Департамент информационных технологий Москвы предлагает всем желающим оцифрованную муниципальную информацию через портал открытых данных data.mos.ru. Разработчикам доступен открытый API, разрешается произвольная монетизация приложений, создаваемых с его помощью (условно говоря, не надо выплачивать мэрии роялти). Более того, в ходе организованного при поддержке Google конкурса Moscow App Contest на лучшее городское приложение автор программы-победителя получит 150 тыс. руб. и, главное, возможность продвижения приложения в качестве официального сервиса правительства Москвы. Эта позитивная информация прозвучала 18 августа на конференции Apps4All Summer Fest, собравшей 300 ведущих ИТ-экспертов.
Сегодня коммьюнити Apps4All насчитывает 1000 зарегистрированных компаний из 30 городов, представивших 5000 мобильных приложений, и растёт оно заметно быстрее, нежели год назад. Открывая мероприятие, прошедшее в неформальной обстановке на теплоходе на Москве-реке, генеральный директор Apps4All Александр Васильев особо подчеркнул такой менее деловой формат, связанный, видимо, с летним отпускным периодом. Действительно, конференция, за исключением вступительной официальной части, скорее походила на тусовку — тем более что большинство мобильных разработчиков молоды. Да и возможность полюбоваться на виды Москвы в прекрасную погоду тоже не слишком способствовала официозу, хотя деловые контакты в такой неформальной обстановке налаживались тем не менее буквально на каждом шагу. Кроме того, в рамках конкурса на лучшую идею для городского приложения компания BlackBerry разыграла среди участников два своих планшета, а компания OPPO — три смартфона Find 5.
ДИТ Москвы представлял Дмитрий Рыжков, не являющийся, однако, по его словам, сотрудником этой организации. Он рассказал о запуске в этом году Единой мобильной платформы г. Москвы и открытого API, доступного для сторонних программистов (мобильными данными о столице пользуется сегодня 1,8 млн. человек). В качестве разработчиков на портале зарегистрировались уже 300 человек, 60 из них что-то делают, десяток готовых программ можно скачать.
Какие сервисы предлагает сегодня ресурс dit.mos.ru? Это мобильный туристический портал (важное отличие от схожих онлайновых сервисов — использование только верифицированных данных), информация о парковках, госуслуги Москвы (например, возможность ввести данные по водосчётчикам), служба “Узнай Москву” (туристические маршруты), информация по ЖКХ, возможность организовать онлайновый опрос жителей своего дома о качестве предоставляемых услуг и т. п. А мобильная приёмная правительства Москвы уже принесла в муниципальную казну 20 млн. руб. штрафов на нерадивые организации.
Дмитрий Мартынов, региональный менеджер Google по программам взаимодействия с разработчиками, отметил, что на продвижение мобильного продукта заметно влияет качество его описания в магазине (правильно подобранные скриншоты, рекламный текст). Играют роль грамотная навигация между экранами в интерфейсе, способность программы сохранять своё состояние между запусками. Важно наличие локализованной версии, которые особо любимы, в частности, в России и Южной Корее. Дмитрий Мартынов напомнил об удобной кнопке загрузки выбранного приложения на телефон непосредственно с сайта Google Play, а также посоветовал не злоупотреблять доступом программы к приватной информации на телефоне, потому что некоторые зловредные приложения, маскируясь под игры или утилиты, подчас выполняют вредительские действия, поэтому Google сегодня строго подходит к контролю за приложениями, предлагаемыми в фирменный магазин.
Кристина Петрянина, консультант в сфере платного телевидения и новых медиа из J’son & Partners Consulting, оценила российский рынок мобильной рекламы примерно в 1% от мирового, который составляет 7 млрд. долл., но уже к 2015-му он вырастет до 25 млрд. Сурен Макарян из “Априкот Мобайл” отметил, что, несмотря на такой интенсивный рост, к мобильной рекламе надо относиться разумно. Не даст сегодня эффекта всплывающая реклама или начальные заставки — пользователя надо уважать, спрашивать разрешение, рекламировать продукты ненавязчиво. При этом, по мнению его коллег, классическая схема полного рекламного цикла не меняется, мобильные устройства — это лишь очередной новый носитель рекламной информации, хоть и весьма эффективный.
Отмечу интересные наблюдения выступавших практиков, которые уже реализовали мобильные проекты. Так, один из авторов программы “Мобильный донор” рассказал, как эта первоначально чисто компьютерная идея развилась в полноценный социальный проект и успешный бизнес. Но пока надо учитывать, что в российских регионах массово распространены дешёвые андроид-телефоны, и трубки на старых, ушедших с рынка ОС. А 70% пользователей айфонов живут в крупных городах. Многие региональные рекламодатели идею мобильной рекламы ещё не понимают, некоторые даже не знают, что такое смартфон, однако бюджеты на освоение новых платформ уже активно выделяются, поэтому в данном процессе особо важна просветительская миссия СМИ.