В следующем году российская компания “Прогноз” планирует выпустить новую версию своей BI-платформы Prognoz Platform. О том, какие цели ставит перед собой компания и какие дополнительные возможности появятся в платформе, рассказал Максим Балаш, первый заместитель генерального директора компании “Прогноз”.
Выпуская новый продукт, разработчик всегда реагирует на актуальные запросы рынка. Какие вызовы компания “Прогноз” как вендор ощущает сегодня наиболее остро?
Мировой рынок business intelligence достаточно специфичен: мы не можем говорить о линейном развитии каких-то направлений, о простом наращивании набора аналитических функций, средств визуализации, объемов и скорости обработки данных. BI — это та сфера, где количество постоянно и стремительно переходит в некое новое качество, которое пару лет назад даже сложно было предугадать. И чтобы усиливать свои позиции на рынке, недостаточно наращивать мощности и функционал — важно быть готовым постоянно видеть ситуацию под новым современным углом. Более того — самому быть драйвером этих перемен.
Как это проявляется в вашей деятельности?
Например, сегодня активно развивается направление Embedded Advanced Analytics — “встроенная углубленная аналитика”. Это значит, что пользователь BI-приложения, работая в любом его функциональном модуле, будь то отчет, аналитические панели, OLAP или карты целевых показателей, может в качестве встроенной и легко вызываемой функции использовать Data Mining или прогнозирование — вместо того, чтобы открывать источник данных со значениями показателей и строить модели в специализированном модуле. Это очень перспективный тренд, который отчасти уже реализован в текущей версии нашей платформы: она позволяет осуществлять расчет моделей как на сервере, так и на клиенте, использовать встроенный функционал выявления зависимостей и корреляций, формирования цепочки алгоритмов прогнозирования и проведения анализа “what if”. В Prognoz Plarform 8.0 мы реализуем интеграцию с открытой средой программирования R, которая широко применяется для статистической обработки данных.
Поскольку усиленный функционал в сфере “продвинутой аналитики” — моделирования, прогнозирования, широкого набора методов математического анализа — всегда был коньком Prognoz Platform, мы планируем и дальше развивать свой продукт в этом направлении. В новой версии платформы мы значительно усовершенствовали механизмы решения оптимизационных и целевых задач по принципу “что нужно, чтобы…”.
На что вы ориентируетесь в развитии своей платформы?
В первую очередь на удобство и эффективную работу конечных пользователей. Например, мы активно работаем над совершенствованием механизмов Search-based BI — реализацией в BI-системе классической поисковой строки с возможностью формулировать запросы на естественном языке. Этот принцип является одной из базовых характеристик Prognoz Plarform 8.0. Она способна выполнять индексацию хранилища данных и выдавать пользователю информацию о фактических и прогнозных значениях показателей по обычному текстовому запросу.
С подобным функционалом уже можно работать на нашем онлайн-сервисе Prognoz Data Portal. К примеру, по запросу “ВВП” сервис, во-первых, формирует ключевые показатели (значение, прирост ВВП — как в стоимостном, так и в процентном выражении), а во-вторых, выдает перечень источников этой информации и набор готовых отчетов по ВВП. В новом релизе платформы этот функционал будет усовершенствован с точки зрения релевантности и полноты результатов поиска.
Еще одна важная особенность Prognoz Plarform 8.0 — расширенные возможности для совместной работы (Collaboration BI), когда коллеги и партнеры могут работать с одним и тем же отчетом в рамках одной сессии, общаться в чате, оставлять комментарии, причем не только ко всему отчету, но и к каждой точке на графике, ячейке или цифре. На сегодняшний день наша BI-платформа позволяет совместно работать с конструктором аналитических панелей, в том числе в режиме чата, и публиковать отчеты в соцсетях и на порталах типа SharePoint, вынося комментирование в эту среду. В Prognoz Plarform 8.0 режим дискуссии с другими пользователями и комментирование будут интегрированы непосредственно в пользовательский инструментарий. Перспективное развитие этого функционала будет связано с возможностью не только работать вместе над готовым отчетом, но и в режиме совместной работы создавать его с нуля.
Развиваем мы и инструментарий поддержки программно-целевого управления. Отмечу, что, по данным экспертов из Gartner, многие компании замещают функционал scorecards возможностями аналитических панелей. Для отображения результатов расчетов dashboards действительно подходят прекрасно. Но они не обеспечивают полноценного решения таких специфических задач настройки scorecards, как определение списка показателей, индикаторов и критериев достижения целей, формул их расчета, формирование дополнительных разрезов: “регион”, “ответственный” и др. Для решения подобных задач в Prognoz Platform существует специализированный инструмент конструирования карт целевых показателей. А уже результаты расчета на них можно представлять и с помощью более универсальных инструментов отчетности (dashboards, reports и т. п.).
Что вы предлагаете пользователям мобильных устройств?
Мобильная аналитика — одно из стратегических направлений компании “Прогноз”. В нативных и браузерных мобильных приложениях на основе Prognoz Platform не просто реализован доступ к корпоративному хранилищу данных с возможностью их интерактивной визуализации. Мы одними из первых предложили мобильные решения для таких сложных, но востребованных задач, как анализ временных рядов и конструирование собственных OLAP-запросов. Благодаря использованию подхода in-memory — кэшированию в памяти устройства массивов критически важной информации — наши пользователи могут работать с BI-инструментами как в онлайн-, так и в офлайн-режиме.
Что сегодня представляет собой ГИС-аналитика на базе Prognoz Platform?
Во-первых, мы развиваем классический подход к работе с картами, когда некие агрегированные показатели в территориальном разрезе размещаются на интерактивной картосхеме и соответственно разные ареалы окрашиваются в разные цвета в зависимости от значений этих показателей. В Prognoz Platform 7 добавлено также “третье измерение”, то есть возможность выносить дополнительный показатель для картографической 3D-визуализации. А в новой версии существует возможность работать со слоями, размещать на карте микрографики, графические образы, визуализировать показатели стрелками между территориями.
Кроме того, акцент в развитии платформы мы сделали на интеграции с различными геоинформационными системами. Современная BI-система должна уметь работать с пространственными координатами (долготой, широтой, расстоянием, площадью) и соотносить значимые для анализа события (например, отгрузку товара) с конкретными географическими точками (например, точками сбыта). Этот геолокационный слой либо хранится непосредственно в BI-системе, либо подгружается с помощью одного из ГИС-сервисов. Prognoz Platform легко интегрируется с современными мощными ГИС-платформами: Google, “Яндекс”, ArcGIS, Bing и др.
А как вы отвечаете на вызов в виде Big Data?
Да, сверхбольшие массивы информации требуют специализированных подходов. Часть этих задач может быть решена за счет значительного увеличения производительности аппаратно-программного обеспечения. Причем сегодня востребованы именно комплексные решения, такие как Oracle Exadata Database Machine — appliance-продукт, сертификацию для работы с которым в этом году прошла Prognoz Platform. Но есть и другая сторона вопроса, связанного с Big Data, — это анализ в первую очередь неструктурированных данных, который требует совершенно новой методологии. И аналитики рынка особенно упирают на необходимость для BI-платформ иметь средства интеграции с такими системами, как Hadoop, NoSQL и др. Это еще один важный вызов для нас. И над интеграцией Prognoz Platform 8 с Hadoop Hive и Text Mining-алгоритмами мы сейчас работаем.
Что вы назвали бы самой значимой тенденцией этого года?
Повышенный интерес рынка к углубленной, в первую очередь предсказательной (predictive) и предписывающей (prescriptive) аналитике. Интерес настолько серьезный, что нынче компания Gartner планирует вынести это направление за рамки традиционного BI-обзора и посвятить ему отдельное исследование. Для “Прогноза” подобный тренд значим вдвойне, поскольку он апеллирует к нашим ключевым компетенциям, развиваемым на протяжении более чем двадцати лет. И сегодня мы обеспечиваем возможность ответить на вопросы “Что будет, если…?” и “Что необходимо для…?” как в рамках достаточно легких приложений, интегрируемых в корпоративную операционную среду, так и с использованием сложных, предметно нагруженных алгоритмов: модели региона, модели предприятия, модели отрасли или страны. При этом растущий интерес к прогностическому функционалу информационных систем является для нас и самым важным вызовом, потому что с большой долей вероятности в скором времени он приведет к новым принципиальным переменам во всей отрасли.
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “ПРОГНОЗ”