Замусоленное обещание понизить тарифы страховых взносов для ИТ-компаний, где трудится не менее семи человек, в очередной раз прозвучало на IV Международном форуме разработчиков мобильных приложений. Форум был организован площадкой Apps4All, где уже зарегистрировано 1200 фирм, предлагающих 5500 мобильных приложений. Это одна из немногих структур, реально развивающих мобильные технологии в России и активно помогающих разработчикам. Однако формат самого форума смотрится несколько противоречиво: масса полезных прикладных выступлений, и тут же — унылый “официоз” с топ-чиновниками. Не движется ли данное мероприятие в излишне заорганизованном направлении? Так, на сайте до сих пор работает опрос “Пойдёте ли вы на форум?”. Да и проголосовало там всего 32 человека, из которых двенадцать высказались против. Может, их как раз смутила формальная вступительная сессия чиновников?

Замглавы Минкомсвязи РФ Марк Шмулевич традиционно пообещал, что министерство приложит максимум усилий, чтобы обеспечить представителям отечественной ИТ-отрасли максимально комфортные условия ведения бизнеса. Директор министерского департамента развития отрасли ИТ Евгений Ковнир поведал, что разрабатывается очередная стратегия развития отрасли на период 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025-го. Основные усилия планируется направить на развитие сегмента производства программных продуктов, тиражного и заказного ПО, уже получена поддержка со стороны премьер-министра по вопросу снижения упомянутых тарифов, а законодательно эта крохотная проблемка, раздутая на пустом месте на всю страну и превратившаяся в непрестанный пиар-повод для ИТ-чиновников, будет решена “в самой ближайшей перспективе”. А почему, интересно, фирмы из пяти-шести программистов должны страдать? Ведь их страховой вклад в ВВП вообще микроскопичен. Видимо, снижение тарифов для ИТ-компании с любой численностью, в том числе и для индивидуальных предпринимателей, чиновники задумали как следующий “гигантский шаг” Стратегии развития ИТ-отрасли до 2025 года.

Впрочем, и на пленарных выступлениях присутствовал конструктив. Мировой рынок мобильного софта в 2012-м составил 16 млрд. долл. и к 2016-му вырастет в четыре раза. Отечественный рынок, по оценкам Json & Partners Consulting, достиг 160 млн. долл., а к 2016-му увеличится почти на порядок, до 1,3 млрд. В этой связи Григорий Сенченя, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, напомнил о всесторонней поддержке мэрией Центра инновационного развития — дабы налоги активнее поступали в столичный бюджет. Евгений Кузнецов из РВК оценил объёмы венчурных фондов в России: они ежегодно удваиваются, и сегодня мы четвертые в Европе по этому показателю. Кстати, один из новых мобильных трендов — резкий рост видеорекламы, доходящий до 70%. На форуме была представлена рекламная платформа AdCamp, встраивающая рекламу в видеоролики. Технология будет продвигаться компанией IMHO Vi, контролирующей практически весь профильный восточноевропейский рынок.

Александр Фёдоров из LG упомянул про миллионы умных устройств для дома и напомнил, что LG регулярно организует конкурсы по разработке ПО для Интернета вещей, собирающие тысячи разработчиков. Не менее активно подобной деятельностью занимается и Samsung: представитель этой компании Алексей Проничев отметил, что сейчас стремительно набирают популярность новые типы гаджетов, в частности “умные” часы на Android. Для них открыт интерфейс программирования, и корпорация готова всячески поддержать создание “часовых” программ, в том числе финансово.

Скучновато стартовавшая пленарная часть завершилась на самой позитивной ноте. Дмитрий Мартынов (Google) и Дмитрий Бехтерев (ДИТ Москвы) наградили победителей конкурса по созданию программ, использующих открытые данные и официальные API столичных порталов для улучшения жизни города. Третье место досталось приложению “Доступный город”, помогающему ориентироваться в загруженном мегаполисе людям с ограниченными физическими возможностями. Вторым стал мобильный “Театральный проект”, а первое место заслуженно занял “Мамнадзор”, информирующий о расположении и часах работы детских поликлиник, женских консультаций, художественных кружков и, главное, позволяющий оценивать репутацию каждого учреждения.