С необходимостью освоения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) компании сталкивались в тех случаях, когда сотрудничали с иностранными организациями либо хотели выйти на внешний рынок. Отправной точкой для широкого применения этих стандартов в России считается 2012-й. Тогда постановлением Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 35 были внесены изменения в “Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории РФ”, определившие порядок официального опубликования документа международных стандартов.
С целью широкого применения стандартов международной финансовой отчетности в конце прошлого года в Госдуму был вынесен законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “О консолидированной финансовой отчетности»” (№ 349695-6). Законопроект предлагает существенно расширить действие данного ФЗ. Для перечисленных в нем общественно значимых хозяйствующих субъектов установлены различные сроки составления, представления и публикации консолидированной отчётности по МСФО, начиная с 2014 г.
Однако уже 24 января был опубликован приказ Минфина России от 24 декабря 2013 г. № 135н “О введении в действие документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации”, который принял новое разъяснение КРМФО (Комитет по разъяснениям международной финансовой отчётности) “Обязательные платежи”.
“Разъяснение КРМФО рассматривает порядок учета обязательств по уплате обязательного платежа, если они входят в сферу применения МСФО International Accounting Standards, а также обязательств по уплате обязательного платежа, сроки и сумма которого являются определенными. При этом под обязательным платежом понимается выбытие ресурсов, содержащих экономические выгоды, которое налагается на организации государством в соответствии с законодательством (т. е. законами и иными нормативно-правовыми актами) и не является: a) выбытием ресурсов, входящих в сферу применения других МСФО, и б) штрафами или иными взысканиями, налагаемыми за нарушение законодательства”, — прокомментировала Екатерина Рубцова, руководитель организационного комитета международного конкурса IFRS Professional.
Приказом внесены поправки к действующим документам МСФО “Раскрытие информации о возмещаемой стоимости нефинансовых активов” и “Новация производных инструментов и продолжение учета хеджирования”.
Кроме того, отдельный пункт приказа устанавливает прядок применения указанных документов: “…документы вступают в силу на территории РФ для добровольного применения организациями — со дня их официального опубликования; для обязательного применения организациями — в сроки, определенные в этих документах”.
“Введение указанных документов предусматривает в том числе ретроспективное внесение изменений в учетную политику организации. Хозяйствующий субъект (кредитная организация), “досрочно” внедривший новые формы, будет обязан их использовать”, — пояснил Владимир Алеев, заместитель директора по маркетингу корпорации ЭЛАР.
Итак, переход на МСФО становится не просто распространенным, но и подразумевает обязательный характер для ряда организаций. Какова действительная практика финансового учета на предприятиях? Насколько российские финансисты готовы к новому формату отчетности?
По мнению Владимира Алеева, поэтапный переход на использование МСФО в российских компаниях обусловлен прежде всего попыткой обеспечить прозрачность хозяйственной деятельности для фискальных структур. “Бухгалтерский, налоговый (обязательные и регламентированные) и управленческий учеты, которые ведутся сегодня в компаниях, преследуют различные цели и содержат в себе несопоставимую и зачастую противоречивую информацию, не отражающую истинное положение вещей. Этот факт нередко приводит к парадоксальным ИТ-структурам автоматизации учета. Например, при успешно внедренной западной ERP-системе налоговая отчетность формируется на отдельно стоящем “1С:Предприятии” после кропотливого ручного ввода информации за учетный период”.
Повышение роли МСФО на территории России Екатерина Рубцова считает позитивным фактором: “Это делает отчетность компаний более прозрачной, достоверной и понятной, что важно как для внутреннего рынка в плане защиты инвестиций и контроля над общественно значимыми организациями, так и для привлечения зарубежного капитала в Россию, повышения инвестиционной привлекательности отечественных компаний”.
Ни для кого не секрет, что любое реформирование сложившейся системы работы, а тем более затрагивающее финансовую сторону организации, далеко не всегда проходит гладко и подразумевает определённые риски. Насколько они будут велики? С чем придется столкнуться в ходе модификации финансовой отчётности руководителям и собственникам предприятий?
Как полагает Владимир Алеев, в случае перехода на МСФО скорее можно говорить о временных трудностях и шероховатостях в течение “переходного периода”: необходимо подготовить персонал, провести адаптацию систем автоматизации, “приучить” потребителей отчетности к измененным формам.
“Негативную реакцию со стороны собственников может вызвать нежелание раскрывать в отчетности всю информацию о компании согласно требованиям МСФО. Например, это относится к реальной структуре холдинга и его владельцев, а также к ключевым клиентам компании и потенциальным бизнес-рискам. По мнению многих руководителей, информация такого рода является коммерческой тайной предприятия”, — полагает Екатерина Рубцова.
Сфера применения электронного документооборота постоянно расширяется. В конце прошлого и начале нового года в законодательстве появились не только предпосылки, но и требования к оформлению тех или иных документов в электронном виде. В настоящем приказе нет пункта, который жестко прописывал бы формат таких документов.
“Правилами МСФО обязательный электронный обмен не регламентирован, — говорит Владимир Алеев. — Для финансово-кредитных организаций, например, Банк России требует представлять консолидированную отчетность в бумажном виде. Однако общей тенденцией становится электронный оборот финансовых и бухгалтерских документов, реализованы необходимые механизмы, построена масштабируемая инфраструктура. Дело лишь за регуляторами, насколько они готовы к автоматизированной обработке новых электронных форм отчетности”.
Говоря о перспективе развития МСФО в России, он отметил следующее: “В принципе переход к форматам отчетности МСФО при достаточной осмотрительности регуляторов позволит стабилизировать правила учета и эффективнее использовать существующие ERP-системы, поскольку в этом случае отпадёт необходимость в частых доработках, адаптациях и т. д. При этом формы бухгалтерского, налогового и управленческого учета станут соизмеримыми и сопоставимыми по количественным и качественным показателям, что в свою очередь упростит и ускорит налоговые и аудиторские проверки, а также оценку бизнеса со стороны кредитных организаций”.