По оценкам ITResearch, за первое полугодие нынешнего года в нашей стране было продано 68,9 тыс. проекторов на сумму в 70 млн. долл. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный рынок снизился на 12% в штуках и на 9% в деньгах. Чем же можно объяснить столь заметное сокращение рынка, зафиксированное ITResearch?
Генеральный директор группы компаний DIGIS Борис Эшкинд считает, что рынок проекторов, как и рынок интерактивных досок, очень чувствителен к объемам госзакупок. Он отметил, что в прошлом году был рекордный объем закупок для образования, который очень серьезно повысил спрос на рынке проекторов. В этом же году объем госзакупок гораздо скромнее, что существенно повлияло на объем рынка проекторов. Например, данные II квартала свидетельствуют о снижении рынка примерно на четверть. Вторым негативным фактором стала макроэкономическая ситуация в стране. В условиях общей стагнации преобладают негативные ожидания, которые сдерживают спрос.
Менеджер по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики Мария Соловьева также считает, что проекторный рынок России исключительно тесно связан с образовательными тендерами, финансируемыми государством. По оценкам партнеров ViewSonic, доля таких проектов, колеблется от 50 до 80% от всего проекторного бизнеса в России. “В прошлом году образовательные проекты финансировались очень хорошо, — сказала Мария Соловьева. — В нынешнем году у государства иные приоритеты (в первую очередь, олимпийская стройка, оборонка). Плюс (вернее, минус) общие проблемы в российской экономике, стагнация, сокращение бюджетов. Кстати, если сравнить 2013 г. не с 2012-м, а с 2011-м, то мы увидим, что дела вовсе не так плохи! По сравнению с 2011 г. проекторный бизнес растет. Просто обилие образовательных тендеров в 2012-м задало уж очень высокую планку! Не уверена, что в ближайшее время мы увидим нечто подобное, учитывая уже упоминавшиеся экономическую ситуацию в России и приоритеты государства”.
Директор “РОСКО” Сергей Данилов также отметил, что на сокращение рынка проекторов в определенной степени повлияло и то, что в последнее время спрос на данный вид оборудования перерос из количественного в качественный, т. е. повысился спрос на профессиональные решения, в том числе и для домашнего использования.
Эти же две основные причины сокращения российского рынка мультимедийных проекторов по итогам первого полугодия (общий спад экономики и сокращение финансирования образовательных проектов) называют и другие наши респонденты. Но какая из этих причин важнее?
“Основная причина падения рынка — несостоявшиеся и отложенные тендеры на поставку оборудования в крупные конкурсы, — считают специалисты Merlion. — Поэтому в рассматриваемом периоде основные продажи пришлись на проекторы, реализуемые в рознице для домашнего использования. А это, как правило, малые и средние поставки, и доля таких проекторов на рынке невелика. По нашим данным, падение рынка с января по август 2013 г. включительно составило почти 40% в штуках”.
Глава представительства BenQ в России Юрий Студеникин считает, что доля вины глобального кризиса, конечно, есть, но определяющим фактором поведения данного сегмента рынка и в 2012 г. и в 2013-м стало именно государственное финансирование в сфере образования. На то, что в нашей стране основным драйвером рынка проекторов является сфера образования, указала и продакт-менеджер по проекторам OCS Distribution Елена Смородинова.
Итак, основная причина падения российского рынка мультимедийных проекторов в первой половине нынешнего года — снижение спроса на данный вид оборудования (возможно, временное) со стороны образовательных учреждений. Попытаемся сегментировать данное снижение. Как известно, в настоящее время двумя основными сегментами рынка проекторов являются рынок DLP-проекторов, т. е. проекторов, построенных с использованием микрозеркальных чипов (DLP, Digital Light Processing) компании TI и рынок 3LCD-проекторов (трехматричная технология 3LCD разработана компанией Epson).
Сергей Данилов считает, что технология 3LCD завоевывает все больше почитателей, тогда как DLP постепенно сходит с дистанции, соответственно спрос на DLP-проекторы сокращается более существенно.
Противоположного мнения придерживается Борис Эшкинд: “Рынок сократился в целом, при этом мы видим, что продажи 3LCD-проекторов в натуральном выражении снижаются сильнее, чем продажи DLP-проекторов. Причина этого довольна банальна — цена. Если посмотреть на рейтинг ценовых индексов вендоров, то нетрудно заметить, что средняя стоимость DLP-проекторов существенно ниже, чем средняя стоимость их 3LCD-конкурентов”.
Мария Соловьева отметила, что если смотреть данные по II кварталу 2012-го и 2013 г., то на российском рынке соотношение DLP- и 3LCD-технологий не изменилось. По-прежнему DLP-технология лидирует с подавляющим преимуществом (73 к 27%, в штучном выражении). По её мнению, поклонники обеих технологий в равной степени пострадали от сокращения образовательных тендеров.
Старший продакт-менеджер по проекционному оборудованию и бизнес-технике московского представительства Epson Евгений Джаксимов согласен с тем, что на российском рынке в штучном выражении изменений в долях проданных проекторов практически не наблюдается. Однако он обратил внимание на то, что в денежном выражении выросла доля 3LCD-проекторов. И считает, что это объясняется увеличением средней цены 3LCD-проекторов за счет увеличения доли проекторов среднего и высокого сегментов, включая инсталляционные и интерактивные.
Видимо, это и есть момент истины: в штуках оба сегмента рынка проекторов упали примерно одинаково, но в деньгах падение оказалось меньше (что следует также из оценок ITResearch, приведенных в начале этой публикации). Произошло же это счет увеличения доли проекторов среднего и высокого ценовых сегментов. Видимо, заказчики все чаще стали обращать внимание не только на стоимость проекторов, но и на их качество.
Что же это за заказчики, которые сейчас определяют спрос на рынке проекторов?
Борис Эшкинд считает, что рынок проекторов довольно зрелый и никаких новых категорий потребителей за последние годы не появилось. Как и прежде, существенно влияет на спрос такой потребитель, как государство. И путем госзакупок, и путем стимулирования/не стимулирования экономического развития нашей страны.
Некоторые детали этого рынка прояснила Мария Соловьева. По её мнению, сокращение проекторного бизнеса происходит за счет существенного уменьшения спроса (а вернее, финансирования) в сфере образования. В то же время она отмечает такую тенденцию: “Если отталкиваться от данных рынка по 2011 г., то можно говорить о том, что так называемый регулярный (не-тендерный) бизнес даже растет. Можно отметить рост продаж проекторов через интернет-магазины, но говорить о конкретной категории потребителей достаточно сложно — это могут быть и закупки частных лиц, и небольшие офисные поставки. Если же судить по спросу на определенные модели, то можно говорить о том, что сегмент домашних кинотеатров по прежнему остается очень незначительной нишей и наибольшим спросом пользуются так называемые офисные модели”.
C ней соглашается Елена Смородинова: “Да, сфера образования остается ведущим сегментом. В то же время подрастают, пусть не слишком быстро, зато неуклонно, продажи для корпоративного сектора — проекторы для переговорных комнат, конференц-залов и т. д. Спрос на проекторы для домашних кинотеатров, а также для ресторанов, клубов, дискотек, растет год от года и имеет хороший потенциал”.
А вот Сергей Данилов считает, что в коммерческих структурах существенного роста данного сегмента рынка скорее всего не будет. По его мнению, в ближайшем будущем можно надеяться лишь на рост спроса со стороны госструктур, прежде всего Министерства образования.
Итак, небольшой рост спроса на мультимедийные проекторы со стороны домашних пользователей и коммерческих структур все же наблюдается, но общая сумма этих спросов невелика, и на объем данного рынка существенного влияния пока не оказывает.
Рынок проекторов можно сегментировать не только по категориям потребителей, но и по характеристикам оборудования. Важнейшей из этих характеристик является разрешение. Какие же здесь наблюдаются тенденции?
Евгений Джаксимов считает, что самыми массовыми сегментами на этом рынке остаются офисные проекторы с разрешением SVGA и XGA. На них приходится до 75% всех продаж. Он также отметил, что “постепенно растет доля специализированных проекторов для домашнего кинотеатра 1080p и 720p и широкоформатных моделей. По данным аналитиков, доля проекторов для домашнего кинотеатра формата 1080p в первом полугодии 2013 г. выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Пока этот сегмент не превышает 6—7% рынка, но у него имеется потенциал роста, благодаря снижению средней цены устройства и появлению новых передовых технологий”.
О росте спроса на более качественные проекторы сказал и Юрий Студеникин. Среди сегментов с хорошим приростом он выделяет проекторы с разрешениями WXGA и Full HD. Он также отметил увеличение спроса на высококачественные проекторы не только со стороны корпоративных заказчиков, но и со стороны домашних потребителей, подчеркнув, что у этих покупателей “есть спрос на большой экран, но телевизоры с диагональю экрана более 60 дюймов диагонали слишком дороги, а высококачественный проектор с экраном диагональю 120—150 дюймов выйдет даже дешевле”.
Одним словом, самые трудные времена сейчас переживают не очень дорогие и соответственно не очень качественные проекторы. Спрос на них падает сильнее всего как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц.
Всегда интересны не только уже наблюдаемые тенденции, но и что ждет нас в обозримом будущем. Поэтому мы поинтересовались у наших респондентов, продолжится ли во II полугодии дальнейшее падение российского рынка мультимедийных проекторов.
Ответы на этот вопрос варьировались от пессимистических до осторожно оптимистических. Так, директор коммерческого департамента Acer в России Екатерина Царева считает, что во втором полугодии 2013 г. мы увидим положительную динамику и рост рынка за счет восстановления тендерного бизнеса и поставок в образование. Надеется на стабилизацию этого рынка и Евгений Джаксимов. Он считает, что российский рынок проекционного оборудования имеет очень большой потенциал, и в ближайшие годы можно не сомневаться в его росте. “В нашей компании ситуация с продажами проекторов сейчас довольно позитивная, — заметила Елена Смородинова. — Поэтому по итогам года мы надеемся показать отгрузки в денежном выражении больше, чем прошлогодние”.
Но есть и более осторожные оценки. Сергей Данилов: “С одной стороны, в IV квартале всегда наблюдается сезонный рост, но с другой — спад на рынке может оказаться сильнее сезонного роста. Многое зависит от того, будет ли выделяться финансирование со стороны государства”. Сквозит пессимизм и в словах Бориса Эшкинда: “Если сравнивать с результатами 2012 г., то мне кажется, что падение продолжится. Прогноз — дело неблагодарное, но я думаю, что во втором полугодии глубина падения будет варьироваться в пределах от 20 до 35%”.
Согласна с ним и Мария Соловьева: “Если сравнивать с 2012 г., то да — падение, безусловно, продолжится. Традиционно во второй половине года число тендеров увеличилось, но объема 2012 г. рынок не достигнет. Если же сравнивать с 2011 г., то будет рост бизнеса. Так что положение далеко от драматического. Просто большинство игроков рынка планировало 2013 г. исходя из темпов роста, заложенных 2012-м, и начало года стало для многих неприятным сюрпризом (были и затоваривание складов, и “сливы”). Самое главное теперь, грамотно перестроится и планировать бизнес исходя из реалий сегодняшнего дня”.
Своего рода черту этим “размышлениям о будущем” подвел Юрий Студеникин: “Давайте будем реалистами — с чего вдруг падение рынка прекратится? Госбюджет на год сверстан еще в прошлом году, не надеюсь, что в нем найдутся сэкономленные средства и на эти средства не найдется более срочных и нужных задач. Так что падение продолжится, и пусть у нас и не будет по-настоящему горячего сезона, но все же некоторый подъем рынка в IV квартале случиться должен”.
Итак, глубокого оптимизма по поводу роста рынка мультимедийных проекторов по итогам второго полугодия никто не проявляет. Однако практически все надеются, что в обозримом будущем (возможно, уже в 2014 г.) этот рынок снова пойдет в гору.