Первая ассоциация, которая возникает в связи с информатизацией энергетики, — это промышленная автоматизация. А вот об информатизации с точки зрения управления энергоэффективностью в масштабах экономического и социального развития регионов говорят гораздо реже. Впрочем, учитывая последние тенденции на государственном уровне, в ближайшее время эта тема станет одной из самых востребованных. И несмотря на глобальность формулировки, я постараюсь показать, каким образом она касается всех и каждого — с позиций бизнеса (и ИТ-бизнеса в частности), инвестора и даже обычного жителя многоквартирного дома.
Немного вводной части. ФЗ № 261 “Об энергосбережении и энергоэффективности” был подписан еще в 2009-м. Тогда же появились первые федеральные и региональные целевые программы, центры энергоэффективности. Прошло пять лет, а воз и ныне там: на сегодняшний день энергоемкость в России выше, чем в развитых странах, в 2,5 — 3,5 раза.
Сегодня в условиях замедления роста экономики тема повышения энергоэффективности обостряется еще больше. Проведу аналогию с бизнесом. В бизнесе во время кризиса на первый план выходит развитие не за счет наращивания ресурсов, а за счет их эффективного использования. Те же законы действуют и в госуправлении. Именно поэтому в 2013 г. были приняты законы и поправки, затронувшие все сферы общественной жизни. Перспектива введения социальных норм энергопотребления, стандартизации применения энергоэффективных технологий при строительстве многоквартирных домов и новых KPI для глав регионов, напрямую связанных с выполнением программ по энергоэффективности, — всё это выводит вопрос на новый уровень.
На государственном уровне поставлена цель до 2020 г. увеличить энергоэффективность на 40%. Столь масштабная задача требует серьезных инвестиций, ее практически невозможно выполнить только силами государства. Но сегодня в России частные компании неохотно делают инвестиции в повышение энергоэффективности, особенно в бюджетной сфере и сфере ЖКХ. Причины настолько очевидны, что вряд ли стоит останавливаться на них детально. Впрочем, позитивные тенденции тоже есть. Если в 2010-м в России фактически не существовало крупных энергосервисных компаний, то сейчас их насчитывается более сорока и рынок продолжает расти.
Итак, задача поставлена, всем известны проблемы, но как их решить, не совсем понятно. И главное, при чем тут информатизация?
Сегодня рынок энергосервисных контрактов оперирует огромными объемами данных и представлен сотнями игроков, поэтому осуществление бизнес-процессов невозможно без информационных систем. Здесь участвуют также органы государственной власти, муниципалитеты и отдельные учреждения, инженерные и управляющие компании, многоквартирные дома и инвесторы. Каждая сторона имеет свои полномочия, функционал и приоритеты, что усложняет общую систему.
Привлечение сколь-нибудь значимых внебюджетных инвестиций в регион возможно только в том случае, если региональная власть повернется лицом к инвестору, покажет свою заинтересованность и системный подход к работе с отраслью. Наличие в регионе информационной системы, наполненной высококачественной информацией, которая может заинтересовать инвесторов, первичный анализ инвестиционной привлекательности и подготовленного пула перспективных энергосервисных проектов — вот аргументы для диалога с крупными инвесторами.
Для этого и необходимо создание принципиально новой организационно-управленческой структуры, которая возьмет на себя обеспечение гарантий, прозрачных и понятных правил игры для инвесторов, а также сможет создать стратегию развития энергоэффективности в регионе. Ранее подобный институт пришлось создавать в рамках программы капитального ремонта, когда в субъектах появились соответствующие региональные операторы.
Таким образом, совершенно новым вызовом для рынка ИТ-услуг станет необходимость не только создавать информационные системы для управления энергоэффективностью, но и оказывать консалтинговые и экспертные услуги, анализируя барьеры для привлечения внебюджетных инвестиций в регионах. А также разрабатывать рекомендации по приведению нормативно-правовых актов в соответствии с федеральным законодательством для создания благоприятного инвестиционного климата.
Разработка облачных систем управления процессами повышения энергоэффективности, которые смогут проводить инвентаризацию, региональный мониторинг, анализ процессов и создать единую площадку для привлечения инвестиций и для работы всех игроков этого рынка, учитывая практически полное отсутствие опыта во многих компаниях, вызовет определенные трудности. Такой проект будет по силам лишь крупным компаниям.
Понятно, что новый и стремительно растущий рынок будет ставить новые и непривычные для ИТ-компаний задачи, решать которые придется в ближайшее время, примерив на себя роль еще и консалтинговой организции. Задача повышения энергоэффективности слишком важна для России — для регионов, предприятий и отдельных граждан, платящих из своего кармана за отопление улиц и освещение заброшенных подвалов. Попутно решение проблемы эффективного потребления энергии станет еще и фактором, который поможет оживить региональную экономику, привлекая в субъекты инвестиции, снизит издержки на потребление и оплату энергии для бюджетных и коммерческих организаций и непосредственно для граждан.
Автор статьи — заместитель генерального директора “БАРС Груп”.