Компания Facebook опубликовала финансовые итоги IV кв. и 2013 г. в целом. По словам основателя социальной сети Марка Цукерберга, “это было отличное окончание года”. По итогам IV квартала компания зафиксировала выручку в объеме 2,59 млрд. долл., прибыль — в объеме 523 млн. долл. В сравнении с аналогичным периодом 2012 г. выручка возросла на 63%, прибыль — более чем в восемь раз.
Выручка Facebook в 2013 г. увеличилась на 55% по сравнению с 2012 г. до 7,87 млрд. долл. По данным компании, мобильная реклама принесла 53% от выручки в IV квартале по сравнению с 49% в III квартале и 23% годом ранее. По оценкам eMarketer, Facebook в прошлом году заняла 18% мирового рынка мобильной рекламы, оцененного в 16,7 млрд. долл., уступив только Google (53%). Результаты намного превзошли ожидания инвесторов, в связи с чем акции соцсети подорожали на 12%.
Компания заявила, что число активных пользователей составило 1,23 млрд. в конце IV квартала. Более 61% из этих пользователей — 757 млн. — пользуются Facebook ежедневно.
Мобильные технологии являются принципиальными для развития бизнеса Facebook — после того, как соцсеть начала объявлять о росте показателей мобильной рекламы, стоимость ее акций начала расти. Мобильными сервисами соцсети пользуются около 945 млн. пользователей в месяц. Цукерберг намекнул на выпуск новых самостоятельных мобильных приложений для Facebook в предстоящие годы. Среди них: Messenger (приложение для обмена мгновенными сообщениями) и Instagram (для обмена фотографиями). В компании считают это направление весьма перспективным. Так, за последние 3 месяца пользовательская база Messenger выросла на 70%.
По неофициальным данным, Facebook работает над ещё одной новинкой — сервисом для чтения новостей под кодовым названием Paper. В частности, на этой неделе в СМИ появилась информация, что Facebook ищет опытных редакторов новостей для сервиса, разработанного специально для мобильных устройств. Facebook Paper может стать настоящим конкурентом популярному приложению Flipboard, которое собирает контент не только из Facebook, но ещё из Twitter и LinkedIn. Paper представляет собой агрегатор наиболее интересных историй, которыми делятся в соцсети. Пользователь может подписаться на несколько основных тематических каналов, чтобы получать последние новости, качественные фотографии и видеоролики по интересующим его проблемам. Кроме того, с помощью Paper можно изучать новостную ленту своих друзей в Facebook, а также самому добавлять в неё записи. Нужно отметить, Facebook методично расширяет своё портфолио мобильных приложений (Facebook App, Messenger, Instagram, Poke, Pages).
Глава Facebook отметил, что новые разработки будут фокусироваться вокруг основной идеи соцсети — обеспечивать удобные инструменты для обмена контентом. Возможно, такие сервисы позволят Facebook нарастить популярность среди молодой аудитории — хотя в этом квартале соцсеть не раскрыла динамику активности тинейджеров, по итогам третьего квартала руководство Facebook признало ее небольшое снижение, что привело к падению акций на 15%. В то же время Facebook планирует укрепить свои позиции на рынке соцсетей, придерживаясь 10-летнего плана развития. В краткосрочной перспективе — 3 года — он предусматривает резкое увеличение среднего дохода на одного пользователя — этого планируется достичь за счёт привлечения новых сотен миллионов пользователей. Источник дохода — увеличение релевантности контекстной рекламы или, говоря другими словами, её персонализация.
По словам Цукерберга, соцсеть обладает уникальными таргетинговыми возможностями в области маркетинга. Этот опыт Facebook получает, изучая ежедневные посещения своих пользователей. Параллельно Facebook пытается создать поисковик нового поколения — Graph Search. В его основе — разработки в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Как следует из заявления Цукерберга, он предназначен для поиска ответов на интересующие людей вопросы и сможет распознавать голосовые команды. Новый поисковик позволяет анализировать и подбирать пользователей по интересам, поведению и оставленным данным, ссылкам, лайкам и прочей информации. Его разработка займёт многие годы, потому что, как сказал топ-менеджер, управление триллионами файлов фото, видео и другого контента представляет особые сложности. В то же время, как заметил глава Facebook, мобильная версия продукта появится “довольно скоро”.
В целом, стратегический план Цукерберга предусматривает достижение прогресса в обеспечении доступа в Интернет для двух третей людей на планете. Промежуточные этапы развития — таргетированная реклама, персонализированные ленты новостей, наполнение экосистемы Facebook автономными приложениями с уникальными возможностями, создание поиска нового поколения. Не последнее место в этом списке занимает и Интернет вещей — Facebook надеется, что база её пользователей будет расти за счёт привлечения людей, использующих все более дешевые и функциональные устройства по всей планете.