Не секрет, что минувший год был достаточно сложным практически для всех ИТ-компаний, в том числе — для широкопрофильных дистрибьюторов. Так, объем продаж «Марвел-Дистрибуции» (в долларах) в
А ведь были времена, когда годовой прирост бизнеса «Марвел-Дистрибуции» составлял 30% (2012 vs 2011), 51% (2011 vs 2010) и даже 102% (2010 vs 2009). Тем не менее итогами минувшего года генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуции» Константин Шляхов доволен: «На фоне среднерыночных данных наши показатели смотрятся очень даже неплохо». При этом он упомянул предварительные оценки, согласно которым в России в 2013 г. общий объем розничных продаж ИТ-оборудования уменьшился по сравнению с
По словам Константина Шляхова, рост спроса на планшеты не компенсирует снижение спроса на ноутбуки. К тому же, по его мнению, у продавцов скопилось очень много непроданных планшетов, что, скорее всего, приведет к падению цен на них, а следовательно, и к падению маржинальности этого бизнеса.
За счет чего же «Марвелу» удается не уйти в отрицательную динамику продаж? Основных факторов здесь, видимо, три: хороший рост продаж в странах так называемого постсоветского пространства, появление новых портфельных вендоров (в минувшем году их набралось около двух десятков) и расширение партнерской сети. По словам Константина Шляхова, в прошлом году продажи компании в Казахстане увеличились, по сравнению с 2012 г., на 50%, а продажи в других странах СНГ (за исключением Казахстана) — почти в три раза (на 193%). Существенно выросла и партнерская сеть. Как отметил вице-президент «Марвел-Дистрибуции» Антон Черепахин, если к концу 2012 г. в ней насчитывалось 3785 компаний из 205 городов, то к концу 2013 г. эти цифры увеличились до 4350 и 240 соответственно.
Также необходимо отметить, что и на падающих сегментах ИТ-рынка есть вендоры, спрос на продукцию которых растет достаточно хорошо. Как уже говорилось, по некоторым оценкам, в минувшем году в нашей стране розничные продажи ноутбуков уменьшились по сравнению с
Если же говорить о каналах сбыта, где компания выделяет шесть основных типов партнеров, то наиболее хорошую годовую динамику (+14%) в минувшем году продемонстрировали корпоративные реселлеры, далее идут сотовая розница (+13%) и компьютерная розница (+10%). В то же время среди партнеров «Марвел-Дистрибуции» отрицательный рост закупок ИТ-оборудования замечен у бытовой розницы (-18%), интернет-розницы (-15%) и системных интеграторов (-10%).
Партнерская сеть «Марвел-Дистрибуции» постоянно расширяется: новых партнеров приходит существенно больше, чем уходит старых. Однако в прошлом году появилась тенденция, которой раньше не было. «Раньше с ИТ-рынка по разным обстоятельствам обычно уходили лишь молодые компании, не сумевшие отыскать на данном рынке свою нишу и закрепиться на ней, — рассказал Антон Черепахин. — Но в прошлом году с ИТ-рынка начали уходить компании (в том числе достаточно крупные), возраст которых насчитывает 15 и более лет». Причины самые разные. Но вполне возможно, что во многих случаях первопричиной является снижение маржинальности компаний до отрицательных величин, что ставит под сомнение целесообразность продолжения их хозяйственной деятельности«.
«Я знаю ИТ-компании (в том числе дистрибьюторские), которые уже достаточно давно работают себе в убыток, — добавил Константин Шляхов. — Однако понятно, что очень долго такая работа продолжаться не может...»
Некоторые эксперты считают, что уход с ИТ-рынка некоторых ИТ-ветеранов обусловлен не только (а возможно, не столько) уменьшением прибыльности ИТ-бизнеса, сколько «моральной усталостью» их владельцев и топ-менеджеров, которым это бизнес «просто надоел» и они решили заняться чем-то другим, более интересным и многообещающим.
«Процесс этот вполне естественный, — считает председатель совета директоров ЭОС Владимир Баласанян. — Компании также смертны, как и люди. Десяток-другой лет — это примерно срок, отведенный лидерам, основавшим успешную компанию (по крайней мере, в ИТ). Одним удается этот срок удлинить, другим — успешно провести смену поколения, у третьих компании умирают. И это справедливо не только в России».
Похоже, «Марвел-Дистрибуция», ведущая свою историю с 1991 г., твердо решила остаться в категории долгожителей. Свои планы продаж на нынешний год она не озвучивает, но в будущее смотрит с оптимизмом. «Мы всегда были сторонниками здорового образа жизни, — сказал Константин Шляхов. — Это элемент нашей корпоративной культуры».