Летом прошлого года компания IBM объявила Global Skills Initiative (GSI) — новую программу организации обучения по своим продуктам и технологиям. Недавно эта инициатива добралась и до России.
Изменение состоит в том, что раньше IBM занималась обучением специалистов самостоятельно с помощью специального подразделения. Но в прошлом году решила, что этот бизнес — непрофильный, который лучше передать специализированным компаниям, и выбрала для этого четырех глобальных поставщиков образовательных услуг.
Один из них — компания Global Knowledge, занялась реализацией программы GSI в России, заключив партнерское соглашение с учебным центром “КУДИЦ”, который более 20 лет является партнером IBM по ИТ-обучению в России и СНГ.
По словам Александра Босика, менеджера Global Knowledge по развитию бизнеса в Центральной и Восточное Европе и СНГ, IBM переходит к партнерской модели в облучении, чтобы повысить гибкость и расширить портфель образовательных продуктов и тем самым существенно увеличить число специалистов, прошедших авторизованное обучение. Так, IBM планирует к 2015-му втрое увеличить число слушателей своих курсов.
Суть перемен для российского рынка объяснил Михаил Солохин, генеральный директор УЦ “КУДИЦ»: “Если раньше IBM выполняла организацию работы по обучению заказчиков и партнеров самостоятельно, то теперь это делает Global Knowledge, со своей стороны IBM по-прежнему предоставляет учебные материалы и удаленный доступ к лабораториям, а услуги по обучению оказывает наша компания”.
Так что “КУДИЦ”, по сути является монополистом, поскольку Global Knowledge, по словам Александра Босика, не собирается привлекать в России и СНГ других партнеров по обучению технологиям IBM. Но это не касается образовательных услуг по продуктам других вендоров. Global Knowledge планирует расширить свое присутствие на российском рынке и сейчас ведет переговоры с рядом учебных центров, таких как “Сетевая академия Ланит” и “Академия АйТи”.
“КУДИЦ” собирается воспользоваться переменами в политике IBM. “Наше сотрудничество с Global Knowledge не ограничивается одной лишь авторизацией на продвижение услуг обучения IBM. Это — стратегическое партнерство, направленное на то, чтобы перенимать у этой компании лучшие практики в области обучения, создавать новые образовательные материалы и пулы учебных ресурсов, использовать инструкторов Global Knowledge у нас и привлекать наших преподавателей к обучению специалистов за границей”, — объяснил Михаил Солохин.
Кроме того, “КУДИЦ” видит новые возможности для роста своего бизнеса. Один из способов — повышение доступности обучения в регионах России и странах СНГ за счет развития дистанционных форматов и развития сети представительств. “Мы хотим дать людям возможность учиться за местах и сократить расходы на командировки”, — сказал Михаил Солохин. Так, у компании уже есть представительства в Киеве и Алматы. В планах расширение их числа и увеличение штата преподавателей.
Цель состоит в том, чтобы привлечь небольшие компании. Хотя, по словам Михаила Солохина, крупные заказчики, такие как “Сбербанк” и РЖД продолжают приобретать услуги обучения, в качестве точек роста бизнеса “КУДИЦ” видит именно рынок СМБ.
Дополнительные перспективы для привлечения небольших компаний открывают ваучеры на обучение и программа You Pass We Pay, позволяющие возмещать затраты на образовательные услуги.
Ваучеры, которые получает компания при покупке оборудования IBM, позволяют обучить двух-трех человек в авторизованном УЦ, а IBM потом возвращает учебному центру полную стоимость обучения. По словам Дмитрия Павлова, коммерческого директора “КУДИЦ”, сейчас главная задача состоит в том, чтобы информировать как можно больше таких компаний о возможностях, предоставляемых ваучерами.
Дело в том, что зачастую эти компании просто не ничего про это знают. Так, по оценке IBM, в прошлом году по всему миру, лишь примерно 30% ваучеров были использованы для обучения.
Но если ваучеры продвигаются уже давно, то вторая программа — You Pass We Pay, предназначенная для софтверных продуктов IBM, появилась в России только сейчас. Идея состоит в том, что партнер IBM платит учебному центру за обучение своего специалиста, и если он в течение определенного времени проходит сертификацию, то IBM возмещает компании эти расходы. “Это — хорошая возможность для небольших региональных компаний повысить квалификацию своих сотрудников без каких-либо затрат, — сказал Михаил Солохин. — Даже если компания не является партнером IBM, то может без труда заключить партнерское соглашение начального уровня. Мы стараемся донести до них эту информацию и помогаем с оформлением бумаг”.
Эта программа не является новинкой, но раньше она не была реализована в России, так как из-за российского законодательства были проблемы с получением компенсации с валютного счета. Теперь, в связи с переменами в образовательной политике IBM, эти препятствия удалось устранить.
Что касается российского рынка ИТ-обучения, то по мнению Михаила Солохина, после кризиса он постоянно растет: “В тяжелые времена в первую очередь режут бюджеты на обучением. Но по нашим данным, после кризиса кривая спроса пошла вверх и идет до сих пор примерно под одним и тем же углом. Так что рост стабильный”.