Согласно данным компании J'son & Partners Consulting российский рынок IaaS (“инфраструктура как услуга”) в 2012 г. увеличился на 226%, достигнув в денежном выражении объема в 1,24 млрд. руб., что более чем в три раза превышает аналогичный показатель 2011-го. Сегодня на этом рынке лидируют отечественные провайдеры. Вместе с тем позитивные сдвиги в потреблении услуг IaaS российскими корпоративными пользователями все больше привлекают и зарубежных провайдеров IaaS.
Мы предоставляем читателям возможность взглянуть на рынок IaaS глазами директора по взаимодействию с клиентами и ключевыми партнерами компании Linxdatacenter Яна Яапа Боссхитера, страстного приверженца облачных технологий, со стажем более 25 лет в индустрии ИТ и телекоммуникаций.
Linxdatacenter, входящая в состав группы компаний Linx, является поставщиком ЦОД-решений и облачных сервисов IaaS в Европе. Главный офис компании располагается в Амстердаме. В России группа Linx начала свою деятельность в 2001 г. под брендом Linxtelecom, международного провайдера телекоммуникационных услуг.
О том, какими г-ну Боссхитеру видятся перспективы IaaS в Западной Европе и России, о специфике спроса на услуги IaaS в нашей стране, о возможных подходах к работе с клиентами он рассказывает научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву.
PC Week: Как бы вы охарактеризовали состояние и динамику рынков IaaS в Западной Европе и в России?
Ян Яап Боссхитер: Для начала отмечу, что в Россию технологии, необходимые для предоставления IaaS, пришли позднее, чем в Западную Европу. Если сравнивать, например, по количеству ЦОДов, то в вашей стране их сейчас меньше.
Кроме этого, как мне кажется, само понимание концепции IaaS, принципа работы таких услуг в России и в Западной Европе разное. Российские корпоративные ИТ-пользователи в отличие от их западноевропейских коллег все еще предпочитают обходиться своими силами в том, что касается функционирования ИТ в компаниях.
Российские компании ждут успешных примеров использования IaaS, на которые они могли бы ориентироваться для принятия решения. Предприятия западноевропейские, начавшие применять IaaS несколько раньше, конечно, могут служить для них ориентиром, однако и для них многие вопросы, связанные с построением и предоставлением услуг IaaS, все еще остаются открытыми. Данное направление находится в стадии накопления опыта, который нам предстоит обобщить и выразить в лучших практиках и отраслевых стандартах. Когда это случится, развитие IaaS пойдет гораздо динамичнее.
PC Week: Какие технологические и маркетинговые сложности в бизнесе IaaS-провайдера существуют сегодня? Различаются ли они в разных странах?
Я. Я. Б.: Как показывает опыт нашей компании, клиентам нередко требуется довольно много времени для того, чтобы решить, переходить ли им на Iaas-услуги или оставить всё как есть. Даже если мы предоставляем им в распоряжение тестовую платформу, на которой они развертывают и досконально проверяют свои ключевые ИТ-системы, после тестирования внутри корпоративной структуры наступает период длительного согласования результатов, и длиться он может годами.
Мы очень тщательно подходим к поиску правильных партнеров, чьи продукты и услуги могли бы гармонично дополнять наши собственные предложения для рынка. При этом мы стараемся избегать совпадений с партнерами по роду бизнеса, поскольку в этом случае требуются дополнительные усилия на разработку вариантов сотрудничества без конкурентообразующих пересечений с ними.
PC Week: Могут ли, на ваш взгляд, российские системные интеграторы стать партнерами вашей компании?
Я. Я. Б.: Работа с системным интегратором заключается в совместной адаптации наших решений под требования конкретных клиентов. По профессиональному уровню российские специалисты в этой области ни в чем не уступают западноевропейским. Они вполне в состоянии выполнять такую адаптацию под требования к IaaS со стороны российских компаний.
Системные интеграторы, с которыми мы сотрудничаем, — это не обязательно крупные компании. Для нас важно при выборе партнера учитывать, в какой области интегратор является экспертом и насколько глубоки его знания.
PC Week: Как вы обосновываете привлекательность своих IaaS-услуг для клиентов?
Я. Я. Б.: Мы применяем комплексный подход. Linxdatacenter входит в состав группы компаний Linx, что означает для наших клиентов возможность получать целый комплекс ИТ-услуг с гибкой кастомизацией от одного провайдера. Кроме того, к услугам группы Linx мы добавляем также услуги своих партнеров.
География нашего присутствия (наши собственные ЦОДы размещаются в Варшаве, Москве, Санкт-Петербурге и Таллине) помогает нашим клиентам вести бизнес как на территории России, так и за ее западными границами в Европе.
В нашей IaaS-платформе FlexPod (на которой, собственно, и строятся предлагаемые сервисы IaaS) используются решения лидеров ИТ-индустрии в сфере облачных вычислений — Cisco, NetApp и VMware. Использование этой платформы позволяет обеспечить ускоренное развертывание инфраструктуры и критически важных для бизнеса приложений с минимальными затратами и рисками.
Совокупность этих главных факторов мы и используем для привлечения клиентов.
PC Week: Можно ли говорить о некотором типичном потребителе ваших IaaS-услуг?
Я. Я. Б.: Своих клиентов мы видим прежде всего среди динамично развивающихся структур независимо от размеров и характера их бизнеса (хотя в большей степени это все-таки крупные и средние компании), среди тех организаций, которым нужна ИТ-инфраструктура в разных регионах своей страны или за её пределами.
Мы стремимся быть в курсе деталей насущных потребностей заказчиков и их планов на будущее относительно использования ИКТ, прежде всего в области IaaS. Опросы, которые мы регулярно проводим среди своих клиентов, дают нам определенное представление об общем состоянии рынка IaaS в тех регионах, где мы работаем. А тесное взаимодействие с клиентами, направленное на упреждение их запросов, помогает нам укреплять их лояльность к нашим услугам и выводить на рынок те сервисы, спрос на которые уже созрел или на подходе.
PC Week: Намерены ли вы в перспективе стандартизировать свои IaaS-услуги или будете придерживаться ориентации на конкретные клиентские запросы?
Я. Я. Б.: Следует различать крупных провайдеров ИТ-услуг и небольших, специализирующихся только на их узком спектре. Чтобы ускорить вывод своих услуг на рынок и быть эффективными, первые обязательно должны типизировать свои продукты, пакетировать их; это нужно как в интересах клиентов, так и в интересах провайдера.
В Linxdatacenter работает всего 170 человек, поэтому нам необходимо постоянно держать руку на пульсе клиентских интересов — отслеживать изменяющиеся потребности их бизнеса и формировать пакет услуг таким образом, чтобы наиболее точно соотнести с поставленными перед ними задачами.
У нас много бизнес-партнеров, которые помогают нам в этом. Мы сосредоточены на IaaS, построили для этого современную эффективную платформу, а наши партнеры разрабатывают и продвигают базирующиеся на этой платформе сервисы, например SaaS (“ПО как услуга”). Именно так мы совместно с партнерами формируем полные пакеты ИТ-услуг, удовлетворяющие потребности широкого спектра клиентов.
Нужно ли нам стандартизировать свои услуги? Скорее наша сильная сторона заключается в том, что мы оперативно реагируем на клиентские запросы.
PC Week: Какие IaaS-услуги пользуются наибольшим спросом сегодня?
Я. Я. Б.: Мы предлагаем услуги аренды и размещения серверных мощностей, как физических, так и виртуализированных. Клиенты могут заказывать эти мощности “из розетки” в виде виртуального ЦОДа как гигагерцы процессорной мощности, гигабайты оперативной памяти и дискового пространства (с рекомендуемым VMware запасом в 35%), отключая и включая услугу по необходимости.
В качестве дополнительных, на базе своих пространственно разнесенных ЦОДов и возможностей нашей региональной телекоммуникационной сети Linxtelecom, мы предлагаем услуги аварийного восстановления (Disaster recovery), резервного копирования данных (Backup as a Service), телекоммуникационные сервисы (Connectivity Services), а также удаленную техническую поддержку и консалтинг.
Наиболее востребованными сегодня являются виртуальные ЦОДы, потребляющие 0,5—1,5 кВт электроэнергии, предоставляющие 30—100 ГГц процессорных мощностей, 50—200 Гб объема ОЗУ и 0,2—2 Тб дискового пространства с организацией доступа по технологиям SAS и SATA.
Большой популярностью пользуется размещение серверных мощностей (Colocation), что является стимулом для расширения наших ЦОДов. Заказывают также услуги аварийного восстановления и, разумеется, телекоммуникационные услуги как обязательную инфраструктурную часть ИТ. Есть тенденция к увеличению спроса на виртуальные ЦОДы. Что касается технического сопровождения, то российские компании зачастую предпочитают это делать своими силами.
PC Week: Каковы примерная стоимость владения и время окупаемости описанного вами “типового” виртуального ЦОДа?
Я. Я. Б.: Мы — частная компания, и финансовая часть нашей деятельности не является публичной. Но я попробую ответить на этот вопрос, приведя некоторые косвенные характеристики. Во-первых, нужно учитывать, что виртуальный ЦОД — очень гибкая, быстро меняющаяся структура. С этой оговоркой грубо оценить срок его окупаемости можно примерно в два года.
PC Week: Какие требования со стороны клиентов к услугам IaaS наиболее сложны для IaaS-провайдера?
Я. Я. Б.: Первое, что мне вспоминается, это перенос ИТ-инфраструктуры клиента в виртуальную среду. Это — трудоемкий процесс, требующий учета многих параметров и высокой технической квалификации. В процессе виртуализации своей собственной ИТ-среды мы прошли все этапы этого процесса и детально ознакомились со всеми возможными сложностями при переходе в виртуальную среду. Работа по решению поставленной клиентом задачи намного проще, если его ИТ-ресурсы уже виртуализированы.
PC Week: Каких технологических изменений в области ЦОДов, актуальных для бизнеса IaaS-провайдера, вы ожидаете?
Я. Я. Б.: Хотелось бы увидеть больше решений, обеспечивающих безопасность в оперировании с данными клиентов. Ведь одной из сложностей, которую должны преодолеть клиенты, обращаясь к облачным ИТ-услугам, является доверие к провайдеру. Важно также, чтобы идеи новых ИТ-услуг можно было быстро реализовать технически (даже если сегодня они видятся как очень сложные), развернуть их в ЦОДе и донести до рынка.
PC Week: Благодарю за беседу.