Территория некогда известного на всю страну столичного завода “Москвич” за последние годы несколько раз меняла свой облик. После банкротства автогиганта и нескольких безуспешных попыток перепрофилирования материального наследия советской эпохи правительство Москвы приняло решение развивать здесь инновационное производство. Команда нового проекта начала формироваться с мая 2011-го, а в декабре прошлого года площадке был официально присвоен статус технополиса.
О подходах к созданию технополиса “Москва” с заместителем его генерального директора по перспективному развитию Лейлой Алиевой беседует обозреватель PC Week/RE Денис Воейков.
PC Week: Чем технополис отличается от технопарка?
Лейла Алиева: По сравнению с технопарком мы имеем несколько больший формат — работаем с достаточно серьезной индустриальной площадкой. То есть у нас фокус несколько смещен в сторону реального производства.
Мы, как и столичные технопарки, являемся одним из множества проектов по созданию инновационной инфраструктуры в Москве. Но при этом наш проект — флагманский, самый большой из существующих (хотя бы просто потому, что физически у нас территория очень большая).
PC Week: Каковы ваши масштабы в цифрах?
Л. А.: Вы, наверное, понимаете, что основной наш имущественный комплекс — это бывшие заводские цеха. Один из корпусов — бывшая сборочная линия автомобилей на 200 тыс. м2 на двух уровнях. Он полностью реконструирован, и мы уже заселяем его сегодня компаниями-резидентами.
Второй корпус, где мы сейчас находимся, это бывший кузнечно-прессовый цех. Это еще более 100 тыс. м2 индустриальных площадей с допустимыми нагрузками на перекрытия до 15 т/м2. Вскоре здесь начнется реконструкция, которая закончится в начале 2015 г.
Плюс в наше распоряжение сейчас перешли офисные помещения (в конце июня утрясли юридические формальности) — несколько корпусов, включая известное здание с вывеской “Москвич”. Это около 30 тыс. м2. Они также будут реконструированы, и, возможно, на их основе мы сможем расширить наш ИКТ-кластер за счет компаний, которые производственной деятельности как таковой не ведут. Пока мы все же позиционируемся как площадка, позволяющая в одном месте размещать и офис, и производство.
PC Week: Можно несколько поподробнее про кластерное деление?
Л. А.: Мы условно делим наших резидентов по пяти кластерам. Первый из них — нанокомпозитные, новые материалы. Якорным резидентом в нем выступает холдинговая компания “Композит”, занимающаяся материалами на основе графитового волокна.
Второй кластер — микроэлектроника, робототехника и промышленная автоматизация. Якорный резидент — компания “Крокус Наноэлектроника”, которая планирует производить у нас чипы магнитно-резистивной памяти и магнитные микросенсоры. Этот резидент активно участвует в создании данного кластера как такового. Мы совместно строим собственные “чистые комнаты” для сдачи их в аренду другим менее крупным компаниям.
Третий кластер — биотех, медицинские технологии и медоборудование. Здесь тоже строятся “чистые комнаты”, которые будут введены в эксплуатацию в начале следующего года.
Четвертый кластер является собирательным, и к нему мы относим любое высокотехнологичное производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Правда, по факту речь все же идет только о так называемых облегченных производствах (выпуск LED-панелей, оптоволоконных систем и пр.), что обусловлено технологическими особенностями проекта в целом. Тяжелые производства рядом с микроэлектроникой располагаться не могут (вибрация, пыль, дым). К тому же мы находимся в черте города, а Москва — это место не для любого производства; к производствам и их экологической составляющей предъявляются очень серьезные требования.
Что касается пятого кластера — кластера ИКТ, то он у нас сейчас в чистом виде представлен двумя компаниями, занимающимися ЦОДами: “Бизнес-система Телехаус” и “Демос-Интернет”. Последняя строит у нас демонстрационный зал, где будет установлено три разные технологии ЦОДа: классическая, горячая и жидкая.
Кроме того, на инфраструктуру ИКТ-кластера у нас дополнительно ориентирован проект создания отсека под размещение очень крупного ЦОДа (12,5 тыс. м2, более 20 МВт электрической мощности). Занимаемся мы этим потому, что наша площадка обладает уникальной энергообеспеченностью — она отвечает самым высоким требования (завод имел доступ к двум независимым подстанциям). Для будущего оператора (или нескольких) ЦОДа мы создаем весьма интересное предложение. Экономия составит (мы исследовали рынок) порядка 20% в сравнении со строительством собственного объекта с нуля. При том порядке объемов инвестиций, о которых идет речь, это существенно.
PC Week: Оператор этого ЦОДа сможет продавать услуги только вашим резидентам?
Л. А.: Нет. Для нас он такой же резидент, как и любой другой. Он свободен самостоятельно решать, с кем ему работать. Мы здесь всего лишь арендодатели и операторы инфраструктуры.
PC Week: А будут ли резидентам предоставлены какие-либо скидки на услуги этого ЦОДа?
Л. А.: Конечно, мы всегда просим наших арендаторов предоставлять специальные условия для других резидентов. Например, у разместившейся здесь типографии “ЮСМА” соответствующее спецпредложение есть.
PC Week: А в целом существуют ли в технополисе какие-либо преференции?
Л. А.: Мы — проект муниципальный, поэтому, к сожалению, не можем предоставлять льготы, относящиеся к ведению РФ. Поэтому у нас есть только льготы, предусмотренные правительством Москвы: сокращение налога на прибыль в муниципальной части (то есть налог на прибыль для резидентов составляет 15,5% вместо 20%),также у нас предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредиту правительства Москвы в размере ставки рефинансирования. Ну и прочие нематериальные вещи, связанные с тем, что площадка приоритетная и пользуется поддержкой городской администрации. То есть мы всегда с большим энтузиазмом рекламируем наших резидентов и зачастую организуем их участие в различных выставках.
PC Week: Упомянутые льготы относятся персонально к технополису?
Л. А.: Нет, они общие для резидентов всех инновационных проектов: технопарков, бизнес-инкубаторов и пр., созданных при поддержке правительства Москвы.
PC Week: Таких проектов много?
Л. А.: Достаточно много, но не все вышли на продвинутую стадию. К таковым можно отнести технопарки “Строгино” и “Слава”, кластеры “Зеленоград” и “Троицк”, инноград “Сколково”. Правда, “Сколково” — это проект лишь частично московский, у него много федеральных льгот, однако даже по сравнению с ним мы все равно остаемся очень интересной площадкой за счет своей инфраструктуры.
Если взять Россию целиком, то так называемых индустриальных парков можно найти много, но они в основном строятся по принципу “гринфилд” — в чистом поле. Здесь же уже есть готовое здание, внутри которого можно очень быстро возвести необходимый периметр и подвести коммуникации. Цикл запуска производства и процесса согласований очень короткий. Других подобных проектов пока, честно говоря, нет.
PC Week: То есть на фоне всего этого ваших льгот вам хватает?
Л. А.: Нет, конечно. Например, в моем понимании, основная льгота, которая требуется ИТ-компаниям, — это скидка по единому социальному налогу. У нас ее нет, потому что этот налог федеральный.
PC Week: А что здесь с арендной платой, она со временем не меняется?
Л. А.: Это муниципальная собственность, поэтому у нас каждая сдаваемая площадь оценивается независимым оценщиком и арендная ставка устанавливается в ходе аукциона в соответствии с федеральными законами.
PC Week: Что нужно, чтобы стать резидентом ИКТ-кластера?
Л. А.: ИКТ сейчас являются флагманом всего инновационного движения. ИКТ-компанию рады видеть везде. Чтобы она могла попасть к нам, ее деятельность должна соответствовать понятию инновационности.
PC Week: И кто принимает решение о присвоении статуса?
Л. А.: Межведомственная комиссия правительства Москвы. У них есть определенные требования к заявке (документы, бизнес-план и пр.). Мы как технополис только заключаем с компанией договор аренды.
PC Week: Насколько пристально за вами следит государство? Как оно оценивает вашу деятельность?
Л. А.: Мы в каком-то смысле проект пилотный, поэтому нас рассматривают практически под лупой. Нас курирует департамент науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы, который не только следит за нами, но и активно с нами взаимодействует. И это очень хорошо. У нас есть возможность свободно донести до городской администрации какие-то наши соображения и пожелания.
При этом у нас, безусловно, существует регулярная отчетность, мы рапортуем о финансовой деятельности, количестве резидентов, рабочих мест и пр.
PC Week: Существует ли у подобных проектов понятие окупаемости?
Л. А.: Оно есть, но здесь ключевая задача — это поддержка развития инноваций и создание высококвалифицированных рабочих мест. Поэтому Москва идет на то, чтобы задавать достаточно долгие сроки. Город готов ждать.
PC Week: В вашем понимании такие проекты действительно должны развиваться под крылом государства? Это оптимальная форма?
Л. А.: Данный вопрос сводится к тому, насколько все это может быть привлекательно для частного инвестора. Обычно для того, чтобы поддержать инновационную компанию, ей нужно предложить какие-то облегченные условия. Соответственно чем ниже цена аренды, тем дольше срок окупаемости инвестиций. Частному девелоперу это малоинтересно.
PC Week: Какие у вас планы на ближайшее время?
Л. А.: Сейчас мы находимся в активной стадии строительства объектов и работаем над их наполнением. Хотим, чтобы в ходе реконструкции и строительства объектов у нас появился бизнес-центр коллективного пользования, пункты общественного питания, фитнес, аптека, продуктовые магазинчики. Также планируем разместить на нашей территории отделения банков, филиалы юридических и бухгалтерских фирм, возможно представительства рекрутинговых компаний. Надеемся, что в ИКТ-кластере появятся компании, которые станут предоставлять услуги по ИТ-сопровождению других резидентов.
Еще реализуем сейчас проект строительства открытого информационного хаба, то есть создаем оптоволоконную структуру с высокой пропускной способностью.
Планируем в дальнейшем перейти к работе с более ранними стадиями инновационного цикла — у нас есть на будущее концепция формирования блока молодых инновационных компаний и стартапов, которые в дальнейшем смогут стать резидентами для индустриальной площадки.
Ну и, разумеется, будем продолжать заниматься привлечением новых резидентов. Сейчас у нас договоры аренды подписаны с пятнадцатью компаниями, четыре-пять на подходе, еще с двадцатью ведутся переговоры. В целом наша индустриальная площадка сможет вместить более ста производств.
PC Week: Вы как-то намерены следить за тем, чтобы проект не сместился в сугубо девелоперское русло?
Л. А.: Таковым он не может стать по определению, потому что в индустриальных корпусах офисы располагаться не могут. Каждый резидент индустриального корпуса — это отдельный инвестиционный проект. Запуск производства требует капвложений. У “Крокус Наноэлектроники”, например, инвестиции составляют свыше 200 млн. долл.
Наши объекты имеют ценность только в привязке к индустриальной площадке и только в концепции технополиса.
PC Week: Спасибо за беседу.