Служба исследований HeadHunter провела опрос среди работников компаний и выяснила, что более половины из них при увольнении забирают с собой рабочие материалы и даже конфиденциальные корпоративные данные. Так, 37% опрошенных признаются, что копировали и уносили собственные наработки, 19% — уникальные методики и разработки, созданные в команде, 11% — базы клиентов и контакты партнеров, 6% — результаты труда своих коллег, а 3% — конфиденциальные сведения о компании. При этом чаще всего так поступают юристы, маркетологи и управленцы, а реже всего — представители сфер безопасности, автомобильного бизнеса и страхования.

Забирая накопленное за долгие годы, работники в первую очередь рассчитывают на практическую пользу от этих материалов в будущем — в последующей работе (80%) или при трудоустройстве (25%). Если речь идет о конфиденциальных данных, то их также планируют использовать в качестве инструмента для решения рабочих задач на новом месте, хотя далеко не всегда. Так, 9% опрошенных признаются, что выносили секретную информацию, дабы продать ее конкурентам.

Подобную утечку можно объяснить как беспечностью самих работодателей, которые не считают нужным подписывать с персоналом соответствующие документы, так и хитроумностью и порой наплевательским отношением к защите корпоративных данных компании самими работниками. Согласно результатам опроса, только каждый третий сотрудник, который уносил с работы корпоративную информацию или рабочие материалы, уточнял у руководства, может ли он это сделать. Остальные копировали все необходимое без зазрения совести, пусть даже и подписывали перед этим документы о неразглашении конфиденциальных данных компании и сохранении ее интеллектуальной собственности (18%).

Для реализации своих целей работники чаще всего используют флешки и другие электронные носители (78%), отправляют информацию себе на личную почту (27%), чуть реже распечатывают ее на принтере (19%) или передают посредством онлайн-мессенджеров, социальных сетей и файлообменников.

Осознавая важность сохранения интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации, многие компании сегодня прибегают к различным ухищрениям, хотя, судя по полученным результатам, не всегда эффективным. Так, например, 18% работников утверждают, что работодатель ограничил им доступ к файлообменникам, у 13% на компьютерах отсутствуют DVD- и USB-разъемы и ограничен доступ к онлайн-мессенджерам, а у 12% — к личной почте. Несмотря на это, каждый третий из них уже выносил нужные файлы либо планирует так поступить в будущем. По словам респондентов, обходные пути всегда найдутся.

Результаты собственного интеллектуального труда, оплаченного работодателем, большинство сотрудников считают в той или иной степени своими («принадлежат мне и компании» — 68%, «только мне» — 14%). Лишь 10% опрошенных уверены: то, за что они получают деньги, принадлежит исключительно работодателю.