Стремительное развитие ИТ, с одной стороны, подстегивает бизнес учебных центров (УЦ), занятых ИТ-обучением и переподготовкой специалистов, которым необходимо постоянно обновлять свои навыки, а с другой — ставит перед УЦ новые вызовы, поскольку технический прогресс расширяет доступ к знаниям, открывая новые возможности самостоятельной профессиональной подготовки, о которых раньше можно было только мечтать. О том, какая ситуация сейчас складывается на постоянно меняющемся ландшафте ИТ-обучения, рассказывают эксперты из учебных центров, кадровых агентств и ИТ-компаний.
Зрелый бизнес
Рынок ИТ-обучения в сильной степени зависит от текущей ситуации на ИТ-рынке в целом, а она определяется состоянием экономики. В кризис 2008—2009 гг. спрос на услуги по подготовке специалистов упал, затем стал постепенно расти и даже превысил докризисные показатели. Прошедший учебный год также оказался вполне удачным для опрошенных нами компаний. Так, УЦ РДТЕХ сообщила о полном выполнении своих планов, у “Школы IT-менеджмента” бизнес вырос на 5% (сохранена динамика нескольких последних лет), у УЦ “Специалист” рост составил 13% (почти до 830 млн. руб.), а УЦ “Информзащита” сообщил о 30%-ном росте выручки. Увеличился оборот в области авторизованного обучения и у Microsoft, а в УЦ SmartLevel (центре обучения компании IBS Platformix), как сообщили его представители, минувший год прошел относительно ровно, без стремительного роста и спада активности.
В целом же, по мнению экспертов, рынок сейчас находится в зрелой фазе и здесь нет бурного роста. Более того, стали ощущаться и негативные тенденции. “Торможение роста спроса вызывает витающее в воздухе ожидание кризиса: наши клиенты отмечают, в частности, тенденцию к сокращению статей на командировочные расходы”, — сообщил Михаил Савельев, директор УЦ “Информзащита”.
О том же сказал и Андрей Чумаков, директор УЦ РДТЕХ: “В конце года в целом ряде компаний были заморожены или урезаны бюджеты на обучение в связи с ожиданиями экономического кризиса. Такая форма сокращения расходов стала в России чем-то вроде традиции, и речь идет именно о сокращении, а не об оптимизации. Ведь следует взвесить, какую долю занимают бюджеты на обучение в обороте компаний и какие риски компания несёт, отказываясь обучать сотрудников”.
“Мне кажется, что сейчас на рынке ИТ-обучения чувствуется некоторая неопределенность, как, наверное, и на других рынках, — солидарен с коллегами Александр Соколов, директор “Школы IT-менеджмента”. — Поэтому к выбору программы обучения и учебного заведения потенциальные слушатели подходят более тщательно. Меня это только радует, так как в выигрыше останутся те центры, которые заботятся о качестве программ, постоянно повышают уровень преподавательского состава и тренеров”.
С ним согласен Михаил Савельев, который объясняет текущую ситуацию тем, что рынок образовательных услуг чрезвычайно чутко реагирует на любые кризисные явления, так как бюджеты на обучение идут “под нож” в первую очередь: “Хотя само по себе это странно: как раз в кризис и следует учить своих сотрудников, чтобы они лучше справлялись с большим перечнем задач”. Однако он оптимистично смотрит в будущее: “С одной стороны, работы нам постоянно подкидывают законодатели, меняя нормативную базу с такой частотой, что переделывать курсы приходится едва ли не в процессе занятий. С другой стороны, развиваются технологии, которые требуют новых решений по безопасности. Кроме того, именно о безопасности начинает думать все больше людей, в том числе и представители ИТ-индустрии. Так что открывается огромный фронт работы по корректировке их мировоззрения на безопасный лад”.
Новые технологии — новые курсы
Повышенная избирательность слушателей не дает учебным центрам расслабляться. Стараясь привлечь людей, УЦ постоянно обновляют ассортимент курсов, стараясь охватить самые актуальные темы. Так, УЦ SmartLevel открыл кафедру “Корпоративной безопасности” в Рязанском государственном радиотехническом университете (РГРТУ) и стал эксклюзивным обладателем авторизации по курсам Dell в России, запустив новое направление, посвященное серверам и системам хранения данных.
“Школа IT-менеджмента” дополнила направление по подготовке директоров по ИБ курсами для ИБ-руководителей среднего звена. “Мне кажется, что это очень перспективное направление, в ближайшие годы и специалистов, и руководителей по ИБ будет катастрофически не хватать”, — считает Александр Соколов.
УЦ РДТЕХ расширяет учебные направления за пределы традиционного для него обучения на авторизованных курсах Oracle. “Мы будем развивать обучение в области технологий Microsoft, ИТ-консалтинга и ИТ-менеджмента”, — сказал Андрей Чумаков.
В таком же ключе действует и УЦ “Специалист”. “Мы получили статус авторизованного учебного центра Apple и будем предлагать широкий ассортимент курсов по технологиям этой компании, кроме того запустим много новых курсов по менеджменту и управлению проектами. Всего в этом году введем порядка 70 новых курсов, — сообщил Дмитрий Гудзенко, директор учебного центра “Специалист”.
Бизнес учебных центров подстегивает и политика вендоров. Например, компания Microsoft в прошедшем учебном году обновила программы обучения и сертификации, запустила новую “облачную” сертификацию cloud-built certification и значительно сократила время выпуска курсов. “В результате учебные курсы и сертификационные экзамены по новым продуктам Microsoft стали доступны к моменту выпуска этих продуктов”, — сказала Мария Солодянкина, менеджер по работе с учебными центрами “Microsoft в России”.
На руку некоторым УЦ играют и перемены в политике государства. По словам Михаила Савельева, в прошедшем учебном году два фактора стимулировали спрос на обучение в области безопасности: новое положение о лицензировании в ФСБ и то, что с 1 сентября 2013 г. отменяются документы об обучении государственного образца: “Первый фактор подстегнул волну обучения для получения соответствующих документов, а второй — волну обучения “впрок”, поскольку пока до конца не ясно, как будут меняться требования регуляторов в будущем”. Правда, он предположил, что последняя тенденция может спровоцировать некоторый спад в конце 2013 г., поскольку значимая доля спроса обусловлена именно обучением под соответствие требованиям регуляторов рынка безопасности.
Некоторые УЦ расширяют рамки подготовки ИТ-специалистов за пределы информационных технологий. Так, УЦ “Специалист” постепенно переходит к комплексному подходу, позволяющему дополнительно к техническим знаниям получить подготовку по менеджменту, английскому языку, основам экономики и финансов от ведущих преподавателей в этих областях. “Нам, учебным центрам, приходится, к сожалению, компенсировать недостатки и недоработки нашего высшего образования. У нас уже разработаны комплексные программы обучения так, чтобы формировались целые треки. В результате слушатели могут как сосредоточится на отдельных программах, так и получать более полную подготовку”, — сообщил Дмитрий Гудзенко.
Новые форматы обучения — плюсы или минусы?
Чтобы заинтересовать слушателей, УЦ обновляют не только содержание курсов, но и их форматы. Это стало возможным, так как благодаря развитию ИТ и Интернета появились совершенно новые способы обучения. Немаловажную роль сыграл и экономический кризис, из-за которого компании и индивидуальные слушатели резко снизили затраты на обучение. В результате сейчас многие УЦ предлагают наряду с традиционной очной формой также и вебинары, очно-заочное, открытое и персональное обучение.
Так, УЦ “Специалист” ввел форматы онлайнового и открытого обучения, а в прошедшем учебном году запустил еще и очно-заочный формат. “Это позволило не только повысить эффективность обучения, но и снизить его стоимость на 30—40%”, — объяснил Дмитрий Гудзенко и добавил, что планируется внедрить очно-заочное обучение с использованием бесплатных материалов.
У слушателей УЦ РДТЕХ тоже появилась возможность учиться дистанционно, выполняя при этом лабораторные работы. По тому же пути пошел и УЦ “Информзащита”, развернувший свое облако, на котором слушатели выполняют лабораторные работы в дистанционном режиме. “Это шаг навстречу слушателям, обучение которых страдает из-за сокращений командировочных расходов, — пояснил Михаил Савельев. — В качестве базовой модели мы выбрали онлайн-трансляции, в ходе которых преподаватель взаимодействует одновременно с двумя аудиториями — слушателями очного курса и участниками трансляции. Это дает удаленным слушателям практически полноценную возможность получить знания в полном объеме, пообщаться с коллегами и преподавателям, услышать живые вопросы коллег из зала, поучаствовать в дискуссиях”.
Вендоры, со своей стороны, стараются поддерживать новые форматы. Например, Microsoft предлагает полностью переоснащенный сервис по хостингу лабораторных работ, который необходим для внедрения дистанционных форм обучения, доля которых, по словам Марии Солодянкиной, составляет в зависимости от УЦ и самого формата обучения от 5 до 40%, но в среднем по новым форматам учится порядка 10—20% от общего числа слушателей.
Например, в УЦ “Специалист” на вебинары приходится 8% оборота, а на открытое обучение — в среднем 15%. “Но на некоторых курсах и ИТ-направлениях слушатели вебинаров составляют 30—40% от общего числа обучаемых, — отмечает Дмитрий Гудзенко. — Мы рады, что значительно выросла на вебинарах доля региональных слушателей и ожидаем также роста очно-заочного обучения. И все же основным видом обучения у нас остаются классические групповые очные занятия”.
В УЦ “Информзащита” констатируют рост доли слушателей дистанционных курсов в геометрической прогрессии. “Сложно выявить первопричину перехода на дистанционные формы обучения. Тренд это или экономический фактор — покажет время”, — считает Михаил Савельев.
Новые подходы постепенно получают распространение и среди крупных корпораций. “Региональные корпоративные клиенты иногда заказывают у нас дистанционное обучение для целой группы своих сотрудников. Это удобно слушателям и выгодно компании, которая экономит значительные средства на командировочных и стоимости обучения”, — поделился опытом Дмитрий Гудзенко. Возможно поэтому в последние годы у УЦ “Специалист” выросла доля слушателей из регионов. По словам Дмитрия Гудзенко, запланирован дальнейший рост этой доли: “Чем сложнее и уникальнее учебный курс, тем больше мы видим среди слушателей жителей других городов и регионов”.
Вместе с тем, как отмечает Александр Соколов, в области бизнес-образования в России явно превалирует очно-заочная форма обучения: “Слушатели предпочитают учиться без отрыва от работы. А онлайновые формы пока еще слабо развиты и значительно уступают в качестве”.
Невысокую популярность онлайновых курсов отмечают и в УЦ РДТЕХ. “Наша компания работает в основном с большими и средними организациями, которые в случае внешнего обучения сотрудников по-прежнему предпочитают традиционные очные курсы, а дистанционные формы они, как правило, практикуют при внутреннем обучении”, — сообщил Андрей Чумаков.
Видимо это связано с тем, что образование — довольно консервативная сфера в отношении новых методов и форматов обучения. Есть и другие проблемы. Так, Андрей Чумаков считает главной из них опасения заказчика за качество усвоения материала в случае дистанционного или заочного обучения. По его мнению, электронные курсы и вебинары по-прежнему не могут конкурировать с очным обучением по объему материала, который слушатель усваивает в течение сравнительно короткого времени.
Дмитрий Гудзенко выделил психологические проблемы, связанные с недоверием, особенно на первых порах, к новым методам обучения со стороны как учащихся, так и преподавателей: “Чтобы их решить, надо, во-первых, в полном объеме доводить до потребителя информацию об особенностях и преимуществах каждого нового метода. Во-вторых, нужно учитывать индивидуальные особенности преподавателей при назначении их на группы разных форматов. И самое главное — необходимо обеспечить единые стандарты знаний и навыков, получаемых слушателями, независимо от формата их обучения. Будь то очное обучение или вебинары, открытое обучение в очном или удаленном режимах, очно-заочное обучение — везде должна быть единая учебная программа, одни и те же стандарты качества, одни и те же документы об окончании обучения”.
По мнению Марии Солодянкиной, в области новых форм обучения речь идет, скорее, не о проблемах, а о задачах, которые следует решать: “Прежде всего, нужна дополнительная подготовка преподавателей, так как новые методы требуют нового подхода к взаимодействию преподавателя со слушателем. Например, если в классе преподаватель видит всех слушателей и понимает, кто хочет задать вопрос, то при дистанционном обучении требуется более проактивное обращение преподавателя к удаленным студентам, чтобы вовлечь их в дискуссию, узнать их мнение и т. д. Аналогичная проактивность необходима и при персональной форме обучения, которая является комбинацией самостоятельного обучения и обучения под руководством преподавателя”.
Нельзя забывать и о переоснащении программно-аппаратной базы УЦ. Так, для использования электронных учебников нужен ридер или второй монитор, поскольку первый служит для лабораторных работ. А для открытого онлайн-семинара, к которому иногда могут подключаться сотни людей, необходимо внедрить средства для стабильной связи с большим числом учащихся.
Важную роль играет и маркетинг, считает Мария Солодянкина: “Предстоит проделать огромную работу, чтобы рынок узнал о том, что обучение в УЦ под руководством преподавателя — это не обязательно “школьный формат”, а много разных современных форм и методик, которые повышают гибкость и доступность авторизованного обучения, сохраняя высокое качество и эффективность”.
Ситуация на рынке труда — какие перемены?
Популярность услуг ИТ-обучения во многом определяется ситуацией на рынке труда и реальным спросом на ИТ-профессионалов. По данным кадровых агентств, этот спрос по-прежнему остается на высоком уровне и значительно опережает предложение. “Дефицит кадров на ИТ-рынке сохраняется, и в ближайшее время изменений в лучшую сторону не предвидится”, — констатирует Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства “Юнити”.
По мнению Юлии Соляевой, ведущего консультанта департамента ИТ-рекрутмента компании Antal Russia, такая ситуация связана с тем, что успех бизнеса российских предприятий все больше зависит от качества работы их ИТ-департаментов. Это обеспечивает стабильный спрос на высококвалифицированных ИТ-специалистов, которые помогают бизнесу быть конкурентоспособным в условиях меняющегося рынка.
В результате на рынке труда наблюдается острая конкуренция между работодателями за ИТ-специалистов. По словам Веры Анисцыной, в среднем кандидат получает порядка шести предложений. При этом на его выбор влияют самые разные факторы — наличие полной, корректной и своевременной обратной связи со стороны работодателя, отношение к кандидату на собеседовании, территориальная расположенность предполагаемого места работы, наличие и полнота обучающих программ.
Что касается конкретных специальностей, то, как отметила Виктория Мингазова, ведущий консультант по поиску и подбору персонала холдинга “Империя кадров”, всем нужны талантливые и работоспособные разработчики, тестировщики, архитекторы и аналитики. Особенно активным спросом пользуются специалисты по электронной коммерции, подготовке интернет-контента, оптимизации сайтов. Также востребованы специалисты по различным бизнес-системам, таким как “1С”, SAP, Oracle BI, и опытные программисты на языках Java, C, C++, CC#, PHP.
Юлия Соляева, в свою очередь, отмечает высокий спрос на специалистов с опытом участия в интеграции информационных систем сливающихся компаний, трансформации ИТ-департаментов, построении ИТ-функционала с нуля. Кроме того, по ее словам, многие российские компании все чаще стремятся привлечь в свою команду высококвалифицированные ИТ-кадры с опытом работы в международных компаниях, которые имеют экспертизу в правильном выстраивании бизнес-процессов, опыт работы с западными промышленными системами, понимание международных стандартов, методологий и практик.
Кроме того, Юлия Соляева также отметила перемены в регионах, где раньше традиционно происходило вымывание ИТ-кадров: “Сейчас из-за возрастающих инвестиций в регионы России наблюдается тенденция перемещения высококвалифицированных ИТ-специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга в другие города России, где часто не хватает необходимых профессионалов”.
Кадровые агентства единодушно констатируют рост зарплат в области ИТ, что неудивительно в условиях высокой конкуренции за ИТ-специалистов. Так, согласно ежегодному исследованию компании Antal Russia, за последний год оклады ИТ-профессионалов выросли в среднем на 10—15%. При этом в целом по рынку зарплаты растут быстрее (10—30%), чем внутри отдельно взятых компаний (5—10%), т. е. при смене работодателя кандидат может рассчитывать на более высокий уровень дохода. При этом уровень зарплат ИТ-специалистов варьируется в зависимости от их специализации. Так, по данным Виктории Мингазовой, разработчики могут претендовать на ежемесячный оклад 80—200 тыс. руб. в зависимости от работодателя и конечного потребителя продукта. У специалистов технической поддержки оклад может составлять 35—60 тыс. руб. Кроме того зарплата зависит от результата выполняемой работы. Так, разработка нового продукта, которая принесет обладателю лицензии прибыль, всегда будет оплачиваться выше.
Массовые онлайновые курсы — угроза или подспорье?
В последние пару лет мир переживает революцию в сфере образования. За рубежом появились массовые открытые онлайновые курсы (massive open online course, MOOC). В результате на сайтах Coursera, Udacity, MITx и др. можно уже сейчас совершенно бесплатно изучать учебные программы ведущих университетов со всего мира. Вендоры не отстают от передовых тенденций и тоже открывают в Интернете открытые образовательные ресурсы.
Так, Microsoft около трех лет назад запустила в России веб-проект Microsoft Virtual Academy (MVA) с бесплатными учебными материалами и записями семинаров для начального ознакомления с новыми технологиями компании. Более глубокое их освоение и практическая работа “руками” с продуктами проводится под руководством тренера на официальных курсах Microsoft, которые доступны в дистанционном режиме. Можно также выполнять промежуточные тесты на сайте MVA или других веб-ресурсах, чтобы оценивать свои знания, и лишь для получения сертификата нужно лично приехать в центр сертификационного тестирования.
Может показаться, что возможность самостоятельного и бесплатного обучения подрывает бизнес учебных центров. Однако представители УЦ с этим не согласны. По мнению Александра Соколова, подобные курсы не оказывают влияния на рынок бизнес-образования в сфере ИТ: “Ведь на программы MBA для ИТ-директоров или для директоров по ИБ приходят специалисты, которые уже прошли множество подобных курсов, а сейчас у них задача вырасти в качестве управленца, а здесь совсем другая специфика”.
По мнению Алексея Янкевского, менеджера по развитию бизнеса учебного центра SmartLevel, главные причины слабого влияния открытых онлайновых курсов на бизнес учебных центров — языковой барьер и отсутствие возможности практической работы не на симуляторе, а на реальном оборудовании: “Онлайновое обучение возможно только на курсах базового уровня, а средний и высокий уровни подготовки требуют обязательного присутствия в аудитории. Очень тяжело “на пальцах” объяснять учащемуся как работает та или иная технология. Только доскональное знание теории и многочасовая “наработка руками” позволяют достичь хорошего знания изучаемых курсов и технологий. Поэтому до половины учебного времени мы отводим под практическую работу под контролем опытных специалистов”.
Многое также зависит и от специализации УЦ. Так, по мнению Михаила Савельева, MOOC'ы никак не влияют на обучение в области информационной безопасности: “Причин тут две. Во-первых, наша безопасность сильно завязана на российское законодательство и на отечественные решения по защите, что никак не отражается на онлайновых курсах. Во-вторых, эти курсы подходят для тех, кто способен учиться самостоятельно. Как показывает практика, таких немного. Остальным больше подходит аудиторная форма. Кроме того, некоторые темы очень сложно, а то и невозможно разбирать в подобном формате, например связанные с анализом законодательства”.
Дмитрий Гудзенко считает главным минусом доступных онлайновых курсов недостаточную оперативность в изменении контента: “В вузовском фундаментальном образовании, например в физике, математике и т. п., учебный материал достаточно стабилен, а в ИТ все меняется крайне быстро. Занятия на бесплатных онлайн-курсах проигрывают очному обучению и в мотивации. Подобные курсы заканчивают не более 10% людей из тех, кто начинал обучение”. С ним согласен и Михаил Савельев: “В формате электронного обучения лучше всего изучать базовые, академические курсы. А там, где необходим оперативный анализ законодательства или судебной практики, рассматриваются практические вопросы эксплуатации различных систем, нужно живое общение с преподавателем и быстрое изменение контента”.
Тем не менее появление и массовое распространение MOOC'ов не может пройти бесследно. По мнению экспертов, это явление заставляет учебные центры задуматься о новых путях развития и возможных новых рыночных нишах. Так, Мария Солодянкина считает, что MOOC'ы не заменяют, а лишь дополняют обучение в авторизованных учебных центрах: “Онлайновые проекты значительно расширяют рынок самостоятельного обучения и дают людям дополнительные возможности доступа к знаниям, но не умаляют достоинств полноценного обучения под руководством преподавателя, конкурентным преимуществом которого по-прежнему останется гарантированное качество и живое общение. Точно так же, как обмен новостями и фотографиями с друзьями через соцсети не заменяет общения с ними при встрече или по телефону”.
Дмитрий Гудзенко также позитивно оценивает появление подобных курсов, считая, что они стимулируют все учебные заведения повышать качество обучения: “Мы планируем не бороться с ними, а использовать их как часть очно-заочного обучения, но лишь в том случае, если качество курса будут отвечать нашим требованиям. Преподаватель сможет поддержать мотивацию учащихся, объяснит трудные места, и стоимость таких курсов будет минимальной. Ведь каждый наш слушатель должен иметь возможность учиться в удобном для себя формате, в удобное время, в удобном месте и по приемлемой цене”.
ИТ-сертификация: быть или не быть?
Хотя процедура ИТ-сертификации появилась еще лет 25 назад, когда началось массовое распространение компьютеров, несертифицированных специалистов у нас до сих пор в разы больше, чем сертифицированных. Что же затрудняет и что стимулирует ИТ-сертификацию?
По вопросу востребованности сертификации мнения экспертов разошлись. Так, Мария Солодянкина считает, что спрос на сертификацию остается стабильным: “Сообщество технических специалистов понимает ее ценность и следит за постоянным повышением уровня своего образования. Кроме того, наличие сертифицированных специалистов по-прежнему остается важным требованием к ИТ-компаниям для получения статуса MPN-партнера Microsoft”.
Алексей Янкевский, напротив, полагает, что высокого спроса пока не наблюдается: “Некоторые работодатели до сих пор не готовы активно участвовать в сертификации своих сотрудников, видя в этом один из инструментов защиты инвестиций. По их мнению, затратив деньги на обучение персонала, они вложат их не только в свой бизнес, но и в самого сотрудника, тем самым повысив его компетентность и профессионализм, а соответственно и стоимость на рынке труда”. Правда, он отметил некоторые сдвиги, указав, что грамотный руководитель объективно понимает, что вложение средств в сертификацию своих специалистов несет с собой прямые выгоды компании. Такого же мнения придерживается и Андрей Чумаков: “Работодатели заинтересованы в объективной оценке уровня своих специалистов и их способности качественно выполнять работу. Такое положение дел стимулирует спрос на создание тестов, ориентированных на нужды конкретного заказчика. Однако многие компании видят в сертификации своих сотрудников дополнительные риски, обусловленные недостаточным развитием законодательства в области контрактных взаимоотношений работника и работодателя”.
В этом вопросе, по мнению Дмитрия Гудзенко, многое зависит от самих вендоров, точнее от размеров их вложений в маркетинг своих сертификатов. Маркетингом могут заниматься и сами учебные центры, а кроме того, есть и другие рычаги, с помощью которых вендоры могут повысить привлекательность сертификации. Так, как отмечают в УЦ РДТЕХ, сейчас Microsoft уходит от сертификации по продукту к сертификации по роли специалиста в организации, что делает ее еще более понятной и востребованной как для самого специалиста, так и для работодателя.
В числе других важных факторов, определяющих отношение к ИТ-сертификации в целом, Дмитрий Гудзенко указал на степень интеграции страны в мировую экономику и выразил надежду, что вступление России в ВТО даст заметный импульс росту спроса на сертифицированных специалистов.
В то же время, подчеркнул Михаил Савельев, в области ИБ конкретные знания гораздо важнее сертификата: “Владелец такого сертификата ничем не поможет своей компании в вопросах защиты персональных данных, коммерческой тайны и т. п., так как его получение вообще не связано с этими практическими вопросами. Созданию же отечественной системы сертификации мешает отсутствие заказчика на такую систему и недоверие к любому ее создателю, вызванное ожиданием подвоха со стороны госорганов”.
Решение вопроса о сертификации зависит не только от работодателя, но и от самого специалиста. Конечно хорошо, если за обучение и экзамен заплатит компания, но это может сделать и сам человек в надежде, что сертификат, выданный от имени известного производителя, даст ему существенное преимущество на рынке труда.
Судя по отзывам кадровых агентств, такие ожидания не лишены оснований, но главным для работодателей является все-таки не сертификация, а опыт работы в конкретной области. Так, по словам Виктории Мингазовой, в первую очередь компании обращают внимание на наличие подтвержденного профильного опыта: “Очень приветствуется портфолио, презентация конкретных примеров выполненных работ с характеристикой технико-экономической эффективности разработок. Сертификация дает право авторизированно работать с определенными продуктами крупных вендоров, но она не всегда гарантирует наличие сильных, развитых практических навыков”.
Однако в некоторых случаях наличие сертификата является серьезным плюсом. “Если для участия в том или ином проекте для компании важно иметь сертифицированного специалиста, а его в штате нет, то наличие сертификата у кандидата является явным преимуществом перед другими, — пояснила Вера Анисцына. — Другое дело, что в любом случае за наличие сертификата компании придется платить, и если не отправкой на обучение, то расходами на заработную плату нового сотрудника, так как сертифицированные специалисты стоят дороже”. Дело в том, что некоторые кандидаты при смене работодателя рассчитывают на существенное повышение уровня дохода — на 30—50%.
Однако сертификаты или дополнительное образование вовсе не гарантируют немедленное и значительное повышение стоимости их обладателей на рынке труда. Как отмечает Юлия Соляева, в первую очередь сертификация дает им дополнительные возможности для решения новых, более интересных и сложных задач, получения нового опыта, приобретя который уже можно реально увеличить свою стоимость. Тем не менее, считает она, работодатели все же обращают внимание на наличие сертификатов: “Особенно это свойственно работодателям из сферы ИТ, для них высококвалифицированные специалисты являются важнейшим ресурсом, который будет предоставлен клиентам. Если говорить о компаниях — потребителях ИТ-услуг, то здесь работодатели тоже часто отдают предпочтение сертифицированным специалистам, особенно когда речь идет о найме ключевых людей на важные проекты в крупных компаниях. К тому же наличие сертификатов является не только подтверждением знаний и опыта кандидатов, но также говорит об их стремлении к развитию, что очень важно для работодателей”.
Новые технологии как стимул учиться
В последнее время в мире ИТ наиболее динамично развиваются новые направления — облачные, мобильные и социальные. Есть ли спрос на обучение по этим технологиям и какие из них сейчас наиболее популярны?
Дмитрий Гудзенко отметил рост спроса на ИТ-специальности по облачным технологиям — в первую очередь, по средствам виртуализации и облачным решениям, реализованным в системах Microsoft Windows Server 2012 и System Center 2012: “При этом важно понимать, что рост спроса на обучение в области облаков не означает, что уменьшился спрос на знания традиционных технологий. Облачные технологии — это надстройка над тем, что человек уже знает. К примеру, если ваш сервер находится в облаке, то вам, разумеется, необходимо изучать облачные технологии, но изначально вы должны знать, что такое сервер”. Рост популярности облачных курсов отмечают и в УЦ РДТЕХ, в частности по облачному сервису Microsoft Office 365, который объединяет средства электронной почты, коммуникаций и совместной работы.
Но в области ИБ картина другая. “Думаю, что обучение по обеспечению безопасности в облачных инфраструктурах будет востребовано года через три. Это стандартный путь: сначала технологии внедряют без оглядки на безопасность — лишь бы работало, потом начинают разбираться с проблемами”, — полагает Михаил Савельев.
Что касается социальных технологий, то, по словам Дмитрия Гудзенко, бум интереса к ним сменился переосмыслением и более осторожным подходом к использованию соцсетей в бизнесе: “Наши курсы продвижения в социальных сетях являются продолжением курсов веб-маркетинга, и спрос на них нельзя назвать очень высоким. Но обучение разработке приложений для социальных сетей Facebook и “ВКонтакте” пользуются более устойчивым спросом”.
Относительно мобильных технологий он отметил, что такие курсы остаются очень востребованными, особенно по разработке приложений для мобильных устройств: “Мы предлагаем обучение по созданию приложений для всех трех мобильных платформ: Android, iOS и Windows 8. Очень большим спросом, превзошедшим наши ожидания, пользуется обучение на курсах разработки приложений под Android, ожидаемо стабильно растет спрос в отношении iOS, а вот спрос на курсы разработки под Windows 8 пока ниже, чем на другие платформы, но имеет хорошие перспективы и, скорее всего, будет расти”.
Как отмечалось выше, УЦ не только учат информационным технологиям, но сами их используют в процессе обучения. Так, УЦ “Специалист” адаптировал свой сайт под мобильные устройства и даже дал возможность слушателям смотреть вебинары на смартфоне или планшете, а лабораторные работы выполнять на ноутбуках или обычных компьютерах. Не забыты и облачные технологии. По словам Дмитрия Гудзенко, планируется постепенный перевод в облака технической базы, например, для выполнения виртуальных лабораторных работ: “Наша ИТ-инфраструктура служит не только для обеспечения функционирования УЦ, но и для поддержки учебного процесса. А для этого требуется очень много компьютеров”. Он выразил надежду, что использование облачных решений даст возможность покупать меньше серверов, что позволит не допустить значительного увеличения роста цен на обучение, вызванного инфляцией, при одновременном повышении качества обучения и сервиса.