Не будет преувеличением сказать, что среди многочисленных участников сентябрьской конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS '2013) самой заметной фигурой был один из основателей компании Alfresco Джон Пауэлл. И это объясняется не только “титулами” и былыми заслугами, но и активной работой на самом мероприятии: он выступил с двумя докладами, принял участие в дискуссии за круглым столом, вел активные разговоры в кулуарах. А накануне конференции на специальной встрече с журналистами г-н Пауэлл рассказал о том, что в развития бизнеса Alfresco в России начался новый этап.
Джон Пауэлл — это, конечно, одна из самых ярких персон ECM-рынка последнего десятилетия, его деятельность хорошо иллюстрирует логику развития всего направления в целом. В этой связи нужно вспомнить, что Alfresco была создана в 2005-м двумя Джонами — Ньютоном (сооснователь Documentum) и Пауэллом (COO Business Objects). Первый решил создать новый стартап после того, как Documentum перешла под крыло EMC; почему второй покинул успешного BI-поставщика (за два года до его покупки корпорацией SAP) — неизвестно. Но получилось у них очень неплохо: Alfresco, сделав ставку на использование модели Open Source, быстро стала один из ведущих игроков мирового ECM-рынка .
В начале 2013 г. Джон Пауэлл отошел от активного руководства компанией, передав пост CEO в руки Дугу Деннерлайну (Doug Dennerline), но остался в составе совета директоров, то есть он продолжает влиять на развитие компании. Его приезд в Москву, специально приуроченный к RECS '2013, связан с намерением лучше понять ситуацию в России для выработки оптимальной стратегии развития бизнеса в нашей стране. По завершении конференции своими впечатлениями о визите Джон Пауэлл поделился с обозревателем PC Week/RE Андреем Колесовым.
PC Week: Это ваш первый визит в Россию? Каковы цели этой поездки?
Джон Пауэлл: Alfresco уже несколько лет ведет работу в вашей стране, здесь довольно часто бывают наши европейские менеджеры, в том числе в ранге вице-президентов, но сейчас речь идет о том, что мы хотим серьезно расширить свое присутствие в России, и потому я решил, что всё нужно увидеть своими глазами.
Я приехал сюда впервые и могу сказать, что очень доволен визитом как в деловом плане, так и просто потому, что мог познакомиться с вашей страной, по крайней мере с Москвой. Я и раньше слышал много позитивного о России, но то, что я увидел, в целом превзошло мои ожидания.
Удачно получилось, что решение повысить свою активность в этом регионе по времени совпало с проведением отраслевой конференции RECS, поэтому нашу внутреннюю программу по деловым обсуждениям с местными партнерами и заказчиками удалось совместить с участием в этом очень интересном мероприятии.
PC Week: Что в этом визите произвело на вас наибольшее впечатление? Что оказалось неожиданным для вас?
Дж. П.: Событием номер один стала, конечно, конференция. Я увидел, что представители как корпоративного, так и государственного сектора проявляют очень большой интерес к теме ECM и готовы использовать самые современные инструменты. Да, наверное, можно говорить, что по уровню применения ECM-средств российские компании в чем-то уступают, например, европейским, но видно, что у них есть большое желание решить стоящие перед ними задачи и что они решают проблему выбора и внедрения современных технологий, опираясь в том числе на продукты и опыт ведущих мировых поставщиков. Я увидел, что тут есть достаточно много ИТ-компаний, готовых к реализации серьезных ECM-проектов, что в вашей стране высокая конкурентная обстановка с точки зрения присутствия разных вендоров, что здесь много местных разработчиков. И это все — очень хорошо, поскольку не только показывает хорошую зрелость рынка, но и демонстрирует его высокий потенциал для развития. Ведь в продвижении нашей платформы мы ориентируемся на сотрудничество с местными ИТ-компаниями, как интеграторами, так и разработчиками решений.
На конференции я увидел, что очень многие ее участники пользовались мобильными устройствами, это показывает, что ваше общество вполне готово к использованию этих средств применительно к ECM-задачам. Это очень важно — наверное, нам нужно будет форсированно продвигать здесь новейшие решения на основе мобильных технологий. Правда, сейчас, как мне показалось, многие люди у вас используют мобильные устройства сугубо в личных целях, вне корпоративной среды, поэтому очень важно показать им, что все достоинства их частной жизни можно перенести в сферу решения деловых задач. В США и Европе исчезает понятие “офис” как отдельного места, сотрудники работают там, где им удобно. И здесь огромную роль играют современные технологии, которые позволяют это делать, обеспечивая взаимодействие людей, надежный и безопасный доступ ко всей нужной им информации.
PC Week: А что можно сказать о применении облачных вычислений для решения задач ECM?
Дж. П.: Облака — это глобальная тенденция, и сегодня уже всем понятно, что это не какой-то маркетинговый мыльный пузырь, а объективный тренд. Но нужно иметь в виду, что это именно тенденция, причем реальное применение облачных моделей возможно в разных формах и в разной степени. Даже глядя на такие передовые в плане ИТ страны, как США, никак нельзя сказать, что подавляющее число ECM-заказчиков перешли к применению облаков, хотя можно уверенно говорить, что в той или иной мере эти средства используют почти все. Но то, что применение облаков расширяется, очевидно. Отражением этой ситуации является то, что уже сейчас практически все ECM-вендоры (наверное, можно говорить даже о разработчиках бизнес-приложений в целом) все свои новые разработки ведут применительно к возможности их использования в облачных моделях. Разумеется, Alfresco тут не исключение; более того, мы считаем, что даже опережаем многих наших конкурентов, предлагая заказчикам выбор между традиционным локальным развертыванием системы и использованием полнофункционального облачного сервиса и, как следствие, простые способы перемещения из одного варианта в другой и обратно.
Но что касается России, то мне показалось, что в плане облаков здесь есть заметное отставание от передовых стран, в том числе от Европы. Возможно, это в какой-то степени связано с коммуникационными трудностями, но все же главная причина лежит в плоскости чисто психологических проблем, а именно — недоверия к самой идее отдать программы и информацию “в чужие руки”. На самом деле этот барьер стоял перед всеми, но мне кажется, что в США и в Европе он в целом был преодолен еще несколько лет назад. Тут нужно сказать, что, конечно, далеко не 100% даже новых проектов на Западе сегодня реализуются в облачных вариантах, но выбор той или иной схемы определяется не страхами и мифами, а вполне разумными причинами, в первую очередь экономическими. Наверное, можно привести аналогию с самолетами: было время, когда многие люди просто боялись этого вида транспорта при том, что он давно уже стал очень надежным. Сейчас же почти все, выбирая между самолетом и поездом, руководствуются только соображениями удобства и выгоды, но не безопасности, а тем более не надуманными страхами.
Впрочем, в сфере ECM очень важную роль играют нормативные требования. Старые законы часто тормозят внедрение инноваций, поэтому очень важно приводить законы в соответствие с новыми реалиями и возможностями. Из дискуссий на конференции я увидел, что эта проблема весьма актуальна для России и ее нужно решать. В свою очередь, Alfresco готова участвовать в решении этих задач, тем более что у нас есть опыт такой работы.
Мне кажется, что проекты по внедрению в госсекторе вашим ИТ-компаниям нужно использовать в том числе и для взаимодействия с законодателями на предмет совершенствования нормативной базы, показывая, что именно в текущем варианте законов мешает эффективному использованию ИТ и как требования должны формулироваться с учетом новых технологий. При этом нужно отметить, что вопросы мобильности и облачных вычислений на самом деле являются очень актуальными для России, в том числе в силу огромной территории страны. Более широкое их применение даст очень заметный реальный эффект.
PC Week: Но все же в какой степени опасения по поводу надежности и безопасности облаков оправданны? Это действительно предрассудки или они основаны на понимании реально существующих рисков?
Дж. П.: Я думаю, здесь и то и другое, но все же доминируют психологические факторы. Хотя, конечно, и по поводу технических аспектов нужно дать пояснения, выделив два из них.
Первое — это то, что технические вопросы для облаков выглядят несколько иначе, чем для привычного локального развертывания. Все они в принципе решаемые, но только нужно знать, как решать их правильно. Проще говоря, чтобы работать с облаками, нужно уметь это делать. При проектировании систем нужно учитывать облачную специфику, иметь соответствующие квалифицированные кадры и т. д.
Второе замечание состоит в том, что нужно различать идеальную модель и конкретные варианты ее реализации. Ведь многие технические приборы различаются порой по качеству (и, разумеется, по стоимости) очень сильно. Одни не имеют гарантий и ломаются уже через месяц работы, другие работают годами, при этом поставщик обеспечивает нужный сервис. Известно, что при повышении спроса качество товаров, как правило, быстро растет, в том числе просто потому, что низкокачественные вещи не выдерживают конкуренции. В общем, тут совет простой: не нужно делать выводы о полезности вещи как идеи на примере не очень хороших ее реализаций. Если вас не устраивает качество предложения, то, наверное, надо просто поискать лучший вариант.
И еще. При использовании облачных вычислений заказчик переходит на сервисно-договорные отношения с внешним поставщиком. Эти отношения нужно правильно оформлять, чего в обычной схеме взаимоотношений между бизнес-потребителями и ИТ-подразделениями внутри организации зачастую не делается вовсе. Получается, что при переходе в облако на самом деле на поверхность вылезают старые проблемы, на которые просто закрывали глаза.
PC Week: А что делать с облачными предрассудками? Ждать, пока они умрут сами собой или все же что-то предпринимать для их устранения? Что бы вы тут посоветовали вашим российским партнерам?
Дж. П.: На рынке потребитель всегда прав. В общем-то исполнитель должен делать то, что хочет заказчик. Но все же поставщик не должен играть сугубо пассивную роль в стиле “чего изволите?”. Если он хочет работать с клиентом в стиле долгосрочного сотрудничества, то ему нужно видеть стратегическую перспективу (как для клиента, так и в отношении технологий) и в этом ключе и продолжать работу. Разумеется, тут для ИТ-компании возникают риски, но, как известно, “кто не рискует, тот не пьет шампанское”.
Мне кажется, доверие к возможностям облаков в корпоративной среде во многом идет через нашу частную жизнь, в первую очередь через использование интернет-торговли и Web-банкинг. Сначала эти средства тоже вызывали сомнения, потом люди стали их использовать для простых, не очень дорогих операций, дальше — больше, а потом они поняли, что могут уверенно применять такие же методы и для реального бизнеса. Если посмотреть на США и Европу, то там “физический шопинг” фактически уже умер, во всяком случае точно можно сказать, что основной объем покупок, в том числе очень дорогих и ответственных, делается через Интернет.
Как преодолеть страхи и предрассудки? Реальными делами. Простые словесные убеждения, даже основанные на самых строгих математических доказательствах, тут почти бесполезны, более того, спустя какое-то время они могут иметь обратный эффект. Конечно, нужно показывать это на примерах реализованных проектов, а также доказывать эффективность новых технологий на собственном примере клиента и разных частных решениях.
В любом случае я рекомендовал бы нашим партнерам активнее продвигать именно облачные решения. Возможно, сейчас это будет встречать некоторое непонимание со стороны заказчиков, потребует более значительных усилий, но все же именно облака позволят разработчикам и внедренцам получить стратегические конкурентные преимущества, причем уже в самом ближайшем будущем.
PC Week: Спасибо за беседу