Компания Google покупает за 3,2 млрд. долл. стартап Nest, который выпускает интеллектуальные термостаты и детекторы дыма. Предполагается, что слияние завершится в течение нескольких месяцев и тогда Nest войдет в состав Google, но сохранит свой бренд.
Эта сделка, ставшая для Google второй по объему после покупки Motorola Mobility, удивила экспертов своей ценой. Nest — молодая компания, основанная всего четыре года назад бывшими сотрудниками Apple Мэттом Роджерсом и Тони Фейделлом, последний из которых считается “отцом” плейера iPod. Она недавно вышла на рынок оборудования, на котором доминируют такие гиганты, как General Electric и Honeywell, но уже получила известность благодаря своему интеллектуальному детектору дыма и термостату, способному отслеживать привычки обитателей дома и использовать эти данные для автоматического управления температурой в помещении, чтобы экономить электроэнергию.
Но Nest не собирается останавливаться на этом, а строит амбициозные планы. По словам Тони Фейделла, его компания уже дала толчок развитию рынка “Интернета вещей” и теперь, благодаря поддержке Google, будет действовать в том же направлении. Его идея состоит в том, чтобы предложить потребителям интеллектуальные, простые в использовании устройства и соединить их между собой и с Интернетом с помощью современных средств связи.
Google также стремится выйти за пределы своего основного поискового направления и охватить новые, перспективные рынки. Свой первый шаг в область мобильного оборудования она сделала, купив Motorola Mobility, а затем занялась средства быстрого доступа в Интернет, носимыми компьютерами, самоуправляемыми автомобилями и роботами. Однако несмотря на то, что техническая экспертиза позволила добиться некоторых успехов в развитии новаторских технологий, ей пока не удалось создать устройства, которые были бы сравнимы по популярности с продуктами Apple.
Google заинтересовалась деятельностью Nest еще пару лет назад, инвестировав в эту компанию через свой венчурный фонд, а летом 2013-го начала переговоры о слиянии. Теперь, благодаря сделке с Nest, она сможет сделать первые шаги на новом рынке, который появился в результате слияния сегментов потребительских устройств и интернет-услуг, и воспользоваться опытом приобретенной компании.
Аналитики в целом одобряют эту сделку, хотя некоторые из них считают, что Google переплатила за компанию, которая выпустила всего два продукта. Однако в долгосрочном плане эта покупка может оказаться выгодной, особенно если поисковому гиганту удастся построить онлайновую сервисную платформу для “умного дома” и создать вокруг нее экосистему независимых разработчиков.
Что касается Nest, то компания получит ресурсы, необходимые для быстрого пополнения продуктового портфеля и выхода в новые ниши, в которых сейчас доминируют другие компании. Впрочем, даже конкуренты Nest положительно отзываются об этой сделке, полагая, что она привлечет внимание к интеллектуальным домашним устройствам и подстегнет рост рынка Интернет вещей. Это мнение разделяет Тони Фейделл, который отметил, что даже с помощью Google его компания не сможет делать все самостоятельно. Придется создать целую партнерскую экосистему, подобную тем, что сейчас существуют в области цифровой музыки или видео.
Аналитические компании предрекают рынку “Интернета вещей” блестящие перспективы. Так, по мнению IDC, к 2020-му число подключенных к Интернету автономных устройств достигнет 30 млрд., а доход от оборудования, ПО и услуг составит астрономические 8,9 трлн. долл. Прогноз Gartner на 2020-й несколько скромнее — 26 млрд. устройств и 1,9 трлн. долл. Тем не менее аналитики уверены, что такое развитие событий затронет почти всех крупных ИТ-игроков, и некоторые из них, включая Cisco, Intel, AT&T и др. уже начали действовать в этом направлении.
Очевидно, что Google тоже движется в общем русле. Но что же компания хочет получить за свои 3,2 млрд. долл.? Поскольку она пока не сообщила своих конкретных планов, наблюдателям остается только гадать. По их мнению, прежде всего Google получает бренд, уже получивший широкую известность у потребителей “умных” домашних устройств, а также команду разработчиков, многие из которых раньше работали в Apple.
Кроме того, компания сможет сразу застолбить место на рынке средств управления электропотреблением благодаря партнерским связям Nest с многочисленными коммунальными службами США, а также получить доступ к технологиям, составляющим основу умного дома будущего.
Не исключено также, что несмотря на заверения Google о защите частной информации, получаемой от подключенных к Интернету домашних устройств, у компании есть планы по использованию этих больших данных.
Не исключено также, что выходя на рынок “Интернета вещей”, поисковый гигант бросает вызов Apple, прославившейся производством продукции, без которой люди просто не могу обойтись. Благодаря покупке Nest у Google появляется шанс сделать то же самое, но уже за пределами компьютерного рынка.