Apple заявила Китай в числе стран первой волны, где можно будет приобрести новые iPhone 5S и iPhone 5C. Такое решение было принято Apple неспроста — именно там Apple начинает существенно уступать конкурентам, в том числе и Samsung. Китайский рынок к тому же является наиболее перспективным: ожидается, что в этом году на него будет поставлена треть всего объёма выпущенных смартфонов. Для усиления своих позиций калифорнийский гигант заключил соглашение с крупнейшим в мире сотовым оператором — China Mobile, обладающим абонентской базой в 750 млн. человек. Не исключено, что для поддержания своей рыночной доли именно на быстроразвивающемся рынке Китая Apple пошла на беспрецедентный в своей истории шаг — разработала бюджетный iPhone 5C.

Впрочем, аналитики на такое решение Apple отреагировали неоднозначно, что сказалось на курсе акций компании — их котировки снизились на 2,3%. Но, что ещё хуже, китайские пользователи выразили неодобрение цене бюджетного iPhone, которая на поверку оказалась далеко не “бюджетной” -- 4488 юаней (733 долл.) за iPhone 5C с 16 Гб внутренней памяти. Об этом свидетельствуют опубликованные данные интернет-опроса, проведенного новостным порталом Sina. Из опрошенных 8768 участников около 88,4% заявили, что стоимость нового устройства слишком высока. Большинство респондентов рассчитывали приобрести бюджетную версию смартфона по цене менее 3 тыс. юаней (487 долл.), и лишь 254 человека изъявили желание приобрести новую модель по заявленной цене.

Возмущение пользователей вылилось в многочисленные комментарии, которые опубликованы на Sina. Вот лишь некоторые из них: “Это украсит день для китайских производителей смартфонов”, “Apple, безусловно, следующая Nokia”, “iPhone 5С — это не дешево, это не для Китая, это мошенничество!”. По итогам II кв., как показывает статистика исследовательской компании Canalys, доля Apple на китайском рынке смартфонов сократилась вдвое: теперь у неё седьмое место и лишь 5% рынка, тогда как за аналогичный период прошлого года у неё было около 10%. Кроме того, её уже существенно обогнали по поставкам китайские ZTE и Huawei. Главный конкурент Apple, Samsung, возглавил список с долей рынка около 18%.

Стартовая цена старшей модели — iPhone 5S — начинается в Китае от 5288 юаней (864 долл.), в то время как разблокированный эквивалент в США будет стоить 649. В то же время с подписанием контракта на два года в США, iPhone 5C может стоить всего лишь 99 долл. Но в отличие от Северной Америки или Европы, китайские сети не предлагают за контракт клиентам большие скидки на мобильные телефоны. “Я думал, что дешевая версия 5C будет по цене тысячу или две (юаней) ... Я не могу отдать свою почку за это”, — так прокомментировал цену новинки ещё один из пользователей Weibo, китайского аналога Twitter. Он имел в виду одного из подростков, который в прошлом году продал почку ради покупки iPhone и iPad.

Такое ценообразование Apple в Китае может привести к непредсказуемым последствиям, пишет Сайрес Ли из ZDNet. По его словам, разница в стоимости между флагманским iPhone 5S и “бюджетным” iPhone 5C составляет 130 долл. Для сравнения, опередившая Apple по поставкам китайская Xiaomi, которая сейчас находится на шестом месте, продаёт за такую же сумму смартфон Red Rice. Более того, в Гонконге, где также стартуют продажи двух нових айфонов, iPhone 5S в версии с 16 Гб памяти будет продаваться по цене 5588 юаней (721 долл.), что на 12 долл. дешевле iPhone 5C для Китая. По мнению Ки, такое соотношение цен создаст плодородную почву для появления контрабандного рынка, способного поставить под угрозу официальные продажи iPhone 5C в Китае.

Даже аналитики сбиты с толку ценой устройства. “Смартфон оказался дороже, чем ожидалось, как минимум на 100 долл.”, — заявил Брайан Уайт из Cantor Fitzgerald. Директор по работе с клиентами Маркеллос Диоринос из Upstream был тоже крайне удивлен: “Мы провели опрос среди 3500 человек, и только 15% из них сказали, что готовы купить смартфон дороже 450 долл., что довольно далеко от расценок компании Apple”.