Мир ИТ стремительно развивается, открывая все новые возможности перед пользователями, причем не только индивидуальными, но и корпоративными. Предприятия стараются с помощью ИТ повышать эффективность своей деятельности в условиях роста конкуренции. Чтобы удовлетворить их запросы, ИТ-игроки активизируют усилия на корпоративном рынке. Так, компания Самсунг Электроник Рус Компани (далее Samsung Electronics) в самом начале 2013 г. сформировала в России новое подразделение Enterprise Business Team, чтобы продвигать ИТ-продукты для решения бизнес-задач. Пришла пора подводить первые итоги.

Движение по трем направлениям

По словам Андрея Тихонова, директора по корпоративным продажам Samsung Electronics в России, за первый год работы подразделения Enterprise Business удалось добиться увеличения оборота в корпоративном сегменте более чем в два раза. Причем отсчёт этого роста начинается не с малых (близких к нулю) цифр, так как компания и раньше работала в корпоративным сегменте. Основная ставка сделана на принтерные решения, мобильные системы и крупноформатные дисплеи (LFD), предназначенные для построения видеостен, информационных табло, систем Digital Signage и т. д.

Но чтобы преуспеть в корпоративном сегменте, недостаточно просто выпустить отдельные устройства на рынок. Нужно на их основе реализовать комплексные решения, учитывающие запросы отечественных предприятий и требования российских регуляторов, а для продвижения этих решений необходимо выстроить партнерскую экосистему. Поэтому новому подразделению необходимо было, прежде всего, проинформировать ключевых игроков ИТ-рынка о создании отдельного направления по работе с корпоративным сегментом и о новых методах и подходах.

С этой целью в течение года компания провела целый ряд мероприятий. Так, на весеннем форуме Enterprise Mobility были представлены корпоративная концепция SAFE (Samsung for Enterprise), новая партнерская программа SEAP (Samsung Enterprise Alliance Program), расширенная сервисная поддержка и новая мобильная технология KNOX. А осенью состоялся анонс новой программы для корпоративных партнеров, работающих на рынке печатной техники. Кроме того, Samsung стала инициатором создания при организации АПКИТ комитета по направлению Enterprise Mobility, и также участвовала в многочисленных отраслевых мероприятиях.

По мнению Андрея Тихонова, это принесло свои плоды, и теперь партнерская экосистема Samsung в курсе планов и целей корпоративного подразделения Samsung Electronics. При этом основная идея состоит в реализации разработанной на глобальном уровне партнерской программы, направленной на формирование корпоративных, промышленных и индустриальных решений с целью привнесения дополнительных преимуществ как для партнеров, так и для клиентов. Программа предполагает развитие бизнеса с опорой на широкий круг партнеров, в который входят дистрибьюторы, системные интеграторы, поставщики решений, VAR-реселлеры, независимые разработчики (ISV), операторы связи. Продвигая свои решения, они могут опираться на продукты Samsung, созданные с учетом потребностей корпоративного рынка, такие как программно-аппаратный комплекс KNOX, принтеры и МФУ формата А3, крупноформатные дисплеи и другие. В этих продуктах особый упор сделан на повышенный уровень защиты, централизованное управление, расширенную сервисную поддержку и т. д., то есть именно на то, что необходимо предприятиям для эффективного использования ИТ.

Хотя на корпоративный рынок ориентированы три различные группы продуктов Samsung, у них есть ряд общих особенностей, позволяющих привлечь для их продвижения одних и тех же дистрибьюторов и системных интеграторов. Что касается VAR-реселлеров, провайдеров решений и независимых разработчиков, то они по всем трем направлениям разные, а в мобильном канале львиная доля принадлежит операторам. Сейчас корпоративная команда Samsung занимается консолидацией корпоративного канала. Идея состоит в том, чтобы каждый дистрибьютор и каждый интегратор могли предлагать заказчикам все продукты компании.

Своевременный шаг

Хотя в корпоративном сегменте представлены многие ведущие мировые ИТ-игроки, в Samsung считают, что компания вовремя усилила фокус именно в этом сегменте. Так, мобильные устройства уже активно используются потребителями, но еще не получили широкого распространения на предприятиях. Чтобы переломить эту тенденцию, Samsung первой из вендоров провела Enterprise Mobility Forum, показав предприятиям возможности мобильных устройств для решения задач бизнеса.

Как считает Андрей Тихонов, сейчас переход предприятий на мобильные рельсы подстегивается ростом популярности облачных технологий. Большинство корпоративных заказчиков уже обзавелись частными облачными инфраструктурами, для доступа к которым можно использовать мобильные устройства — смартфоны и планшеты. Их функциональные возможности уже настолько выросли, что на них легко можно переносить часть типичных ПК-приложений или использовать как полноценное мобильное рабочее место. Поэтому предприятия все активнее включают мобильные платформы в свою инфраструктуру частного облака. Это текущий тренд, который нельзя остановить, и компания Samsung намерена его возглавить.

Серьезные изменения в настоящее время происходят и на рынке средств печати. В первую очередь они обусловлены ростом популярности управляемых печатных услуг (Managed Print Services, MPS), которые Samsung также планирует активно развивать в России. Причем в отличие от ряда других игроков компания будет предлагать такие услуги не напрямую, а через партнеров. Основная идея заключается в том, чтобы сочетать традиционный подход к бизнесу, предусматривающий поставку оборудования, с новой бизнес-моделью, предполагающей параллельное развитие аутсорсинговых услуг с оплатой по количеству отпечатанных копий документов.

Постепенно набирает обороты и сегмент решений Digital Signage, реализуемых с применением крупноформатных мониторов, медиаплейеров, серверов по управлению контентом, инфраструктуры по доставке и распределению видеосигнала, управляющего программного обеспечения. На данный момент по уровню развития данного направления Россия на несколько лет отстает от развитых западных стран, но это говорит лишь о колоссальном потенциале локального рынка. По оценкам Андрея Тихонова, уже сегодня рыночная доля Samsung здесь составляет порядка 50%.

Планы на будущее

На глобальном уровне 2014-й будет для Samsung годом решений, потому что именно они востребованы корпоративными заказчиками. В полной мере это относится и к российскому рынку. В связи с этим подразделение Enterprise Business продолжит формирование B2B-экосистемы, нацеленной на продвижение решений в среду корпоративных заказчиков с учетом ее отличий от потребительской среды. За минувший год, по словам Андрея Тихонова, в подразделении сформировалась сильная команда специалистов, которые уже познакомились с новым продуктовым рядом Samsung, научились продавать по-новому и заключили немало новых сделок. Увеличению их числа будет способствовать активизация работы компании по сертификации продуктов и решений на соответствие российским нормативным требованиям, а также дальнейшее развитие партнерской сети. Андрей Тихонов говорит, что дистрибьюторов у компании уже достаточно, но будет рассматриваться возможность привлечения новых провайдеров решений и VAR-реселлеров.

В развитии корпоративного бизнеса Samsung намечаются и новые направления, например, по продвижению сетевого оборудования. Так, недавно Samsung заключила контракт с компанией МТС на развитие сетей LTE. Есть планы по продвижению на рынок систем кондиционирования масштаба зданий.

Компания возлагает также надежды на решения для системы образования Samsung School. В минувшем году, по словам Андрея Тихонова, был создан хороший задел и налажены партнерские отношения. На 2014-й запланировано более широкое распространение Samsung School по учебным заведениям.

От решений к проектам

Результаты предпринятых Samsung усилий по развитию корпоративного бизнеса отражают и реализованные проекты. Например, компания Nestle внедрила в свою ИТ-инфраструктуру порядка тысячи 7-дюймовых планшетов Samsung Galaxy Tab 2, оснастив ими своих мерчендайзеров, работающих по всей территории России. “Теперь они синхронизируют информацию несколько раз в день, получая свежие мастер-данные из ERP системы и передают актуальную информацию из торговой точки”, — рассказал Сергей Артамцев, ИТ-координатор Nestle в России. “Ранее, мы использовали мобильное решение другого производителя, но впоследствии отказались от него по причине измененных требований в функционале. Мы стараемся постоянно улучшать эффективность мобильного персонала для достижения максимального результата. Нам требовалось мобильное устройство с возможностью отображения большего объема информации и с большей скоростью обработки данных. Поэтому следующее мобильное устройство выбрали с 7-дюймовым дисплеем. Основная разница здесь состоит в том, что устройства, используемые ранее, больше ориентированы на долгосрочное использование, а у Samsung модельный ряд регулярно обновляется и модель ценообразования более эффективна”, — пояснил Сергей Артамцев.

Все решения по приобретению техники в Nestle принимаются централизованно штаб-квартирой в Швейцарии, но российское подразделение самостоятельно выбирало тип устройства, размер экрана и модель, а потом адаптировало под них свое ПО централизованного управления, построенное на базе MDM-системы компании SOTI.

Для сотрудников центрального российского офиса и региональных отделений Nestle выбрала мобильные телефоны Samsung, которые поддерживают две сим-карты. Такая возможность очень актуальна для компании, уделяющей большое внимание вопросам безопасности, поскольку в каждом устройстве одна сим-карта используется для частного общения, а вторая — для работы.

Сергей Артамцев пояснил, что проект по оснащению мерчендайзеров планшетами — долгосрочный, он рассчитан на три-пять лет. Поэтому экономический эффект оценивать пока рано. Но уже можно сказать, что благодаря повышению мобильности сотрудников эффективность их работы заметно возросла. Так что в 2015 г. в Nestle рассчитывают вернуть инвестиции в данный проект.

Примером из другой технологической области может служить пилотный проект компании Dunkin Brands по внедрению цифровых меню в кафе Dunkin’ Donuts, охвативший одновременно несколько стран (включая США, Россию, Испанию, Колумбию) и ориентированный на единый стандарт представления бренда в цифровой форме.

В настоящий момент в России цифровые меню работают в двух кафе. “Можно с уверенностью говорить, что у потребителей изменилось впечатление от наших кофеен, а это способствовало повышению их посещаемости. Мы только в начале пути, но уже уверены в успехе”, — сказал Сергей Лапада, руководитель отдела маркетинга компании Dunkin’ Donuts.

При выборе производителя дисплеев для внедренного решения в первую очередь оценивались их надежность, технологические характеристики и цветопередача. “Компания-интегратор предложила нам именно дисплеи Samsung, которые не без оснований считаются одними из лучших на рынке”, — пояснил Сергей Лапада. По его мнению, возможность обратить внимание посетителей на уникальные предложения кофейни позволяет рассматривать цифровое меню как очень эффективный способ визуальной коммуникации.

Кроме того, технология цифровых меню позволяет рентабельно вносить оперативные изменения в ассортимент, выделять специальные предложения и новинки. Ведь заменить продуктовые изображения или позиции в меню в десятках кафе — сложная задача. Неизбежны ошибки и сбои. При использовании цифровых меню вероятность подобных инцидентов существенно снижается.

Пока Dunkin’ Donuts с обслуживанием цифровых меню справляется собственным силами с помощью своего подразделения информационных технологий и отдела маркетинга, а также с поддержкой со стороны поставщика решения. Но компания готова внести изменения в свои процессы, когда число кафе с цифровыми меню увеличится.

В рамках партнерской экосистемы

Компания-интегратор Insight Development внедрила технологию Samsung Smart School в частной подмосковной школе “Президент”. Сейчас здесь установлено решение для трех начальных классов. Каждый класс оснащен электронной интерактивной доской, каждой из которых могут одновременно пользоваться до пяти человек, планшетами для учеников и ноутбуком для учителя, а также необходимым ПО для управления уроками. Данное решение может быть адаптировано и для задач корпоративного обучения.

Компания DCLogic предлагает ритейлерам законченное решение для вывесок и билбородов, в которое входит серверное ПО для управления и панели Samsung. Сейчас DCLogic реализует пилотный проект в одном из магазинов розничной сети с перспективой последующего его тиражирования на остальные магазины.

Компания РЭСТО разработала комплексную систему информирования, включающую всепогодные, антивандальные, уличные дисплеи на базе профессиональных панелей Samsung и программное обеспечение для управления ими.

Компания 4х4 продвигает решения для видеонаблюдения и мобильной видеоконференцсвязи, построенные на базе своего ПО управления и оборудования Samsung (LFD-панели, ноутбуки, планшеты и др.). Решения позволяют использовать планшет под управлением ОС Android в качестве полнофункционального терминала с функциями передачи видео, голоса и обмена данными.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ SAMSUNG