Технология управления жизненным циклом изделий Product Lifecycle Management (PLM) находит все большее применение в авиационной индустрии. Так, в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2013 в Жуковском было объявлено о подписании совместных документов компанией Siemens PLM Software и двумя крупными отечественными предприятиями — “Вертолеты России” и “Объединенная двигательная корпорация” (ОДК). В первом случае заключен меморандум о взаимопонимании, а во втором — соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве.
Меморандум определяет принципы и основные направления развития сотрудничества компаний и закрепляет решение холдинга “Вертолеты России” о выборе PLM-технологии Siemens в качестве стандарта для автоматизированного проектирования и управления данными об изделии на всех предприятиях холдинга.
Корпоративное соглашение с ОДК является развитием сотрудничества двух компаний после подписания в июне 2013 г. меморандума о взаимопонимании. Оно направлено на реализацию политики технологической модернизации производства с целью создания высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
“На протяжении нескольких лет “Вертолеты России” используют PLM-технологию Siemens для создания вертолетной техники, — сказал Виктор Беспалов, вице-президент, генеральный менеджер Siemens PLM Software в России и странах СНГ. — Сегодняшнее соглашение выводит на новый уровень наше сотрудничество в направлении централизации и координации внедрения и использования современных технологий для управления жизненным циклом изделия”.
Меморандум определяет направления работы по стандартизации и унификации применения цифровых технологий с целью обеспечения сквозной управляемости и контролируемости процессов создания продукции, а также системной информационной поддержки ее последующей эксплуатации.
“Мы уверены, что модернизация бизнес-процессов на базе PLM-технологии компании Siemens позволит нам обеспечить переход к новому технологическому укладу производства, снизить себестоимость и повысить качество выпускаемых изделий, сократить сроки разработки и производства вертолетов”, — прокомментировал Дмитрий Петров, генеральный директор компании “Вертолеты России”.
Теперь PLM-решение Siemens в соответствии с условиями соглашения с ОДК будет использоваться на всех предприятиях корпорации в качестве единого стандарта для автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом создаваемой продукции. Стороны также договорились об унификации подходов к использованию программного обеспечения, что является ключевым элементом повышения управленческой и производственной мобильности предприятий ОДК.
Документом предусматривается создание постоянно действующей экспертной группы, в задачи которой войдет координация работ по сбору и формированию требований по функциональности ПО со стороны ОДК к разработчикам и учет этих требований в планах по развитию новых версий ПО. Партнеры согласились проработать специальные условия для компаний, выполняющих научно-исследовательские работы и проектирование в интересах предприятий ОДК.
PLM-решения Siemens уже применяются во многих ключевых проектах корпорации. Например, ранее сообщалось, что предприятие “Авиадвигатель”, входящее в состав ОДК, разрабатывает двигатель нового поколения ПД-14 для перспективного магистрального самолета МС-21 с помощью решений NX и Teamcenter компании Siemens. При создании ПД-14 они позволили выстроить эффективное взаимодействие специалистов авиадвигателестроительных предприятий и управление рабочими процессами в географически распределенной среде.
Внедрение PLM-решений на машиностроительных предприятиях началось уже давно. Ведь PLM обеспечивает степень взаимодействия, к которой стремились система планирования ресурсов предприятия ERP и система управления взаимодействия с клиентами CRM. Но PLM в корне отличается от других ранее созданных программных решений в масштабе предприятия, поскольку оно направлено на извлечение максимальной выгоды от повторяющихся процессов.
При этом не исключено, что нынешний повышенный интерес к PLM-технологиям в отечественной авиапромышленности объясняется не только внутренними потребностями предприятий, но и связан с некоторыми внешними факторами. Можно предположить, что в значительной мере это подстегивается принятой в Министерстве обороны РФ стратегией на заключение с предприятиями оборонно-промышленного комплекса России (ОПК) контрактов полного цикла, включающих разработку, производство, поставку, сервисное обслуживание и утилизацию вооружений и военной техники. И PLM-решения наилучшим образом подходят оборонным предприятиям для выполнения этой задачи.
Примером может служить трехлетний контракт на обслуживание авиационной техники, находящейся в оперативном управлении Минобороны, который подписан на МАКС-2013. Он заключен с “Объединенной авиастроительной корпорацией” (ОАК) на общую сумму 85 млрд. руб. Выполнение контракта предусматривает консолидацию в рамках ОАК функций по сопровождению авиационной техники на протяжении всего жизненного цикла — от поставок до утилизации.
Кстати, ОАК также использует ПО Siemens и 29 августа на МАКС-2013 подписала с ней дополнительный договор о расширении действия ранее заключенного стратегического соглашения на всю цепочку поставщиков покупных комплектующих изделий и других участников проектной кооперации. Объединение цифровых данных об авиационном изделии на базе единой интегрированной платформы компании Siemens, внедрение параллельных процессов в проектирование позволят ОАК повысить эффективность взаимодействия большого числа поставщиков, задействованных в реализации сложных авиационных программ.