Создание мобильных виртуальных операторов (MVNO) по-прежнему остается горячей темой в сфере телекоммуникаций, хотя пока в России MVNO не удалось захватить существенной доли рынка. Перспективы MVNO в РФ неоднозначны и во многом зависят от позиции отраслевых регуляторов. Об этом говорится в отчете аналитической компании J’son & Partners Consulting.
На середину сентября 2013 г., как следует из данных Роскомнадзора, 80 российским компаниям было выдано 109 MVNO-лицензий. По оценке J’son & Partners Consulting, в России на эту дату фактически работало чуть более десятка проектов, без учета суббрендов операторов (например, “Просто для общения” от “МегаФона”, “Ё” от СМАРТС и других). При этом около более 30 компаний, имеющих MVNO-лицензии, получили нумерацию в кодах негеографической нумерации DEF-941, 958 и др.
Ряд проектов (“МТТ Мобайл”, “Домолинк Mobi”, “Мобильный Qwerty” и др.), запущенных телекоммуникационными операторами, позиционируются как full MVNO, в отличие от большинства других проектов, которые являются просто брендированными тарифами от “большого оператора”. В частности, оператор МТТ обеспечивает не только маркетинг и продажи, но и собственный биллинг и тарификацию, маршрутизацию и собственные МГ/МН-каналы.
Анализ существующих, а также находящихся на разных этапах реализации (в том числе планируемых, закрытых и “замороженных”) MVNO-проектов в России показал следующее. Наиболее “жизнеспособными” MVNO являются запущенные телекоммуникационными компаниями, а также проекты, ориентированные на национальные диаспоры.
Кроме того, перспективна ниша обслуживания госслужащих, проекты в сегментах B2B и M2M, работа на LTE-сетях, а также проекты, курируемые государством (“ЭРА-ГЛОНАСС”, “Сельская связь” и пр.). MVNO в ритейле, популярные на развитых рынках, в России оказались в большинстве случаев неудачными.
В России наибольший потенциал имеет формат “полного цикла”, который может обеспечить приемлемые прямые расходы и полное управление услугами. Выделенный номерной ресурс в кодах негеографической нумерации (более 10 млн. номеров) определяет верхнюю границу прогноза абонентской базы full MVNO на среднесрочную перспективу — около 4% от числа активных SIM-карт мобильной связи в России.
В целом, перспективы MVNO в России неоднозначны и будут во многом определяться отраслевыми регуляторами. Основным движущим фактором рынка может стать осознание крупнейшими мобильными операторами преимуществ данной модели и нахождение оптимальных для себя бизнес-стратегий. До этого момента, либо до существенного изменения отраслевого законодательства, рынок MVNO в России будет находиться в зачаточном состоянии, как во многих развивающихся странах, говорится в отчете.