Накануне начала нового учебного года исполняющий обязанности руководителя Департамента ИТ (ДИТ) правительства Москвы Артем Ермолаев провел пресс-конференцию, в ходе которой обозначил основные векторы дальнейшего развития программы по внедрению ИТ в образовательный процесс в столичных школах.
По оценкам чиновника, в Москве сейчас принципиально существует два типа школ: те, которые полностью интегрировали ИТ, шагнули вперед и пытаются преподнести учебный материал новым способом (более того, в режиме реального времени дистанционно взаимодействуют с родителями), и те, кто всё предоставленное им в рамках информатизации использует только во время проверок ДИТ.
Отчасти такую ситуацию г-н Ермолаев объясняет ментальными особенностями школьного преподавательского состава. Например, когда учителя получили ноутбуки, то некоторые сразу стали на них работать, а некоторые убрали их в шкафчики от греха подальше (чтобы не сломать).
Еще одна проблема — нецелевое использование ресурсов. Так, при анализе интернет-трафика выясняется, что во многих школах максимум активности приходится на вечерне-ночные часы, причем по ряду признаков видно, что речь идет о скачивании фильмов (вряд ли учебных).
Так или иначе, но с нового учебного года ДИТ решил изменить подход к информатизации и вместе с Департаментом образования вырабатывает к 1 сентября несколько иной способ финансирования школ с точки зрения развития ИТ. В понимании чиновников базовый уровень технологического насыщения (от оборудования до каналов связи) уже достигнут, и теперь принимается исключительно индивидуальный подход в зависимости от активности самих школ. Финансирование должно осуществляться по заявочному принципу. Заявки будут оцениваться по определенным критериям, причем заниматься этим станут отнюдь не госчиновники (они будут лишь администраторами процесса), а специалисты из крупных ИТ-компаний.
В течение ближайшего учебного года в два этапа будет отобран ряд школ (сначала 20, потом еще 180), уже зарекомендовавших себя в качестве активных пользователей ИКТ. Им будет увеличена скорость подключения к Интернету (с 10 до 100 Мбит/с) и поставлена специализированная техника в соответствии с конкретными запросами.
В этих учебных заведениях также планируется ввести факультативный предмет “интернетоведение” (пока, ориентировочно, начиная с 5-го класса)для изучения тех реально полезных вещей, которые можно найти в Сети. Сейчас очень много внимания уделяется так называемому безопасному Интернету, и у родителей начинает формироваться представление о Сети как о крайне опасном месте, в котором детей нужно активно защищать. ДИТ же хочет этот акцент поменять и фокус внимания переключить на пользу ИТ. Именно поэтому в проект привлекаются в качестве помощников и спонсоров крупные интернет-компании, представители которых смогут рассказать детям о возможностях технологий и обучить новым подходам самих учителей.
Сегмент, касающийся безопасности, все равно станет базовым (куда же без этого). Однако помимо него будет присутствовать, например, сегмент, касающийся международных архивов учебных материалов, и даже сегменты, затрагивающие исключительно бытовые аспекты, например способы заказа через Интернет билетов на самолет. С помощью этой методики ДИТ намерен убить сразу двух зайцев: интегрировать детей в современный мир, а через них адаптировать к новым реалиям и их родителей. Дети в данном случае станут проводниками технологий в своих семьях.
Как можно было понять из слов г-на Ермолаева, на сегодняшний момент с бизнесом имеются только устные договоренности, поэтому до подписания реальных соглашений названия конкретных компаний, которые станут участвовать в образовательном процессе, не разглашаются. Пока лишь осторожно говорится, что речь идет об одном из основных поисковиков Рунета, одном из крупных производителей базового ПО, о производителе компьютеров (мирового масштаба) и т. п. Городу в данном случае от них нужны не только и не столько деньги (в любом случае небольшие), сколько компетенции.
Нетрудно заметить, что помимо вышеупомянутых двухсот школ, в которых ИТ будут развиваться столь активно, в Москве существует еще несколько сотен учебных заведений, чьи ученики сейчас в некотором смысле останутся не у дел. Однако г-н Ермолаев никакой несправедливости в этом не видит. По его уверению, школами сейчас в большей степени управляют не директора, а родительские комитеты. От них зависит, станет ли школа инициировать ИТ-программы и подавать заявку в ДИТ на дополнительное финансирование. То есть судьба детей находится в руках самих родителей. А просто давать деньги школам, которые потом положат оборудование на склад, ДИТ себе позволить не может, потому что это по сути будет означать отъем средств у тех учреждений, где технологии будуут эффективно использоваться. При этом, по уверению г-на Ермолаева, учебное заведение, которое потратит дополнительные деньги с толком и выведет образовательный процесс на новый уровень, явно станет стимулирующим примером для соседних школ.
Первые деньги в рамках новой системы финансирования начнут поступть в московские школы с 1 января 2014 г.