Российский рынок принтеров и МФУ переживает, как, впрочем, и большинство сегментов отечественного ИТ-рынка, трудные времена: согласно данным IDC, за весь 2012 г. в штучном выражении российский рынок устройств печати увеличился на 0,1%, а в денежном рост составил 9,2%. Но положительного итога этот рынок достиг только благодаря успешной первой половине года, а вот начиная со второго полугодия аналитики фиксировали (за исключением всплесков в отдельных сегментах) нарастающую отрицательную динамику. Так, в I квартале 2013 г. имело место сокращение рынка на 4,1% в штучном и на 3,9% в денежном выражении, а во II квартале 2013 г. российский рынок устройств печати сократился на 13,9% в штучном и на 5,9% в денежном выражении в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Главная причина столь негативных результатов — торможение российской экономики. Очевидно также, что переломить динамику рынка средств печати в целом его участникам в такой ситуации не по силам — это системная проблема падения спроса, обостряющая конкуренцию среди вендоров и заставляющая их искать нестандартные решения.
Но, как говорится, ищущий да обрящет. Пример — японская корпорация Epson. Эта инженерная компания известна довольно широким спектром продуктов, включая пьезоэлементы, часы, датчики, проекторы, персональные компьютеры. Но главное направление ее бизнеса — средства печати, которые принесли ей 64% из 9 млрд. долл. ее глобального оборота в последнем финансовом году. Попутно отметим, что продажи Epson весьма равномерно распределены между разными регионами мира с некоторым акцентом на домашний рынок и рынки соседних стран: Япония (31,3%), Азия/Океания (24,6%), Северная и Южная Америки (23,5%) и Европа (20,6%).
В области средств печати Epson известна в первую очередь своей уникальной пьезоэлектрической струйной технологией Micro Piezo, которую она совершенствует уже более 20 лет (лазерные устройства компания хоть и производит, но в Россию не поставляет). На базе этой технологии компания явила миру ряд инноваций, среди которых шестицветные принтер и МФУ, печать на CD/DVD и печать без полей, которые, безусловно, помогали ей в свое время выступать законодателем мод и дифференцироваться от конкурентов. Но время, как известно, не стоит на месте и постоянно диктует все новые вызовы. Так, технологии становятся все более доступными, да и инженерная мысль не дремлет. И тут Epson не стала исключением, столкнувшись с проблемами перезаправляемых и совместимых картриджей, а также так называемых систем непрерывной подачи чернил (СНПЧ), из-за которых традиционный бизнес вендора средств печати, основанный на продаже оригинальных расходников, становится все менее прибыльным. Конечно, происходит это главным образом в развивающихся странах, где население и организации часто стремятся сэкономить на оригинальных расходниках несмотря на риск попасть на негарантийный ремонт или просто выбросить залитый чернилами принтер. Хотя в развитых странах также стремятся к экономии, но там и оригинальные расходники дешевле (хотя бы благодаря большему объему рынка), и на пути поставщиков неоригинальных расходных материалов стоят серьезные юридические барьеры. В частности, в феврале 2006-го Epson подала в Американскую комиссию по международной торговле (ITC) иск против 24 компаний, занимавшихся производством, импортом или дистрибуцией на территории США совместимых чернильных картриджей. И выиграла: в марте 2007-го судья ITC вынес первичное определение, что такие картриджи могут нарушать патенты Epson, и рекомендовал указанным в иске и всем другим компаниям воздержаться от подобной деятельности.
Развивающимся рынкам — особый подход
Но если так можно решать вопросы в США, то на рынках развивающихся стран нужны иные методы. И когда к концу первой декады нынешнего столетия проблема неоригинальных расходников на развивающихся рынках (включая и российский) стала весьма остро, Epson пошла здесь на экстраординарный шаг. Видимо, следуя лозунгу “если не можешь победить врага, возглавь его”, компания приступила к производству принтеров и МФУ с фирменной системой подачи чернил, при этом повысив стоимость устройств и снизив стоимость чернил.
“Пользователям в России нравилось качество Epson, но они не хотели покупать оригинальные расходные материалы из-за высокой цены”, — рассказал генеральный директор Epson CIS и московского представительства Epson Europe Казуйоши Ямамото, под руководством которого летом 2011 г. происходил вывод на российский рынок первой линейки устройств печати под названием “Фабрика печати Epson”, особенностью которых является струйная печать без картриджей, обеспечивающая очень низкую себестоимость печати. Это событие ознаменовало собой смену бизнес-модели, когда от традиционной на рынке печати схемы зарабатывания на расходниках компания перешла к смешанной схеме получения прибыли от продаж как устройств, так и расходных материалов. Более того, как рассказал продакт-менеджер Epson по струйной технике Илья Хохлов, в компании рассчитывают с 2014 г. основную прибыль на российском рынке получать уже от продаж устройств.
И, надо сказать, у компании есть основания для признания проекта “Фабрики печати Epson” успешным. Согласно данным, озвученным г-ном Хохловым, доля “фабрики” неуклонно растет — если в первый год продаж в СНГ (2011) она составила 9% (в штуках от всех продаж струйных устройств Epson), то на следующий год резко выросла и достигла 43%. В нынешнем году планируется увеличить эту долю до 74%, впоследствии стабилизировав на уровне порядка 80%. Очевидно, именно продажи “фабрики” помогли Epson увеличить свою долю на российском рынке струйной печати с 34% в 2011 г. до 44% в 2012-м (в деньгах, по данным IDC).
Важно понимать, что все это происходит на фоне неуклонного сокращения поставок струйной техники в Россию. Согласно IDC, в 2012 г. они сократились (в штуках) на 14,7%. Эта тенденция сохранилась и в 2013-м: IDC зафиксировала сокращение поставок струйной техники в штуках во II квартале на 18,8%. По данным ITResearch, в первом полугодии 2013-го спрос на струйные МФУ упал на 21%, а на струйные принтеры — аж на 27%.
Но вот что интересно: аналитики IDC отмечают, что снижения избежали ценовые сегменты 200—299 долл. для принтеров и 300—399 долл. для МФУ, а это как раз те сегменты, где расположены устройства “фабрики”. Более конкретную информацию нам предоставили в ITResearch. “По нашим оценкам продажи струйных принтеров и МФУ типа “Фабрика печати Epson” во втором полугодии выросли”, — сообщил ведущий эксперт ITResearch Владимир Миронос. Получается, инновация Epson оказалась весьма результативной и ее роль в нынешний период спада российского рынка трудно переоценить.
Где рождаются устройства “Фабрики печати Epson”
В мире есть два предприятия, где сейчас производят устройства “фабрики”. Одно расположено на о. Ява в Индонезии (на индонезийском острове Батам есть еще один завод компании, который производит сканеры, микросхемы и картриджи), другое — на Филиппинах. С работой первого из них группу российских ИТ-журналистов компания пригласила ознакомиться в конце сентября. Выбор Индонезии, а не Филиппин, определялся, думаю, во многом двумя обстоятельствами — во первых, Индонезия считается более безопасным для иностранцев местом, чем Филиппины, а во-вторых, г-н Ямамото в свое время проработал в местном отделении Epson семь лет и, конечно, очень хорошо знаком с местным производством.
Надо сказать, что Индонезия уже давно привлекает множество зарубежных индустриальных компаний, которые размещают здесь свои производственные мощности. В отчете, датированном мартом 2008 г., исследователи Japan Development Institute (JDI) сообщили, что крупнейшим индустриальным гиперкластером в Индонезии (с перспективой стать крупнейшим в Юго-Восточной Азии) является East Jakarta Industrial Area (EJIA), расположенный на о. Ява километрах в 40 от столицы страны Джакарты. Фактически это огромный японский проект, инициированный в 1989 г. японской ассоциацией Engineering Consultant Firm Association (ECFA) при полной поддержке индонезийского правительства. Он охватывает территорию в 4000 га и включает ныне семь индустриальных кластеров. О масштабах присутствия здесь японского бизнеса можно судить хотя бы по следующим цифрам: в кластере MM2100 Industrial Town участвуют 63 японские компании, а в East Jakarta Industrial Park (EJIP) — аж 75. Поскольку представляют они разные отрасли промышленности, то возникает во многом самодостаточная экосистема, которая позволяет организовывать производство и поставки компонентов и комплектующих внутри одного компактного индустриального парка.
Epson стала резидентом парка EJIP в Чикаранге (создан в 1992 г., ныне 101 резидент, площадь — 321 га) в 1994 г. (производство стартовало в 1995-м) и в полной мере использует возможности местной производственной кооперации — 47% ее закупок обеспечивают 25 поставщиков — резидентов EJIP, что безусловно положительно сказывается на себестоимости продукции и оперативности пополнения складских запасов комплектующих. Как рассказал генеральный директор Indonesia Epson Industry Эмиль Паттивеил (Emile Pattiwael), 90% деталей для принтеров (в деньгах это 70%) сегодня местного производства.
Фабрика Epson в EJIP поэтапно расширялась — в 1997 г. были запущены 2-я и 3-я очереди, а в 2011-м — 4-я, позволившая значительно увеличить выпуск продукции (с 6,57 млн. устройств на сумму в 1,13 млрд. долл. в 2010-м до 8,62 млн. шт. на сумму в 1,42 млрд. долл. в 2012 г.). Сегодня территория предприятия составляет 202 тыс. кв. м (здания занимают 128 тыс. кв. м).
За долгие годы занятий ИТ-журналистикой мне довелось посетить несколько сборочных производств различной ИТ-техники (ПК, ноутбуки, принтеры, ИБП, электронные компоненты и пр.) в Европе, США и Азии (Китае и Корее). И должен отметить, что все серьезные мировые вендоры или их аутсорсеры организуют свои производства в соответствии со всеми мировыми правилами и стандартами качества и безопасности, адаптируя их по необходимости к местной специфике. В этом плане производство Epson в Индонезии запомнится большим количеством очень дисциплинированных (можно сказать, по-японски дисциплинированных) девушек-сборщиц в белых хиджабах (в стране доминирует мусульманское население), без устали выполняющих разнообразные операции, в том числе с очень мелкими деталями, над постепенно обретающими на конвейере форму принтером или МФУ. Средняя зарплата рабочего здесь — 300 долл. (в среднем по Индонезии — 239 долл.), в подавляющем большинстве это контрактники (интересно, что по законам страны контрактник не может работать на одном предприятии более трех лет). Как рассказал г-н Паттивеил, число рабочих варьируется, максимально на заводе трудилось 13 570 человек в августе прошлого года. При этом штат руководителей и технических специалистов весьма компактный — 33 японца, менее десяти топ-менеджеров и менее сотни менеджеров разного уровня из местного населения.
Что касается сборки “Фабрики печати Epson”, то в день посещения завода она происходила на одной стандартной (и при необходимости быстро переконфигурируемой) линии (из 27 действовавших) мощностью порядка 1000 устройств за 8-часовую смену. На конвейере в тот день собирали МФУ серии L555. От соседних линий по сборке картриджных устройств она отличалась разве что этапом тестирования на герметичность модуля подачи чернил. Как рассказал г-н Паттивеил, полностью конвейер каждое устройство проходит примерно за час. Головки для струйных печатающих устройств поступают на конвейеры из соседнего корпуса, где развернуто соответствующее роботизированное производство в чистых комнатах.
В целом уровень брака не превышает 1%, сообщил г-н Паттивеил.
О потенциале “фабрики”
Когда в 2011-м Epson запускала 4-ю линию в Чикаранге, то исходя из сложившегося в тот период уровня мирового спроса компания планировала выпускать здесь 13 млн. устройств в год. Сейчас в таких количествах необходимости нет, но оснащенная самым современным оборудованием фабрика потенциально готова его обеспечить, когда потребуется (если, например, Epson решит оптимизировать свои разбросанные по всему миру производственные мощности). То же можно сказать и о выпуске устройств “Фабрики печати Epson” — если сегодня половину спроса на них в состоянии удовлетворить одна линия в Чикаранге (еще столько же производит завод на Филиппинах), то при необходимости производство можно увеличить многократно практически мгновенно. И вполне вероятно, этот потенциал будет востребован, когда начнет улучшаться экономическая ситуация в мире в целом, и на развивающихся рынка в особенности. Во всяком случае, г-н Ямамото настроен более чем оптимистично.
Большой потенциал у “фабрики” еще и географический, ведь пока эти устройства наиболее востребованы в Китае, Индонезии, России, Бразилии, Индии и Мексике, но не поставляются в США, Канаду, Западную Европу и Австралию, где, судя по блогосфере, уже о них наслышаны и не прочь приобрести.