Компания Dassault Systèmes, один из ведущих игроков рынка ПО для управления жизненным циклом изделий (Product Lifecycle Management, PLM), с недавних пор позиционирует себя в качестве поставщика не просто PLM-технологий, а платформы 3DEXPERIENCE, которая помимо традиционных потребителей PLM из числа промышленных предприятий предназначена для самых разных отраслей. О том, какая сейчас складывается ситуация на рынке PLM и с чем связана перемена стратегии компании, Филипп Форестье, исполнительный вице-президент Dassault Systèmes по международным связям, рассказал научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной.
PC Week: Судя по данным аналитических компаний, например CIMdata, в кризис рынок PLM сократился, и хотя потом восстановился, но в последнее время его рост замедляется. Значит ли это, что у вашей компании на нем уже остается мало простора для роста бизнеса?
Филипп Форестье: Бизнес в области PLM не очень сильно страдал от кризиса. Потому что промышленные заказчики считают вложения в технологии PLM инвестициями. И они не были готовы сократить инвестиции, которые обеспечат им успех в будущем. И хотя они действительно сильно сократили операционные затраты, инвестиции, т. е. капитальные расходы, пострадали гораздо меньше. А потом спрос довольно быстро восстановился. В результате уже с 2010-го у нас начался рост, который продолжается до сих пор.
Но если рассматривать традиционных пользователей PLM-технологий, т. е. большие промышленные компании, то мы действительно не видим для себя особых возможностей сильно расширять свой бизнес в ближайшие пять лет, так как потенциал роста рынка PLM ограничен.
В связи с этим мы решили значительно расширить сферу применения наших программных решений и свой рынок за счет запуска новой прикладной платформы 3DEXPERIENCE, которая открывает доступ к новым пользователям помимо наших традиционных заказчиков. Раньше мы обычно имели дело с техническими специалистами ― конструкторами, инженерами, технологами и т. д. А теперь будем обращаться с предложениями к другим, нетехническим сотрудникам и руководителям предприятий.
По нашей оценке, у 3DEXPERIENCE перспективы роста в два-три раза больше, чем у PLM, так как эта платформа позволяет работать с новым поколением приложений, новыми типами заказчиков и новыми отраслями. Это позволит нам наращивать бизнес, и мы планируем удвоить оборот в ближайшие два-три года.
PC Week: Как вы планируете реализовать этот план?
Ф. Ф.: Сейчас заказчики наращивают инвестиционные программы, стремясь увеличить свои конкурентные преимущества за счет перспективных технологий. Но другие игроки рынка PLM не предлагают им такие продукты. Нам нужно воспользоваться этой ситуацией. Поэтому сейчас внимание руководства Dassault Systèmes направлено на то, чтобы наши коммерческие и технические подразделения быстро осваивали и эффективно продвигали эти новые решения.
Так что многое зависит от сотрудников. И это тоже особенность нашей компании. Даже во время кризиса, когда происходило некоторое снижение дохода, мы никогда не сокращали штат. Люди — самый главный капитал компании. Ведь мы производим продукты не материальные, а интеллектуальные, поэтому продолжаем инвестировать в развитие сотрудников. Сейчас особое внимание направлено на повышение эффективности нашего коммерческого подразделения, на повышение объема продаж.
PC Week: Как сейчас распределяется ваш доход между традиционными и новыми отраслями?
Ф. Ф.: В данный момент более половины дохода нашей компании еще приходится на так называемые традиционные отрасли: космическую, автомобильную, авиа- и машиностроение. Но по другим направлениям деятельности доход растет быстрее. Сюда входит потребительский сегмент, розничная торговля, высокие технологии, включая полупроводники и электронику, а также энергетика. Мы сможем удвоить бизнес, если более половины дохода будет приходиться именно на новые отрасли. Пока наше присутствие там невелико, но спрос на наши программные решения большой.
Например, компания Procter&Gamble, производитель потребительских товаров, купила несколько тысяч лицензий на системы CATIA, ENOVIA и DELMIA и активно их использует. Это наш второй “Боинг”, но по шампуням.
PC Week: Не получится ли, что внимание к новым направлениям деятельности отвлечет вас от традиционных отраслей?
Ф. Ф.: Речь не идет о том, что мы уходим с рынка PLM-технологий в классическом понимании. Мы придерживаемся другой стратегии. Хотя у многих крупных промышленных предприятий есть определенные PLM-решения, это не значит, что мы не можем продолжать с ними работать. Так, необходимо обновлять уже имеющееся у них ПО. Например, когда они начинают новый проект, наступает момент для внедрения свежей версии программных продуктов. А поскольку предприятия постоянно запускают новые проекты автомобилей, самолетов и других изделий, то это является источником для нашего роста и увеличения бизнеса.
Кроме того, мы постоянно расширяем линейку решений, разрабатывая новые приложения самостоятельно или покупая другие компании. Это — второй источник увеличения бизнеса у заказчиков, несмотря на то что они возможно уже имеют множество наших лицензий. К тому же сейчас в портфеле наших решений есть не только PLM-системы, но и новые продукты. Их мы и предлагаем имеющимся заказчикам, но не в технологические и производственные подразделения, в которых традиционно использовались наши системы, а в другие отделы, таким способом наращивая число лицензий.
Так что есть еще очень много направлений для работы даже с теми предприятиями, которые имеют PLM. Дело в том, что PLM и САПР не относятся к классу потребительских, так сказать демократизированных продуктов. Они требуют внедрения, т. е. настройки под особенности бизнеса заказчика. Кроме того, заказчики подобных приложений признаются в том, что это не обычный компьютерный инструментарий. Это — технология, необходимая им для разработки и развития продукции. Без нее им не обойтись. Поэтому даже у САПР CATIA есть потенциал роста, но мы хотим диверсифицировать свой бизнес и снизить зависимость от этой системы, хотя в настоящее время на CATIA приходится порядка трети дохода.
Так что на рынке PLM есть перспективы. Но все зависит от того, что вы хотите. Мы хотим, чтобы наш бизнес рос быстрее, чем этот рынок. Потому и решили выходить за пределы традиционных отраслей.
PC Week: Сейчас в области ИТ наблюдается смещение в сторону мобильных, облачных и социальных технологии. Как эти перемены отражаются на рынке САПР/PLM? Есть ли спрос со стороны заказчиков?
Ф. Ф.: Сегодня в России программные решения должны работать на различных инфраструктурах, таких как публичные и частные облака, а также собственные серверы предприятий. И мы это учитываем в наших новых разработках. Так, этим летом вышла первая версия CATIA и ENOVIA с поддержкой облачной архитектуры. Мы уже выполнили пилотный проект вместе с заказчиками и собираемся в начале следующего года выпустить расширенное и более доступное решение, которое можно устанавливать в публичном или частном облаке и, конечно, на серверах предприятий.
Кроме того, сейчас растет спрос на мобильные решения, в том числе и на PLM-приложения. Поэтому уже с этого года в каждый новый релиз мы добавляем онлайн возможности. Также мы собираемся охватить все наши решения, но их порядка 500—600, поэтому сразу перенести все на мобильные устройства не получится. К тому же новинки нужно тщательно протестировать и провести эксперименты вместе с заказчиками.
PC Week: Сейчас растет популярность аренды приложений, в том числе и в области САПР/PLM. Как это отражается на доходах производителей?
Ф. Ф.: Популярность аренды сильно зависит от отрасли — в одних такой подход широко распространен, а в других практически не используется. Например, в авиа- и машиностроении предприятия обычно имеют в собственности определенный блок лицензий, но иногда, когда в связи с каким-то проектом резко возрастает нагрузка, они говорят: “Зачем покупать, мы могли бы взять ПО в аренду”.
Аренда приложений для разработчиков PLM ― это очень позитивный фактор, так как она гарантирует постоянство дохода на какой-то период и тем самым обеспечивает его прогнозируемость. К тому же обычный срок аренды — это несколько лет, что позволяет планировать выручку на годы вперед.
PC Week: Аренда обходится заказчикам дешевле, чем покупка лицензий, а поскольку расходы заказчиков — это доходы производителей, не ведет ли это к снижению вашего оборота?
Ф. Ф.: Действительно, если бы все заказчики одновременно перешли на аренду, то у разработчиков были бы проблемы. Но движение в этом направлении хотя и есть, но не настолько сильное, чтобы нанести вред нашим финансовым показателям. Доля аренды в обороте пока невелика.
Вообще я бы не назвал аренду сильной тенденцией. Наверное, это связано с тем, что компании тщательно контролируют затраты и сейчас хотят окупить инвестиции за более короткий период, чем раньше. Дело в том, что в долговременном плане аренда обходится дороже, чем покупка лицензии. Например, на пять лет гораздо дешевле купить лицензию, чем взять ПО в аренду.
В России мы тоже предлагаем аренду, но спрос пока невелик, менее 20% дохода. В других странах, например в Великобритании, эта доля гораздо больше. Так что многое зависит от рынка, от отрасли и, конечно, от заказчика. Ведь в России госкорпорации и большие промышленные компании не очень любят аренду, потому что их инвестиционные программы направлены на создание определенного актива, который идет на баланс предприятия. А аренда, которая считается как операционный расход, им невыгодна, более того, иногда они даже не могут ее финансировать.
PC Week: Каковы ваши цели и планы на будущее?
Ф.Ф.: Перед нами стоят большие задачи. Мы стремимся увеличить базу наших будущих доходов и динамично расти. Помимо плана удвоения дохода к 2015-му у нас есть следующий трехлетний план — до 2018-го, тоже амбициозный, и мы его в скором времени объявим.
PC Week: Спасибо за беседу.