Организованная полтора десятилетия назад в эпоху бума дот-комов, американская фирма Ariba решила тогда сосредоточиться на помощи предприятиям в организации процессов закупок через Интернет (классический B2B-бизнес) — и не прогадала. На этом направлении трудилось множество компаний, но только Ariba к сегодняшнему дню добилась наиболее впечатляющего успеха. Основной своей целью она поставила повышение эффективности закупок в крупных и средних организациях (что часто приводит к сокращению лишних сотрудников), увеличение общей продуктивности и улучшение работы с поставщиками. Сегодня сервисами Ariba пользуется миллион компаний в мире, в том числе шесть из первой десятки крупнейших банков, а также ведущие производственные, нефте- и газодобывающие структуры и т. д.
В прошлом году компанию Ariba за 4,3 млрд. долл. приобрела корпорация SAP, а в октябре нынешнего Москву впервые посетил Кевин Костелло, президент SAP Ariba. Выступая за круглым столом, он отметил, что Ariba сегодня превратилась в глобальную торговую облачную сеть — которая больше, чем Amazon и eBay вместе взятые. Система состыкована с SAP по технологиям закупок, организации бизнес-сетей и логистики, а главное, упрощает интеграцию корпоративного пользователя Ariba в глобальную экономику. Затраты при использовании сервиса Ariba в среднем оптимизируются на 10%, хотя есть немало случаев, когда выигрыш составлял разы. Ariba позволяет быстро находить новые источники поставок и фактически предлагает качественно новые схемы работы — в плане скорости и эффективности. “Мы уже общались с известными российскими фирмами, — отметил Кевин, — и они заявляют, что им это очень нужно, причём срочно!” Недаром Россия и Китай сегодня самые интересные рынки в плане развития бизнеса Ariba.
Задача компании — понять, когда фирма готова что-то купить, и помочь ей в этом процессе, включив её в глобальный рынок э-коммерции, пояснила Рейчел Спассер, директор по маркетингу SAP Ariba. Система содержит механизмы анализа бизнес-транзакций, выявляющие, например, паттерны подозрительного поведения сомнительных поставщиков. Она, в частности, умеет прогнозировать, не является ли выбранный подрядчик потенциальным банкротом, и своевременно подбирает альтернативы. Такая прозрачность и понятность работы всей цепочки очень выгодна, конечно, и для самого поставщика. В результате за счёт простоты и наглядности пользователи из Ariba практически не уходят — наоборот, каждый день добавляются две тысячи новых продавцов.
Виталий Постолатий, генеральный директор SAP СНГ, уточнил детали развёртывания Ariba в России. Сегодня любой пользователь Сети знаком с социальными сетями и интернет-магазинами, и SAP хочет такую же простоту работы реализовать и для B2B — только вместо общения будут предлагаться сервисы закупок и поиска поставщиков. При этом организации из сегмента среднего и малого бизнеса (СМБ) смогут участвовать в работе Ariba бесплатно. Политика компании в этом плане весьма благожелательна: так, 900 тыс. из миллиона фирм за пользование системой ничего не платят. Функционал её обширен, все базовые функции доступны свободно, а деньги с участников будут браться только после того, как объёмы их продаж через Ariba достигнут заметных величин. Кроме того, лицензионная политика в сфере сервисов Ariba в России будет соответствовать аналогичной политике SAP (цены ниже среднемировых).
SAP СНГ намерена уделять поддержке СМБ особое внимание: ведь его вклад в российский ВВП пока невелик, а вот в США он составляет 50%. И как раз максимальная прозрачность бизнес-процессов Ariba может сломить административные и межведомственные барьеры и, без преувеличения, превратить Ariba в механизм влияния на российскую макроэкономику. Как “Фейсбук” в своё время кардинально повлиял на российское сообщество в плане социального взаимодействия, так и Ariba способна не менее масштабно воздействовать на российский бизнес: СМБ начнёт больше продавать, ликвидируется множество посредников, появится действующий механизм противодействия коррупции. Русифицированная версия Ariba, адаптированная к законам РФ, обещана к запуску в середине 2014-го. Она будет поддерживать также э-торговлю, интеллектуальный документооборот и полную интеграцию с ERP SAP.
В настоящее время ведутся переговоры и по стыковке Ariba с механизмами госзакупок. Пока ныне действующие электронные государственные системы — это фактически простые доски объявлений, а вот Ariba поможет совершить дальнейшие шаги, наладить деловые контакты, найти поставщиков, организовать э-документооборот и последующие процессы вплоть до стыковки с банковскими SWIFT-сервисами. Поэтому Ariba и государственные системы не будут дублировать друг друга, а наоборот, только усилят их.
В ходе круглого стола показательную ремарку сделал г-н Костелло. “Вот посмотрите на уродливые красные стулья в этой комнате, на которые посадили нас и журналистов, — заявил он. — Чтобы новые стулья заказать типовым образом, местному отелю придётся потратить семь-восемь месяцев. Мы же хотим консьюмеризировать бизнес, создать экономику без границ, чтобы подобные процессы занимали несколько дней, а то и часов. Россия, конечно, по-своему уникальна в плане законодательства, но не думайте, что у вас так уж всё плохо: во многих других странах ситуация гораздо хуже. Например, в Бразилии со счетами-фактурами просто беда, а налоговые системы абсолютно везде сложны и запутанны. Именно поэтому мы пытаемся уйти от бюрократических препон в электронный формат, и это обязательно снимет множество проблем! Ведь наша сеть открыта, и мы в некотором смысле даже конкурируем с SAP”.
Корпорации во всем мире консервативны, признал Кевин, они не любят перемен — но такие объективные показатели, как выгода в 400% от перехода на электронные инвойсы или сокращение в British Airways стоимости транзакций на 40%, а количества поставщиков с четырнадцати тысяч до двух, могут служить отличной мотивацией для того, чтобы начать работать с Ariba.
Надо отметить, что попытки создать крупную B2B-площадку в России предпринимались неоднократно, но всем этим проектам не хватало прежде всего масштабности. И если Ariba будет развиваться в известном русле маркетинговой активности SAP, то она действительно вполне может стать системой макроэкономического влияния. Сомнение в высказанных планах вызывает лишь возможность оперативного подстраивания бизнес-процессов Ariba под российские административно-ведомственные нормативы э-коммерции (если они вообще наличествуют во внятном формате). Так, звучали высказывания, что с помощью Ariba “фирма в один клик может стать международной”, только вот не получилось бы так, что после подобного клика фирма в один миг станет нарушителем какого-нибудь закона о валютной торговле.