У канадского производителя смартфонов и поставщика корпоративных сервисов BlackBerry проблемы нарастают как снежный ком. К недавнему списанию почти миллиардных издержек в из-за неудовлетворительных продаж флагманского смартфона Z10 добавляется ещё одна — падение интереса к бренду со стороны рынков развивающихся стран. Об этом пишет The New York Times со ссылкой на информацию, поданную BlackBerry в ответ на запрос канадского финансового регулятора.
В обнародованных изданием сведениях канадский производитель оценивает своё положение на рынке как затруднительное, говоря, что находится в тисках жёсткой конкуренции, повлиявших на продажи компании не только в США, но и во всём мире. Производитель также отметил снижение спроса на свою продукцию на рынках развивающихся стран, где ему раньше удавалось демонстрировать неплохой рост. BlackBerry объясняет свое замедление на этих рынках отсутствием достаточно развитой программной экосистемы, а также массивным давлением со стороны многочисленных производителей недорогих Android-смартфонов.
Согласно итогам финансовой деятельности BlackBerry в III квартале, в регионе EMEA, включающем Европу, Ближний Восток и Африку, её продажи упали с прошлогодних 1,1 млрд. долл. до 686 млн. долл. В Латинской Америке выручка сократилась с 324 до 196 млн. долл. В Азиатско-Тихоокеанском регионе доход снизился на 109 млн. долл. до 277 млн. долл. В Соединенных Штатах компания получила доход в размере 414 млн. долл. — в два раза меньше, чем годом ранее. Всего за квартал выручка BlackBerry составила 1,57 млрд. долл., что на 45% меньше, чем за прошлогодний аналогичный период.
На днях аналитики Gartner порекомендовали тем компаниям, которые до сих пор пользуются коммуникаторами и сервисами BlackBerry, задуматься над сменой мобильного парка. По мнению экспертов, настало время для поиска замены смартфонам BlackBerry — компания еще существует и оказывает поддержку владельцам ее аппаратов, но продолжает нести убытки, теряет долю рынка и производственных партнёров. К примеру, недавно о планах расторгнуть договор с канадской компанией заявил контрактный производитель электроники Jabil Circuit, для которого BlackBerry является вторым по величине клиентом.
В этом году акции компании упали в цене на 19%, а рыночная стоимость сократилась с 84 млрд. долл. в 2008 г. до 4,8 млрд. долл. По данным IDC, во II квартале этого года доля BlackBerry на мировом рынке смартфонов упала до 2,9% против 6,4% годом ранее. В 2008 г. она достигала почти 20%, что позволяло компании занимать второе место после Nokia.
Ранее генеральный директор BlackBerry Торстен Хайнс объявил о перепрофилировании деятельности его компании в сторону корпоративных и профессиональных клиентов. При этом ассортимент смартфонов будет урезан с шести до четырех моделей, две из которых относятся к категории высококлассных, а две другие — бюджетные. Таким образом, канадский вендор собирается покинуть потребительский рынок. Эта новость заставила сотового оператора T-Mobile отказаться от продажи коммуникаторов BlackBerry в своих магазинах, назвав их “неэффективными”.
К ноябрю BlackBerry намерена рассмотреть предложения о выкупе. Пока интерес проявила только группа инвесторов во главе с инвестфондом Fairfax Financial, который является одним из крупных акционеров BlackBerry (около 10% акций). Приватизация компании оценивается в 4,7 млрд. долл.