Согласно федеральному закону № 166-ФЗ от 02.10.2012 “О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате и отдельные законодательные акты РФ” с 10 января 2014 г. единая информационная система нотариата будет включать в себя следующие реестры: удостоверенных завещаний и уведомлений об их отмене; удостоверенных доверенностей и уведомлений об их отмене; открытых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества. Реестры ведутся в электронной форме на основании сведений, переданных нотариусами в единую информационную систему нотариата.
О работах, которые проводятся в рамках этого закона, и о появлении новых электронных сервисов в системе нотариата на сентябрьском Russian Enterprise Content Summit (RECS '2013) рассказал Михаил Веселов, заместитель директора Фонда “Центр инноваций и информационных технологий”.
По его словам, единая информационная система нотариата по сути была создана в 2006 г., объединив всех нотариусов страны в единый конгломерат. Система состоит из информационных блоков, в число которых входят справочники, содержащие информацию о нотариусах и лицах, временно исполняющих обязанности нотариуса, адреса и телефоны нотариальных контор.
Что представляет собой блок собственных информационных ресурсов? “К примеру, это может быть информация о завещаниях, которая хранится в очень урезанном виде. Она позволяет определить нотариуса, удостоверившего завещание”, — рассказал г-н Веселов. Сюда же входит информация об использованных бланках единого образца, необходимая для совершения нотариальных действий, и прочие ресурсы, которые наполняют нотариусы. “В частности, это может быть информация об отмене доверенности по желанию доверителя”, — отметил г-н Веселов.
Существуют и внешние информационные ресурсы, посредством которых происходит взаимодействие со сторонними информационными системами. “Взаимодействие может осуществляться как через СМЭВ [система межведомственного электронного взаимодействия], так и напрямую через порталы или какие-то каналы, по которым можно получить дополнительную информацию при совершении нотариальных действий”, — рассказал г-н Веселов.
В целом единая информационная система является основой для использования электронных документов в нотариальной деятельности.
Электронные документы и ЭП нотариуса
В 2010 г. был создан удостоверяющий центр (УЦ) нотариата России. По словам г-на Веселова, за период чуть более года все нотариусы страны были обеспечены средствами электронной подписи (ЭП). “В настоящий момент они подключены к единой информационной системе, то есть единое пространство выстроено. Единая информационная система позволяет организовать взаимодействие с любым нотариусом страны”, — отметил он.
По его словам, проверка ЭП в настоящее время осуществляется на рабочем месте нотариуса, что не всегда удобно, потому что удостоверяющих центров довольно много и к нотариусам могут поступать электронные документы с ЭП, выданной как УЦ нотариата, так и другими аккредитованными УЦ. “Поучается, что нотариус вынужден на своем рабочем месте каким-либо образом устанавливать доверие к таким УЦ. А это далеко не всегда удобно и просто. Поэтому мы планируем внедрить сервис проверки ЭП на серверах единой информационной системы”, — рассказал г-н Веселов.
Электронные сервисы нотариата
Как рассказал г-н Веселов, 12 апреля 2013 г. было совершено первое нотариальное действие с ЭП по передаче документов на государственную регистрацию (это делается в случае, если юридическое лицо хочет внести изменения, скажем, в состав учредителей и проч.). Такие действия требуют обязательного нотариального удостоверения, свидетельства подлинности подписи на заявлении. То есть заявитель, обращаясь к нотариусу за совершением нотариальных действий, имеет возможность передать через него весь пакет документов в Федеральную налоговую службу. И в этом случае бумажные документы вообще не направляются в ФНС. Регистрационные действия производятся в электронном виде на основе того пакета документов, который удостоверил нотариус, — сканируются устав и все необходимые приложения. И всё это с ЭП нотариуса передается в ФНС. “К примеру, находясь во Владивостоке, можно через нотариуса передать документы в нужную инспекцию в Москве. Необходимость отправления документов по почте отпадает. Таким образом появляется некая экстерриториальность, границы “размываются”. Это важно и очень удобно”, — пояснил он.
Вторым активно используемым сервисом является возможность отправления запросов на розыск вкладов в банках: “Традиционным образом это выглядит так: наследник приходит к нотариусу и заявляет о возможном вкладе умершего родственника. Нотариус делает запрос, выдает его на руки. Гражданин идет в банк, платит пошлину. Потом банк ищет и письменно отвечает нотариусу. Это не слишком удобная и не быстрая процедура. Да ещё необходимо платить деньги. В результате нашего совместного проекта со Сбербанком сейчас достаточно прийти к нотариусу, и он в электронной форме направит запрос на розыск вкладов”.
По словам г-на Веселова, объем таких запросов в Сбербанк — порядка 100 тыс. в месяц. “Это достаточно востребованный и эффективный сервис. Планируется распространить его на другие банки, но мы хотим это сделать в рамках единой платформы. Это процесс не быстрый, поэтому пока так работает только Сбербанк. Но зато все территории охвачены, на что потребовалось немало времени”, — пояснил он.
Еще один сервис — проверка нотариальных документов. Если нотариальные действия были зафиксированы на бланке единого образца, то система дает ответ, совершались эти нотариальные действия или нет. Обязательным условием является необходимость заполнения всех реквизитов бланка. “Сервис платный. Мы постоянно занимаемся актуализацией соответствующей базы, с 2014 г. достоверность информации будет повышаться”.
Перспективным, по мнению г-на Веселова, является сервис, в рамках которого осуществляется взаимодействие с Росреестром.
Согласно закону № 250-ФЗ от 23.07.2013 внесены изменения в 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, которые позволяют заявителю представить документы на государственную регистрацию прав в электронной форме. “В перспективе, надеюсь, можно будет совершить сделку у нотариуса, а он потом сам в электронной форме передаст все документы на регистрацию. Чтобы это стало возможным, Минэкономразвития сначала должно выпустить соответствующие подзаконные акты”.