной ниши SaaS ERP, то она, если брать мировой рынок ERP-систем, к 2017 г. увеличится с 12 до 17%. С этими оценками солидарны и другие эксперты: по данным Forrester Research, в ближайшие два-три года продажи ERP в формате SaaS подрастут на 20%, а Research and Markets полагает, что с 2012-го по 2016-й мировой рынок SaaS ERP будет ежегодно увеличиваться на 14%. Весь же ERP-рынок, напомню, в 2012 г. вырос на 2,2%, при этом десятка лидеров контролирует 64% (первая пятёрка — 55%, лидер — 25%). Причём Gartner прогнозирует дальнейшую консолидацию (!) этого рынка, и серьёзную роль здесь, без сомнения, сыграет гибридная облачная модель.
А какова ситуация с облачными КИС в России? Соответствующими оценками с PC Week/RE делятся Кевин Аттард (старший директор по бизнес-приложениям Oracle в регионе ECEMEA), Владимир Егоров (руководитель направления продвижения ERP-решений Microsoft в России), Виктор Кононов (ведущий эксперт компании КОМПАС по техническому обеспечению) и Алекс Чудновский (вице-президент SAP Cloud по Восточной Европе), который, в частности, отмечает, что этот рынок в России находится на ранней стадии развития. К примеру, SAP вышла на него в начале 2013 г., планируя, что в течение нескольких лет его рост составит более 100%. Некоторые проекты будут запущены уже этим летом и осенью. Виктор Кононов также полагает, что рынок облачных КИС только формируется и присутствие на нём достаточно сильных игроков пока ничего не решает. А Кевин Аттард не видит особых различий между российским, восточно-европейским и ближневосточным профильными рынками — все они развиваются быстро, но при этом в России внедрение облачных технологий происходит все же не так быстро и эффективно, как могло бы. Вместе с тем практически все российские телеком-компании уже работают с продуктами Oracle по модели on-premise.
Как КИС дошли до облачной жизни
Вспомним краткую историю КИС. Первые системы автоматизации управления запасами появились в 1960-е, далее, в 1970-е, развилось планирование потребностей в материалах (MRP), в 1980-е — планирование ресурсов (MRP II), затем в конце прошлого — начале текущего века получила массовое распространение концепция ERP, и наконец облачные и сервисные реализации этих концепций появились в наши дни. Сегодня мировую ERP-индустрию движет спрос на облачные системы прежде всего со стороны крупных промышленных организаций и торговых сетей. Так, облачную ERP внедряет автопроизводитель Ford: в его планах — добиться максимальной гибкости и создания на базе каждой модели машин до пяти различающихся вариантов, учитывающих, скажем, специфику страны, где развёрнуто конкретное производство. Сегодня это становится возможным за счёт развития межнациональных связей, а масштабное перевооружение достигается снижением избыточности. Ford сегодня — одна из немногих компаний из списка Fortune 50, которой это реально удаётся, и ИТ-эксперты тут, конечно, отводят роль облачной КИС, доступ к централизованному “бэкенду” которой возможен из любой точки мира, а клиентские места свободно настраиваются на конкретные языки и специфику местного законодательства. Сокращаются и накладные расходы на деятельность цепочек поставщиков — через доступ в реальном времени ко всей необходимой информации из веб-интерфейса.
Однако ERP-функционала хотят не только производственники — он очень нужен среднему и малому бизнесу (СМБ), и именно облачная модель предлагает получить нужную функциональность быстро и выборочно, с оплатой только за реально используемые возможности. В этой связи Виктор Кононов выделяет явные ниши СМБ и крупного и суперкрупного бизнеса, полагая, что и в том и в другом случае перспективы огромны. Действительно, первыми облачную модель КИС бросились реализовывать стартапы (вот лишь несколько свежих имён этого года: Anaplan, Glovia, Kenandy, Rootstock, Selectica, Z-Buziness, Zoho) — с прицелом на СМБ, в погоне за быстрыми деньгами инвесторов, активно вкладывающихся в проекты с приставкой cloud. Но вскоре зашевелились и лидеры, почувствовав тут реальную конкуренцию. Сегодня все ведущие поставщики уже представили соответствующие облачные решения: Microsoft Dynamics ERP, Oracle ERP Cloud Service/Fusion, SAP Business ByDesign. Но при этом они сталкиваются с известными трудностями: как отмечает Кевин Аттард, крупные ИТ-компании до сих пор опасаются облаков, не выстраивая должным образом комплексные, пакетированные, вертикальные услуги.
Облачный позитив
Облачный или сервисный ERP-хостинг не требует существенных инвестиций для покупки и сопровождения серверов, организации политик безопасности, постоянного системного администрирования, ведения резервных копий и т. п. А “собственная КИС” подразумевает, например, набор ИТ-персонала на постоянную работу, что накладно и хлопотно. Да и совокупная стоимость владения, включая накладные издержки, будет весьма высока. C облачной же КИС все эти проблемы берет на себя провайдер, и по понятным причинам такая модель особенно популярна для СМБ и организаций с ограниченными ИТ-ресурсами. Внедрение облачной КИС, отмечает Виктор Кононов, как правило, дешевле для заказчика, чем внедрение по классической схеме, — ведь значительный пласт проблем с техническим обеспечением КИС забирает на себя облако. Подтверждает это и Алекс Чудновский: модель SaaS в целом стоит заказчику меньших затрат и быстрее начинает работать, нежели традиционное лицензируемое ПО. Однако на практике нишевые SaaS-игроки к развивающимся рынкам относятся как к хобби, уточняет Кевин Аттард. Зачастую компании вдруг решают расширить портфель услуг за счёт новомодных облачных технологий и предлагают фрагментированные, нишевые решения в сфере тех же SaaS, которые бизнесу потом трудно масштабировать и использовать “под себя”. Они сосредотачиваются прежде всего на зрелых и насыщенных рынках США и Западной Европы, а в России присутствуют в разрозненном, лоскутном формате, потому что у них нет локальных мощностей и развитой глобальной инфраструктуры, а также стратегических договорённостей с местными лидерами рынка и локальными партнёрами. Подобные игроки появляются от случая к случаю, предлагая узкоспециализированные решения для реализации единичных потребностей и программ, что в определённой степени вредит рынку облачных услуг.
Без сомнения, скорость возврата инвестиций от облачной КИС тоже заметно выше, нежели от классической. Облачная модель использования ИТ, как считает Владимир Егоров, уже сама по себе предлагает преимущества, среди которых — отсутствие значительных инвестиций в софт и необходимую для него инфраструктуру, оплата именно тех услуг, которые нужны, возможность без труда расширять сервисы или уменьшать их количество. Например, если надо увеличить число пользователей системы под какой-то проект, то в облаке это делается очень быстро. А когда проект заканчивается, так же быстро можно отказаться от неиспользуемых сервисов.
Алекс Чудновский предлагает в этой связи оценить стоимость традиционной модели: оборудование, лицензирование баз данных, установка интернет-серверов, интеграция с мобильными устройствами, затраты на работу ИT-отдела, необходимость обновлений каждые несколько лет, плюс, разумеется, обслуживание. В большинстве случаев невозможно предварительно рассчитать денежные и временные затраты на внедрение, так что они могут превысить изначальную смету. А вот облачные решения позволяют потребителю прогнозировать стоимость, не тратясь на оборудование, обновления и услуги ИТ-персонала.
Есть и немало других плюсов. Очевидным удобством облачной КИС эксперты Forrester называют доступ пользователей к системе в любое время и из любого места. Обновление и расширение функциональности в такой модели выполняется быстрее, нежели в случае собственной КИС, и скорость внесения нужных дополнений и настроек становится ключевым преимуществом. Пользователи облачных КИС могут расстаться с головной болью установки обновлений в горячем режиме — связанных ли с исправлением внутренних ошибок, с обеспечением безопасности или поддержкой новых законодательных норм. В облачной модели это происходит практически незаметно для клиентов — поставщик сервиса просто подправляет что-то в серверном движке. Автоматически решаются и проблемы с масштабированием — простой докупкой дополнительных виртуальных мощностей, а также подключением-отключением рабочих мест по мере необходимости (что особо важно, например, в сезонных бизнесах). В итоге не только СМБ, но и крупные компании, уже эксплуатирующие собственную ERP-систему, быстро оценят преимущество облачной версии, так как она наконец-то позволяет им сосредоточиться на рабочих процессах, а не на ИТ-специфике. Тем более, что, по словам Кевина Аттарда, в фокусе особого внимания бизнеса сегодня находятся также средства управление корпоративными знаниями, управления профессиональным развитием персонала и управления финансами, только уже на новом уровне — включая аспекты соответствия регуляторным и нормативным требованиям.
Спринтерские внедрения
А можно ли выиграть на скорости внедрения облачной КИС? Как отмечает Алекс Чудновский, большинство облачных решений имеет гибкую конфигурацию и не требует специальной адаптации, что значительно сокращает временные затраты на их внедрение. Хорошая облачная платформа предлагает не сложный программный код, а новую логику ведения бизнеса и помощь в реализации корпоративной стратегии. Виктор Кононов же полагает, что если процесс внедрения облачной КИС и можно ускорить, то разве что за счёт облачной инфраструктуры. Сама скорость внедрения КИС, как и раньше (по классической схеме), зависит от квалификации внедренцев. Солидарен с этим мнением и Кевин Аттард: “мы не форсируем переход в облако, а советуем исследовать возможности, которые облачные технологии предоставляют, и преимущества, которые они способны дать”.
Владимир Егоров подытоживает: само внедрение очень часто проходит быстрее. Например, клиент в течение месяца смотрит бесплатную версию, с помощью своего партнёра конфигурирует её под свои процессы, проверяет в “боевых” условиях, и когда его всё устраивает, просто оплачивает нужное количество рабочих мест и работает на уже настроенной системе. Но, конечно, быстрота внедрения облачной КИС, так же как и традиционной, во многом зависит от отлаженности бизнес-процессов компании, от понимания, что именно автоматизируется. Если этого понимания нет, то внедрение может вообще никогда не завершиться.
Облачные CRM: уже можно заказывать
Облачные ERP-системы в России, как выразился Владимир Егоров, пока ещё экзотика, хотя, несмотря на наличие специфических особенностей, у российского бизнеса есть множество черт, присущих глобальному мировому бизнесу, полагает Кевин Аттард. С облачными CRM ситуация заметно энергичнее: семь из десяти компаний, которые обращаются по поводу CRM-систем, в первую очередь интересуются именно сервисной моделью использования. При этом многие хотят сразу весь функционал в облаке, то есть на сервисную модель настроены изначально. Алекс Чудновский уточняет, что наибольший интерес у клиентов вызывают облачные версии CRM, управления командировочными расходами и закупками, а также решения по управлению персоналом. Очень похожая ситуация и в США: 65% покупателей CRM приобретают именно облачные версии, и по оценкам Gartner, с 2012 г. доля SaaS CRM на мировом рынке составляла 39%, а к 2016-му превысит 50%.
Облака и легаси-КИС — как совместить?
Но как быть с унаследованными “собственными” КИС, которые развёрнуты практически в любой организации? Бизнес-приложения не должны и не могут существовать сами себе — в отрыве от других систем, автоматизирующих бизнес-процессы компании, уверен Владимир Егоров. Поставщик облачной КИС обязательно должен предоставлять набор организационно-технических мероприятий по интеграции “старого и нового”. Несомненно, такая возможность необходима подавляющему количеству пользователей облачных КИС, считает и Виктор Кононов: надо учитывать, что потребители, например, редко переводят в облако все элементы КИС, предпочитая делать это постепенно и используя одновременно как старые классические приложения, так и новые облачные.
По словам Алекса Чудновского, для больших компаний интеграция действительно необходима, будь то получение информации, отправка её в другую систему, создание отчётов или аналитика. СМБ может использовать облачные решения отдельно, но в любом случае интеграция систем и поддержка обмена данными повышают возможности аналитики и помогают оптимизировать другие процессы.
Мобильность КИС
Насколько важно поддерживать доступ к облачной КИС с мобильных устройств? К примеру, облачные решения SAP поддерживают работу с платформами Android, iOS и Blackberry, причём большинство приложений не дублируют функции браузерного варианта, а 80% новых функций облачных приложений создаются в первую очередь для мобильных устройств — таковы предпочтения пользователей!
Если несколько лет назад трудно было представить, чтобы бухгалтеры работали удалённо, то сейчас многие заказчики говорят, что их финансовый департамент просит организовать возможность дистанционной работы, отмечает Владимир Егоров. Один из актуальнейших трендов сегодня — это консьюмеризация ИТ, связанная не только со стремительным распространением разнообразных мобильных устройств, но и с изменением темпов и качества жизни как простых пользователей, так и компаний. Поэтому все современные решения умеют работать в браузерах, и вопрос поддержки мобильных устройств можно считать снятым с повестки дня.
При внедрении масштабных ИТ-систем топ-менеджмент компании, как правило, не сразу замечает прямые результаты, так как экономический эффект от внедрения мобильной функциональности не так заметен, однако в конечном итоге руководители могут получить полную картину данных. По мнению Кевина Аттарда, речь идёт скорее о психологическом эффекте — мобильные решения визуализируют серверные данные, по сути, позволяют на пользовательском уровне увидеть, ради чего и затевался проект по созданию КИС.
А вот Виктор Кононов не считает, что можно построить полноценное рабочее место на мобильном устройстве. Какой бы максимально удобный интерфейс на нем ни спроектировать, по удобству он будет проигрывать рабочему месту с полноразмерным монитором и нормальной клавиатурой. Вместе с тем для решения ряда дополнительных задач, зачастую возникающих вне основного рабочего места (задачи контрольно-аналитического характера, общение разъездных коммивояжёров с базой данных и т. п.), возможность использования мобильных устройств весьма полезна.
В чем подвох?
Понятно, что внедрение новинок не обходится без проблем. Облачная модель КИС, как мы видим, выглядит очень соблазнительно, но нет ли в ней каких-то серьёзных потенциальных помех? Вот мнение Алекса Чудновского: облачные решения открывают широкие возможности для централизации. Организациям требуется согласованное управление, а для этого необходимо внимательно присмотреться к внутренним процессам, поскольку зачастую разные подразделения одной компании долгие годы работают автономно и независимо друг от друга. Некоторым компаниям это даётся непросто, и тут важно осознать ценность единых критериев оценки и анализа, в то же время сохранив самостоятельность подразделений. А Владимир Егоров полагает, что главная трудность сегодня, пожалуй, — психологическая, ведь речь идёт о критичной для бизнеса информации.
Нельзя забывать и про отношение к облачным технологиям регулирующих структур. Позволяет ли законодательство страны обрабатывать данные вне своих границ? Это острый вопрос, но при желании и с ним можно разобраться: Кевин Аттард сотоварищи придерживается подхода, позволяющего развивать бизнес в настолько закрытых и зарегулированных государствах, что ранее никто не верил в успешную реализацию его компанией соответствующих проектов, которые удалось реализовать с помощью набора различных моделей размещения программно-аппаратных решений.
Действительно, отличное решение многих упомянутых проблем — использование гибридной модели, которая сочетает локальную инфраструктуру и публичные облачные сервисы. Волнуются компании и об общей надёжности, качестве линии связи, по которой провайдер предоставляет сервис (телекоммуникационная составляющая), но в решении всех этих неантагонистических организационно-технических сложностей наблюдается выраженная положительная тенденция.