До тысячи участников планирует довести свою аудиторию в 2014-м конференция “Разработка ПО/CEE-SECR”, сообщили ее организаторы на пресс-брифинге 24 октября. В этом году на конференции зарегистрировалось 790 человек (на 87 больше, нежели в прошлом). Из них 10% составили научные сотрудники и студенты и примерно по 30% пришлось на менеджеров, инженеров и программистов. С одной стороны, интерес к тематике программной инженерии и разработке ПО как одной из важных сфер российской экономики стабильно растёт на всех уровнях, но с другой — обостряются застарелые проблемы и неизбежно возникают новые.
Активнее всего на пресс-брифинге, подчас в формате диалога, выступали Игорь Агамирзян, руководитель Российской венчурной компании, и Андрей Терехов, заведующий кафедрой системного программирования СпбГУ, гендиректор “Ланит-Терком”. Деятельность отечественных венчурных ИТ-компаний демонстрирует десятикратный рост, по этому направлению Россия вышла на 4-е место в Европе. Растёт доля экспорта ПО, сложилась школа программной инженерии, а российский физмат пока держится в мире следом за США и Францией. Однако остаются серьёзные трудности с продвижением продуктов на международный рынок, и внушительные профильные мероприятия в США на сотни участников приходится проводить исключительно собственными силами. Увы, даже Росстат не может уверенно назвать объёмы российского экспорта ПО, поэтому для анализа рынка приходится использовать западные оценки.
В вузах постепенно организуется индустриальная подготовка разработчиков, наука находит контакты с производством, появляются профильные кафедры. Возникают и забавные недоразумения: так, не получилось открыть кафедру с названием “Как продавать ПО”, однако это крайне полезное начинание все же реализовано под вывеской “Как создавать востребованное ПО”. Заметно улучшилось финансирование: научные сотрудники получают зарплату до 70 тыс. руб., более-менее удовлетворительно работает система грантов. Однако пока это капля в море: можно найти бюджеты на научные проекты продолжительностью в два-три года, но финансирование фундаментальных исследований, в том числе математических, в России значительно хуже, нежели во многих развивающихся странах — таких, например, как Мексика или Бразилия. Результаты этих работ, возможно, появятся лишь через десятки лет, но без самих исследований точно ничего хорошего не будет, полагают выступавшие.
Участники брифинга отметили, что в программной инженерии нынче мы фактически пожинаем плоды фундаментальной научной деятельности 1960—1970-х гг., только сейчас выводим их на промышленный уровень. Хорошей иллюстрацией этому тезису явился комментарий Ивара Якобсона, одного из авторов языка моделирования UML и популярных методологий разработки ПО, ныне возглавляющего проект SEMAT по созданию единой теории программной инженерии. Он заявил, что сегодня мы можем продвигать это направление системно, создавать более надёжный софт и зрелые продукты, однако у научных специалистов почти нет взаимодействия с программной индустрией. Отдельные методологии внедряются разрозненно и случайно — например, известная модель зрелости программных процессов CMM весьма популярна в Китае, где для неё даже организована господдержка в формате сертификации компаний-подрядчиков. Но подобные классические методологии делают акцент на рабочих процессах, не слишком помогая измерять продвижение к результату, и не гарантируют получение работающего продукта, на чем сосредоточен подход SEMAT.
Еще один пример реализации научных наработок 50-летней давности — это появление успешно работающих технологий автоматического тестирования и анализа кода ПО, когда удаётся, например, выполнять автоматизированные проверки корректности ПО для различных видов оборудования. Андрей Иванов, исполнительный директор JetBrains, для уточнения данного момента сослался на перспективность технологий автоматизации создания программ — однако пока в этой сфере, к сожалению, ещё не сделан даже первый заметный шаг. Между тем в биоинформатике, которую, в частности, активно инвестирует JetBrains, открываются новые возможности, связанные с обработкой больших данных, и тут отечественным компаниям важно не упустить стратегический момент.
По словам Валентина Макарова, президента Руссофт, в нашей стране пока нет чёткого понимания того, что будущее человечества — за нано-, инфо- и биотехнологиями. Они подразумевают огромное “масштабирование” рынка и сулят немалые деньги. Но для успеха в этих сферах нужна программа господдержки международного маркетинга отечественных продуктов, целевые усилия в обучении профильных специалистов и юридическая помощь, прежде всего в патентной сфере. Такая программа предлагалась участниками российского ИТ-рынка ещё в 2002 г., но правительство её проигнорировало. Десятилетие упущено, и внушительная группа развивающихся стран в этих нишах уже заметно Россию опережает.