Современный ИТ-мир в последние годы переживает сложный этап трансформации, связанной с переходом от традиционной онпремис-модели использования ИТ к применению разного рода облачных схем. Как это ни странно, но в такой ситуации, наверное, самые большие сложности испытывают ИТ-гиганты. Казалось бы, имеющийся огромный опыт работы и колоссальный запас прочности должны помочь им успешно преодолеть “эпоху перемен”, но на самом деле именно эти обстоятельства создают проблемы в случае необходимости разворота создаваемой десятилетиями бизнес-махины на новый курс развития. Трудности усугубляются тем, что бизнес ИТ-корпораций имеет международный характер и перестройку своей работы на местах нужно вести с учетом национальных особенностей разных стран и регионов мира. О том, как идет этот процесс трансформации Microsoft в нашей стране, обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову рассказал президент российского представительства корпорации Николай Прянишников.
PC Week: В январе исполняется ровно пять лет, как вы находитесь у руля “Microsoft России”. Как в целом вы охарактеризовали бы этап развития бизнеса компании за этот период? Насколько вы сами удовлетворены проделанной работой?
Николай Прянишников: Я считаю, что за эти пять лет мы изменились весьма существенно. Прежде всего сам объем бизнеса вырос в разы. Я лично этим очень доволен еще и потому, что именно такую цель видел перед собой, когда пришел в Microsoft. Правда, реализации этих планов серьезно помешал кризис, который пришелся как раз на начало моей работы, это был очень сложный этап, но мы его успешно преодолели.
Произошли и качественные изменения в нашем бизнесе, и тут предмет особой гордости представляет собой тот факт, что сегодня Microsoft в России — это уже не только организация по продажам и предоставлению ИТ-услуг, но и центр по исследованиям и разработкам. Существует Microsoft Development Center, и сегодня можно говорить, что часть продуктов Microsoft сделана в России. Собственно, у нас есть два исследовательских подразделения. Первое является структурой направления Microsoft Business Solutions, оно начиналось в свое время с локализации и разработки решений Dynamics AX и NAV для России и Восточной Европы, а сейчас разработчики центра участвуют именно в создании новых продуктов, которые продаются во всем мире. Второе подразделение занимается задачами передачи мультимедийного контента и поддержки коммуникации, их результаты также используются в продуктах корпорации. Важный результат для этой команды — создание решения для обмена видеосообщениями, которое планируется интегрировать в ряд продуктов Microsoft. Кроме того, мы реализуем еще ряд инициативных исследований, которые в ближайшие годы могут вырасти в полноценные продукты.
И наконец, нужно сказать, что российское отделение, как и вся корпорация, находится сейчас в стадии серьезной трансформации в компанию устройств и услуг. Реализация стратегии требует времени. Этот процесс еще не закончен, мы еще в пути, но динамика изменений достаточно велика. Уже сегодня вместе с партнерами мы предлагаем разнообразные устройства и сервисы, из которых пользователи могут выбрать именно то, что наилучшим образом подходит для решения как бизнес-, так и персональных задач. Мы предоставляем полноценные облачные сервисы, такие как Office 365, Azure и Dynamics CRM Online, которые можно быстро развернуть в зависимости от потребностей конкретного бизнеса. Мне самому движение в этом направлении очень интересно, в том числе потому, что я мог применить накопленный в телекоме опыт, где я занимался, в частности, сервисами и устройствами.
PC Week: А что вы думаете о ситуации на российском ИТ-рынке?
Н. П.: Мы отчетливо видим, что темпы развития российского ИТ-рынка несколько замедлились. Думаю, причина в том, что снизилась динамика экономики страны в целом. Но я все равно уверен, что рынок обладает очень хорошим потенциалом для роста, в любом случае ИТ будут развиваться быстрее экономики, их доля в валовом продукте страны будет повышаться. Перед Россией стоит задача увеличения производительности труда и повышения конкурентоспособности, а этого сегодня невозможно добиться без широкого и эффективного использования ИТ.
Уверен, что будет расти количество новых ИТ-предприятий, чему должно способствовать наличие квалифицированных молодых кадров. Мы в этом деле занимаем активную позицию, работая сразу в нескольких направлениях: глобальная инициатива Youth Spark включает в себя больше 25 различных программ в России. Это и курсы, проводимые по всех стране для молодежи и школьников, и специальные программы для студентов. Упомяну о проводимых уже более десяти лет конкурсах Imagine Cup, в ходе которых студенческие команды учатся делать проекты, порой перерастающие в реальный бизнес. В прошлом году финал международного конкурса прошел в нашей стране, победители получили призы на общую сумму 1 млн. долл. И наконец, у нас есть программа поддержки стартапов, в том числе путем выделения грантов: к настоящему времени Фонд посевного финансирования Microsoft выделил гранты на сумму на сумму 1,3 млн. долл. тридцати пяти российским стартапам. Таким образом, мы помогаем развитию ИТ-кадров начиная со школьной скамьи — и фактически до создания бизнеса. Разумеется, мы постоянно занимаемся развитием нашей партнерской экосистемы (а это более 9 тыс. компаний по всей стране), которая также перестраивается на облачно-сервисные рельсы.
Но говоря о нашем развитии, я хочу подчеркнуть, что у нас нет цели завоевать весь рынок. Да, мы хотим повышать свою долю, но главный наш интерес — увеличение бизнеса за счет роста рынка в целом.. Мы крупный игрок, нам важнее всего, чтобы он развивался, поэтому мы будем в этом направлении работать и дальше.
PC Week: Но если речь идет о развитии рынка в целом, то возникает вопрос, кто и как должен создавать условия для увеличения темпов роста. Речь, в частности, идет о проблемах регулирования и стимулирования такого развития. Кому тут принадлежит решающая роль — государственным структурам или самой отрасли?
Н. П. Я считаю, что отрасли надо помогать. Мое глубокое убеждение состоит в том, что государство должно проявлять активную позицию. Приятно, что сейчас имеет место именно такой подход. Руководство Министерства связи и массовых коммуникаций занимается созданием и реализацией стратегий ИТ-развития страны. Результаты этой работы уже видны: появились разного рода документы, планы, программы. Отрадно отметить, что данная работа ведется в сотрудничестве с представителями отрасли.
Но поскольку ИТ являются как бы кровеносной системой страны, присутствуя во всех сферах нашей жизни и на всех ее этапах, то очень важно, чтобы работа министерства синхронизировалась с другими ведомствами и структурами. И тут особо следует сказать о системе подготовки кадров: и здесь идет речь не только об образовании ИТ-специалистов, но и об обучении основам ИТ всего населения страны.
В целом можно позитивно оценить уровень и динамику сотрудничества отрасли и правительственных структур. Но в своем развитии ИТ-рынок столкнулся с рядом объективных, не зависящих от него проблем, в том числе речь идет и об ухудшении экономики в целом, и о демографической яме, из-за которой выпускников вузов у нас сейчас в два раза меньше, чем еще несколько лет назад. Поэтому очень важно наращивать совместные усилия отрасли и министерства по решению возникающих сложностей.
PC Week: Давайте от стратегических тем перейдем к более краткосрочным вопросам. Что, на ваш взгляд, интересного произошло в прошедшем году на ИТ-рынке в целом и в жизни Microsoft в России?
Н. П.: Прежде всего нужно сказать о том, что облачные технологии стали реальностью именно в прошлом году. Если раньше мы говорили об облаках как о некой тенденции, то сейчас стали заниматься конкретными делами в этом направлении, произошел перелом, облака из разговоров стали реальностью. Мы этом видим на примере реализации собственных предложений. Например, для нас очень важно стратегическое партнерство в развитии облачного направления бизнеса и проведения пилотных проектов по размещению решений “1С” на облачной платформе Microsoft.
Второе изменение на рынке — существенный шаг в сторону мобильности, который совершили как компании, так и частные лица. Раньше мы видели довольно четкую границу между использованием телефонов и смартфонов, с одной стороны, и ноутбуков и ПК, с другой. Сегодня она фактически исчезла за счет применения планшетов и разного рода трансформеров. Эти изменения произошли во всем мире, и здесь Россия не отстает.
Что касается Microsoft, то важная и весьма сложная задача для нас — обеспечить стабильность развития нашего бизнеса в условиях его трансформации. Не стоит забывать о росте объемов продаж традиционных продуктов. И все же основное внимание сейчас будет уделяться задаче прорыва в сфере устройств и сервисов. Для этого мы усиливаем нашу команду специалистами в этих областях, наняли много профессионалов по продажам пользовательских устройств.
Большое внимание мы уделяем направлению корпоративных сервисов. Здесь также идет переориентация сотрудников в сторону сервисной модели работы с партнерами и клиентами, отличающейся от знакомых схем продажи софта. Это раньше можно было продать ПО, закрыть контакт и забыть о нем. Но сервисная модель — это постоянная работа с клиентом в режиме 24 часа в сутки. Это требует от сотрудников иной квалификации, иной ментальности. Именно в таком направлении мы усиливаем нашу команду.
PC Week: Со стороны мне казалось, что стратегические интересы Microsoft в последний год были связаны с продвижением Azure, Office 365, Windows Phone и конечно же Windows 8. Как вы оцениваете результаты за прошлый год?
Н. П.: Я сказал бы так: в целом мы довольны результатами по всем этим продуктам в прошлом году. Мы выполнили планы по продажам, более того, даже перевыполнили их. Мы выпустили обновление Windows 8.1. Это улучшенная версия, в которой были учтены многие пожелания как частных, так и бизнес-пользователей. Также мы запустили Cloud OS, платформу, которая позволяет клиентам использовать любые виды облаков, в зависимости от задач бизнеса.
Я не совсем доволен темпами роста продаж наших планшетов в России. Здесь мы хотим усилить работу. Совместно с партнерами мы предлагаем рынку разнообразие устройств на Windows. Для нас важно, чтобы устройства работали на нашей платформе, на них был установлен Office и другие продукты и сервисы. Ведь ПО — это все же наше основное направление бизнеса.
PC Week: Мне кажется, важным событием в жизни Microsoft в прошлом году стало решение о приобретении мобильного бизнеса Nokia. С нынешнего года вы будете работать вместе. Как это будет выглядеть в России?
Н. П.: Мы давно сотрудничаем с Nokia и очень довольны этим партнерством. И очень ждем, когда наши партнеры на из Nokia станут членами семьи Microsoft. Однако сделка еще не завершена и любые комментарии преждевременны.
PC Week: Что вы можете сказать о планах работы в новом году, на какие рубежи вы нацелены выйти к его окончанию?
Н. П.: В наших планах я бы выделил два основных блока. Первый — это продолжить рост нашего бизнеса вместе с рынком, немного его опережая. Второе — мы хотим обеспечить рост продаж по устройствам и сервисам по экспоненте. Мы должны совершить прорыв в поставках устройств, достичь существенного прироста по нашим облачным сервисам, в первую речь Office 365 и Azure, а также добиться успеха в продвижении частных облаков в корпоративный сектор. Если мы это сделаем, я буду доволен годом.
PC Week: Спасибо за беседу.