Тема закупок организациями необходимых им для работы самых разнообразных средств известна широкой общественности во многом благодаря многочисленной информации скандального характера о госзакупках. Но на самом деле нужно понимать, что сфера закупок является одним из ключевых компонентов экономики, не менее актуальных и для коммерческих компаний. Задачи повышения эффективности использования этих механизмов рассматриваются как приоритетные руководством практически любой крупной организации.
По мнению экспертов, роль закупок в общем комплексе деловых задач предприятия (управление компанией в целом, производство, продажи, маркетинг и пр.) в последние годы постоянно возрастает. Если еще не так давно закупки относились в задачам управления третьего-четвертого уровня (начальник отдела), то сейчас они вышли на первый- второй уровень (гендиректор или его заместитель). При этом проблемы тут не сводятся лишь к оптимизации процесса конкретных закупок (в том числе за счет снижения закупочной цены в результате выхода на более широкий круг поставщиков), а заключаются в необходимости выстраивания долгосрочной стратегии отношений с партерами.
Отдельно нужно выделить вопрос борьбы с возможными злоупотреблениям (проще говоря, с коррупцией — тема актуальная не только для госструктур, но и для крупных коммерческих предприятий), решение которого во многом достигается путем повышения прозрачности всех процессов. В этой связи следует отметить позитивную роль нормативного регулирования: безусловным стимулом для широкого использования ИТ-решения для закупок стало принятие законодательства, по которому обязаны госорганизации проводить тендеры, а коммерческие предприятия уведомлять о всех своих тендерах. Согласно имеющейся статистике, в среднем предприятие с оборотом в 1 млрд. руб. проводит около 1000 тендеров в год (с ростом оборота число тендеров растет примерно пропорционально). Если учесть, что каждый тендер подразумевает участие трех-четырех поставщиков, то получается, что организация с таким объемом бизнеса имеет дело с несколькими тысячами партнеров-поставщиков.
Так или иначе, задача о создании или совершенствовании информационных систем поддержки закупочной деятельности стоит сегодня перед многим компаниями и госструктурами. А в соответствии с сегодняшними облачными тенденциями, все чаще возникает вопрос не о том, какой продукт выбрать и применять, а о том, какую использовать модель — онпремис (традиционное развертывание собственной системы на своей ИТ-площадке) или облачную (использование сервисов внешних провайдеров в режиме аутсорсинга).
Рассматривая на одной из недавних конференций возможность использования SaaS-модели для управления закупками предприятия, генеральный директор ООО “ЭТП ГПБ” (“Электронная торговая площадка — Газпромбанк”) Андрей Черногоров привел такие сведения: доля применения аутсоринговой схемы постоянно повышается, но если в мире она составляет сегодня около 30%, то в России пока находится на уровне 5%. Впрочем, отставание для нашей страны характерно и в освоении облачных моделей в целом. При этом он привел перечень традиционных сомнений заказчиков, большинство из которых, к сожалению, относятся в разряду уже давно развеянных в мире мифов: неуверенность в необходимых доступности, масштабируемости и безопасности сервисов, мнение о невысоком уровне кастомизации решений, волнения по поводу возможной зависимости от провайдера и, наконец, просто неверие в облака как таковые.
Однако интерес к SaaS-решениям повышается, выбор все чаще делается в их пользу, когда заказчики сталкиваются с необходимостью внедрения нового инструмента, когда реализуют срочные проекты или проекты с переменной нагрузкой. По очевидным причинам к SaaS легче склоняются компании, изначально ориентированные на интернет-бизнес, с филиальной сетью и разнородной инфраструктурой, а также использующие мобильный режим работы. Как это ни парадоксально, но выбор в пользу SaaS делается и по соображениям безопасности: это позволяет четко отделить информационные системы для общения с внешним миром от внутреннего ИТ-контура предприятия.
Отличительная черта сферы закупок — постоянно меняющиеся нормативные требования и непрерывное появление новых технологических компонентов, например связанных с электронной подписью и шифрованием (по частоте таких обновлений закупки уступают разве что бухгалтерско-налоговой сфере). Этот аспект также заставляет потребителей отдавать предпочтение специализированным операторам.
По оценкам г-на Черногорова, в нашей стране уже сегодня есть 23 площадки электронных закупок (из них восемь крупных) с общим годовых доходом 5—6 млрд. руб. Причем около 80% провайдеров реализует свои сервисы с использованием базовых программных платформ российских разработчиков. В этой сфере наблюдается явный тренд расширения спектра предоставляемых функциональных сервисов, в том числе за счет анализа и иного использования накапливаемых сервис-провайдерами данных. В частности, речь идет о таком функционале, как работа с электронными договорами, актами и счетами-фактурами, анализ и оценка рисков, маркетинг и управление отношениями с поставщиками, различные финансовые сервисы. Отдельно г-н Черногоров выделил управление нормативно-справочной информацией — задачу, которая, по его мнению, будет ключевой в этом году в деле организации закупок на отраслевом уровне.