Мир ИТ переживает сейчас серьезную трансформацию, связанную с переходом в облачную фазу своего развития, и этот процесс затрагивает не только заказчиков, но и ИТ-поставщиков. Пример ведущих ИТ-игроков с многолетней деловой историей показывает, что адаптация к новым рыночным и технологическим условиям — дело очень не простое, но без таких изменений удержать лидирующие позиции просто невозможно. Об этом говорит и опыт компании Dell. Начав почти тридцать лет назад как стартап студента-первокурсника Майкла Делла по сборке и продаже ПК индивидуальным пользователям (“фишкой” проекта была технология прямых продаж), компания далее вышла на корпоративный рынок, затем начала осваивать производство серверов и другой инфраструктурной ИТ-техники, а потом вышла и на уровень поставок комплексных ИТ-решений, одновременно активно развивая собственное софтверное направление.
На прошедшей в середине октября конференции Dell Solution Forum высшее руководство корпорации представлял президент Dell Software Джон Свенсон, который поделился своим мнением о происходящих в ИТ-отрасли переменах с обозревателем PC Week/RE Андреем Колесовым.
PC Week: Как бы вы охарактеризовали изменения мира ИТ в последние два-три года? Какие тенденции наиболее важны?
Дж. С.: Прежде всего, произошел некий взрыв доступного людям функционала и пространственной достижимости этого функционала благодаря различным сетевым возможностям. Появляется большое количество новых технологий для потребителей, растет число устройств в обращении и способов использования этих устройств. Сегодня становятся возможными такие прикладные решения, которых раньше просто не могло быть. Это касается индивидуальных потребителей и организаций.
Особо нужно сказать о доступности облачных вычислений в самых разных форматах их реализации и применения, опять же как для физических лиц, так и корпораций. Отмечу, что облачные технологии во многом базируются на развитии архитектуры х86, которая позволяет реализовать практически любое, сколь угодно серьезное и тяжелое приложение. Совершенствуются средства разработки, позволяя быстрее реагировать на изменение потребностей клиентов. Разумеется, прогресс технологий заставляет менять и действующие бизнес-модели.
PC Week: Недавно Dell опять стала частной компании. Шаг довольно необычный для бизнеса, для которого успехом считается именно выход на IPO. Наверное, это было сделано для упрощения принятия управленческих решений?
Дж. С.: Меняются не только ИТ, но и представления об эффективных схемах организации бизнеса. Формат публичной корпорации слабо соответствует современной динамике развития ИТ-отрасли. Вы правильно отметили проблему управления компанией, но только тут главное не оперативное управление, а стратегическое. Для оперативного управления у CEO имеются все нужные возможности, а вот у совета директоров свобода действий несколько ограничена.
Главной заботой публичной компании — удовлетворять нужды акционеров, которых в первую очередь волнует не стратегическое будущее, а текущие вопросы, такие как рост стоимости акций, выкуп акций и т. д. Тактические задачи зачастую входят в противоречие со стратегическими целями, нужно постоянно находить баланс между ними. Когда работаешь на динамичном рынке, где все развивается достаточно быстро, очень трудно бывает подобного рода компромиссы найти. В частной компании принимать такие решения можно гораздо быстрее и легче.
PC Week: Далеко не у всех ИТ-лидеров получается успешно развиваться в условиях меняющегося рынка. В частности, об этом говорят примеры Nokia и Blackberry.
Дж. С.: Проблема Nokia и Blackberry не в том, что они выпускают плохие устройства, качество их продукции прекрасное. Но их беда в том, что они не учитывали новых реалий, когда необходимо предлагать комплексные решения, обеспечивать связность устройств и т. д. Думать, что можно оставаться просто производителем ПК или телефонов, — это путь в никуда. Нужно понимать, как ты собираешься зарабатывать деньги в мире, где все приучены к сетевым ресурсам. Тут необходима долгосрочная стратегия развития, понимание, что инвестиции дадут эффект не завтра, а через несколько лет.
PC Week: А какие перспективы производителей ПК, клиентских устройств в современном мире? На рынке есть мнение, что западным поставщикам будет очень сложно удержать позиции под натиском азиатских компаний.
Дж. С.: Я думаю, что разделение поставщиков на западные и азиатские является неверным, правильное деление — на эффективные и неэффективные.
PC Week: Dell активно развивает софтверное направление. Каковы его роль и перспективы в общем бизнесе компании?
Дж. С.: Роль не просто важная, а ключевая, поскольку именно ПО позволяет создавать комплексные аппаратно-программные решения. Софтверный бизнес может быть очень рентабельным, если вести его правильно, верно позиционировать себя на рынке, соблюдать баланс в вопросах конкуренции и сотрудничества. У нас имеются партнерские отношения с Microsoft, IBM, Intel и большим числом других компаний. Мы с ними сотрудничаем, и задача моего подразделения состоит в том, чтобы создавать технологии, которые будут дополнять то, что делают наши партнеры, в каких-то случаях удешевляя эти решения, в каких-то превращая их в простые решения, в каких-то обеспечивая адаптацию решений под нужды конкретных категорий, таких как малые и средние предприятия, здравоохранение и т. д. Мы занимаемся задачами интеграции и создания комплексных решений. Для этого нужны инструменты управления системами, обеспечения защиты и безопасности, подключения устройств к сетям, установки приложений, мониторинга ИТ-компонентов, управления информацией.
PC Week: Dell активно ищет себя в качестве облачного провайдера, еще год назад компания говорила о создании собственных публичных сервисов, в этом году было объявлено об ориентации на частные облака. Раньше вы говорили об ориентации на технологии VMware, сейчас чаще упоминается OpenStack. Что можно сказать об этом направлении вашего бизнеса?
Дж. С.: Мы рассматриваем себя в качестве поставщика технологий, в частности для облака, причем именно высокопроизводительных систем. При этом мы ориентируемся на поддержку различных программных платформ, в том числе VMware, OpenStack и Microsoft, применительно к частным облакам. При этом у нас имеется собственное ПО, предназначенное для обеспечения защиты и управления, и технологии, которые помогают клиентам управлять интерфейсом между частными облаками и облаками общего пользования. Мы решили не предлагать услуги для публичного облака самостоятельно, а сосредоточиться на предоставлении нашим заказчикам, тем, кому это нужно, хостированных услуг частного облака. В целом же мы считаем, что на этом этапе развития облачных сервисов самое лучшее для нас — это выступать поставщиком технологий для частного облака.
Но нужно понимать, что ИТ-отрасль находится еще на самом раннем этапе своего облачного развития, тут еще все будет меняться. Это относится и к нашему бизнесу. Да, мы сейчас с учетом нынешней экономической ситуации считаем правильным позиционировать себя как поставщика технологий, но это не значит, что мы будем именно так себя вести всегда.
PC Week: Еще одна актуальная тема — мобильность, где разделить устройство на железо и софт, довольно сложно. Вы производите сегодня ПК и планшеты. Нет ли планов выпуска смартфонов?
Дж. С.: Таких планов нет, мы не собираемся переходить на уровень поддержки технологий сотовой связи. Наш самый маленький форм-фактор на сегодня — это устройство на Android с экраном 7 дюймов.
В течение какого-то времени мы выпускали собственные телефоны под Windows и Android, но пришли к выводу, что здесь очень низкая прибыль. Сегодня наше внимание сосредоточено на обеспечении управления и защиты клиентских устройств, включая ПК, планшеты и смартфоны. Но мы не намерены выступать в качестве разработчиков смартфонов или продавцов таких устройств.
PC Week: На какие программные платформы вы ориентируетесь для своих планшетов?
Дж. С.: Мы поддерживаем Android и Windows 8. В прошлом году мы представили планшеты под Windows Pro и Windows RT, но сейчас решили делать устройства только под Windows Pro и Android с диагональю 7, 8 и 10 дюймов.
PC Week: А каковы перспективы Windows RT?
Дж. С.: Этот вопрос лучше задать Microsoft.
PC Week: Их ответ известен. Нас интересует ваше мнение.
Дж. С.: Я тоже ответил: мы не выпускаем сегодня устройства под Windows RT. В корпоративном сегменте мы намного сильнее, чем в потребительском. В моем понимании Windows RT — это в большей степени потребительские устройства, поэтому, мне кажется, нам неправильно было бы идти в этот сегмент.
PC Week: А каково ваше мнение о перспективах выхода мобильных систем, Android к примеру, на более высокий форм-фактор, на уровень ноутбуков?
Дж. С.: Вопрос на самом деле очень интересный и непростой. С повышением размера и мощности устройства резко повышается значимость таких аспектов, как многозадачность и безопасность. Android была изначально ориентирован на малый размер, использование однооконного режима (точнее последовательной работы с приложениями), решение достаточно простых задач, не очень критически важных с точки зрения безопасности. А Windows — совсем наоборот. Именно поэтому Windows приходится тяжело пробиваться на уровень мобильных средств, а Android — в сферу ноутбуков. Но и Microsoft, и Google активно работают, чтобы поменять ситуацию. Обе компании добиваются успехов, так что тут предстоят еще очень интересные события.
Да, Android сейчас может работать на ноутбуке, но я не уверен, что оно вам понравится. Создание таких устройств в отрасли ведется, и тут очень важно не пропустить актуальные тенденции. Есть сообщества, которые вполне устраивает Linux на ПК, но с точки зрения рынка этот слой пользователей очень узкий. Сейчас формируется сегмент вокруг Chrome, у этой ОС есть свои достоинства и недостатки, пока сложно точно сказать, какую рыночную долю она сможет завоевать. Но следить за развитием этого рынка нужно.
На сегодня у Windows нет явного конкурента или преемника для десктопов и ноутбуков. Сама система также переживает сложный этап трансформации, но что тут получится, будет видно, наверное, только с выходом Windows 9 или дaже Windows 10.
PC Week: Давайте теперь поговорим о ваших российских делах. Как ваши изменения в бизнесе на мировой арене проявляются в нашей стране?
Дж. С.: Dell не так давно вышла на российский рынок, всего лет десять тому назад, намного позже наших конкурентов, таких как НР и IBM. Наверное, можно сказать, что мы припозднились. Задача для нас заключалась в том, чтобы укорениться на этом рынке, упрочить свои позиции, создать партнерскую сеть. Мы решили продавать здесь свою продукцию только через партнеров. В отличие, скажем, от США, где 70% продаем напрямую и только 30% через партнеров. Это очень существенное различие в методах ведения бизнеса.
Наш российский офис активно развивается, я лично вижу свою задачу, чтобы помогать ему повышать доверие со стороны российского рынка к бренду Dell. Как у руководителя софтверного направления, у меня тут есть свой личный интерес, поскольку здесь у нас имеется очень крупное разработческое подразделение. Это около 300 человек, основная часть трудится в Москве плюс несколько сотрудников в Санкт-Петербурге. Это самый крупный центр разработки Dell за пределами США.
PC Week: Когда ваши облачные сервисы придут в Россию?
Дж. С.: На этот вопрос пока нет ответа. Они уже представлены в Германии, Франции и Великобритании, но в ограниченном объеме. Однако, если кто-то из российских заказчиков заинтересуется нашими сервисами, мы уже сейчас поможем ему начать работу с ними.
PC Week: Спасибо за беседу.