Необходимость развития России по модели информационного общества уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Понимание этого было выражено еще несколько лет назад в виде стратегических установок высшего руководства страны, которые потом были более четко сформулированы в конкретных планах и программах. Однако уже тогда стало понятно, что усилиями лишь государственных структур, без поддержки со стороны широкой общественности выполнить такие задачи или сложно, или просто невозможно. О том, как общественные организации участвуют в решении стоящих перед Россией задач в области информатизации, с руководителем Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО), председателем президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александром Айгистовым побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Давайте начнем с такого вопроса: когда и каким образом появилась ваше агентство? Каковы его цели и задачи, чем оно занимается?
Александр Айгистов: Еще в 2006—2007 гг. в рамках Общественной палаты появилась рабочая группа, которая начала обсуждать вопросы формирования информационного общества в нашей стране. Вы наверняка помните, что в то время основные усилия государства были сконцентрированы на программе “Электронная Россия”, которая была в основном нацелена на внедрение ИТ для повышения эффективности внутренних механизмов управления страной, при этом вопросы взаимодействия властных органов с гражданами там присутствовали в минимальной степени. Тогда рабочая группа Общественной палаты поднимала тему именно участия всего населения в процессе информатизации России. Актуальность именно такой постановки задачи была хорошо понятна и руководству страны, поэтому вполне естественно, что курс на создание информационного общества, подразумевающего помимо прочего тесную интеграцию граждан и органов управления (так называемое “электронное правительство”), был четко сформулирован в 2008 г. президентом страны Дмитрием Медведевым, а потом появились уже конкретные планы по его реализации.
Так вот как раз тогда, в феврале 2008-го, на II Гражданском форуме был поднят вопрос о необходимости создания общественной структуры, которая могла бы участвовать в реализации программ “электронного правительства” наряду с правительственными структурами. Такая постановка вопроса получила одобрение в то время кандидата на пост Президента РФ Дмитрия Медведева, и уже в апреле того же года было создано РАРИО.
Разумеется, среди целей и задач агентства есть вопросы формирования общественных инициатив при создании планов работ правительственных структур и контроля за выполнением планов. Но все же главное направление своей деятельности мы видим в другом: в формировании спроса на создаваемые государством электронные услуги.
PC Week: Несколько необычная для нашей страны постановка вопроса!
А. А.: Логика именно такой формулировки задачи очень проста. Как бы то ни было, но мы живет в рыночной экономике, которая должна работать по рыночным законам. Один из ее основных законов — спрос рождает предложение — является главным стимулом расширения и развития предложений. У нас же сейчас в сфере электронных госуслуг получается, что их развитие идет во многом за счет директивных указаний сверху, а не за счет потребительского спроса снизу, со стороны населения. Мы можем говорить о том, что темпы реализации планов в сфере электронных госуслуг не очень велики, но парадокс заключается в том, что предложение все же заметно опережает спрос. А для эффективной работы рыночных моделей должно быть наоборот. Вот поэтому мы и видим свою задачу в том, чтобы люди быстрее и активнее осваивали создаваемые сервисы. Когда же они увидят пользу от них, то автоматически превратятся из пассивных потребителей в активных, будут не только использовать “что есть”, но формулировать требования “что им надо”.
Соответственно наши основные методы работы — пропаганда электронных услуг, демонстрация их возможностей и конечно же обучение. Другой важный момент: мы сразу решили, что нам нужно сконцентрировать усилия не в Москве, а в регионах страны. Во-первых, в столице как раз довольно продвинутое в плане ИТ население и со спросом дело обстоит неплохо. Во-вторых, на самом деле вопрос создания электронных схем взаимодействия с государством для регионов намного актуальнее, чем для Москвы (в Москве вы можете добраться за 10 мин до любого муниципального органа, в регионе на это и дня может не хватить). И, в-третьих, все же в Москве живет лишь небольшая часть населения страны.
PC Week: Что же именно и как вы делаете?
А. А.: Мы используем разные методы работы, но одним из основных является выработанный нами формат Международного фестиваля “ЭЛЕКТРОННОЕ БУДУЩЕЕ!”. Его идея была сформулирована еще в 2008 г., а уже через год фестиваль начал свою полноценную работу. Мы его строим в виде некоего постоянного процесса, в котором каждое конкретное мероприятие рассматривается как определенный этап. За четыре года мы прошли уже 70 этапов — разного рода дел в различных регионах страны. Каждое такое мероприятие проходит от двух до десяти дней, центральным событием обычно бывает конференция, на которой рассказывается как о деятельности федеральных структур в этой сфере, так и — на этом делается основной акцент — о работе именно данного региона, тут обсуждают текущую ситуацию с использованием госуслуг, планы, проблемы, пути их преодоления и пр. В таких конференциях принимают участие представители федеральных ведомств, члены Федерального собрания, эксперты Совета Безопасности и пр. Очень важной составляющей частью фестиваля является организация очного общения самих граждан с представителями федеральных и местных органов власти, в ходе которого высказываются наболевшие проблемы, делаются порой очень интересные предложения.
Есть другие форматы и направления деятельности РАРИО. Например, мы выступили инициаторами возрождения Всероссийского детско-юношеского и молодежного тимуровского движения, но только сейчас оно концентрируется не просто на помощи взрослым, а на помощи именно в информационной сфере. Понятно, что многие ИТ-инновации молодежь и даже дети осваивают намного быстрее своих родителей, тем более бабушек и дедушек. Так вот в рамках этой деятельности ученики старших классов и студенты проводят обучение компьютерной грамотности взрослых людей. Можно вспомнить, что именно с помощью молодого поколения решалась проблема обучения населения страны грамоте в двадцатые-тридцатые годы прошлого века, сейчас же речь идет о компьютерном ликбезе. Разумеется, основная работа ведется с теми, кто в силу каких-то причин оказался вне основного потока информатизации: пенсионеры, женщины, занятые воспитанием своих детей, военные, уволенных в запас, инвалиды. При этом речь идет не просто о том, чтобы научить людей включать ПК, использовать клавиатуру и мышь. Нет, решается намного более широкий круг вопросов, в том числе юридические аспекты использования госуслуг, соблюдение правил информационной безопасности и пр.
PC Week: Как можно оценить общую ситуацию в сфере формирования информационного общества в России. Чем “сегодня” отличается от “вчера” пятилетней давности? Каковы перспективы, какие проблемы наиболее важные и как их можно и нужно решать?
А. А.: Прогресс, безусловно, есть, наша страна сейчас в информационном плане уже совсем не такая, какой была пять лет назад. Достаточно напомнить, что если примерно десять лет назад была начата государственная программа “Электронная Россия”, нацеленная на внутреннюю автоматизации государственных структур, то спустя пять лет началась реализация качественно более широкой концепции “Электронного правительства”. Сами масштабы задач на втором этапе принципиально изменились: в едином комплексе решались вопросы взаимодействия как органов власти с населением, так и государственных структур всех уровней между собой.
На сегодня число пользователей Интернета в России составляет примерно 60 млн. человек, мы занимаем по этому показателю первое место в Европе. В 2014 г. это число должно вырасти до 80 млн., т. е. постоянный доступ в Сеть получит 71% взрослого населения страны. Важно понимать тесную связь между задачами формирования информационной среды и возмужания гражданского общества. Именно активное использование инфокоммуникационных технологий позволяет решать вопросы самоорганизации и участия населения в управлении страной. Смотрите, если пять лет назад ставилась задача обеспечения разговора гражданина с государством, то сейчас уже речь идет о двунаправленном процессе, включающем общение государства с гражданином.
Наверное, в целом ход выполнения программы построения информационного общества можно оценить позитивно, но проблем тоже хватает. Хорошо известны случаи переносов сроков внедрения важных систем, трудности с использованием того, что уже введено в работу. Например, при нашем непосредственном участии в планы были вписаны пункты о пропаганде создаваемых сервисов среди населения, об обучении пользователей. Но решение о финансировании этих мероприятий было отдано на усмотрение региональных властей, а те в большинстве своем денег на это так и не выделили.
Смотрите, вот весной этого года был введен в действие портал “Российская общественная инициатива”, а сколько людей реально пользуются им? Крайне мало, и в том числе просто потому, что о такой важном инструменте почти никто не знает. Другой пример — универсальная электронная карта. Конечно, там есть много сугубо внутренних трудностей, в том числе в плане сложной конкуренции между ее потенциальными исполнителями. Но ведь есть такая очевидная проблема, как непонимание этой идеи и даже, можно сказать, противодействие со стороны граждан! Им ведь никто не объясняет, зачем нужна такая система, какие выгоды от нее люди получат, как там решаются вопросы информационной безопасности. Да, что там УЭК! Это все же будущее, а ведь у нас в стране лишь очень небольшая доля населения имеет собственную электронную подпись, без которой они не могут пользоваться многими уже реализованными госуслугами!
PC Week: Что же нужно делать?
А. А.: Наверное, нужно для начала просто осознать, что только усилиями государственных ведомств, без активного участия потребителей — и частных граждан, и бизнес-структур — эффективная реализация программы построения информационного общества невозможна. Сейчас, после пяти лет реализации программы “Электронного правительства”, уже нужно сформулировать новый подход к работе в этом направлении (скажем, “Электронное правительство 2.0”), который будет предусматривать участие в этом проекте всех заинтересованных сторон.
А то ведь какая у нас сейчас получается ситуация: мы спрашиваем у министерства: почему вы хотите заниматься продвижением создаваемых вами сервисов в массы? Они отвечают: “Мы делаем то, что у нас прописано в утвержденных наверху планах, задачи пропаганды и обучения за нами не закреплены”. То есть они предоставляют доступ, а пользуется кто-то этим доступом или нет, их не очень волнует.
Мы видим целый ряд проблем и вопросов, которые нужно решать сегодня. Например, люди часто не получают обратную связь по своим инициативам. Уверен, что правительство должно принять на себя больше обязательств по обеспечению электронной демократии, и тут стоит особое внимание уделить теме электронного принятия решений. Безусловно, государству нужно перейти от роли незаинтересованного поставщика услуг к активному взаимодействию с гражданами. Сами госуслуги должны быть прежде всего ориентированы на человека, а не на методы работы органов власти. Для решения этих задач нужно использовать различные методы, в том числе активное использование СМИ для донесения до граждан информации о возможностях их участия в государственном управлении, рассказа о том, какие решения были приняты по их инициативам.
PC Week: Насколько я знаю, ваше агентство выступает соорганизатором конференции Russian Enterprise Content Summit, которая пройдет 12 сентября в Москве. Вы будете выносить там на обсуждение эти вопросы?
А. А.: Да, конечно. Для нас это мероприятие видится очень важным, поскольку мы рассматриваем его как расширение взаимодействия с ИТ-сообществом, в том числе с ИТ-бизнесом, в решении общих для нас задач построения информационного общества. Со своей стороны, нам важно быть в курсе самых передовых технологических идей и тенденций, которые помогут нам быстрее двигаться вперед.
PC Week: Спасибо за беседу.