Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занялась унификацией официальных сайтов образовательных организаций, ссылаясь на отсутствие на них необходимой информации.
Уже разработан проект приказа, который устанавливает требования к структуре такого сайта и формату представления на нём информации, проведено его общественное обсуждение на портале regulation.gov.ru и там же опубликован полный текст проекта. На очереди утверждение и регистрация в Министерстве юстиции РФ.
По замыслу Рособрнадзора, этот шаг направлен на обеспечение прозрачности и открытости сайтов образовательных организаций, что позволит пользователям более оперативно находить всю необходимую информацию.
Но, как известно, не все благие намерения приводят к желаемому результату и не все представители системы образования одобряют идею унификации. По словам Бориса Березина, заместителя декана по учебной работе факультета ВМК МГУ им. Ломоносова, не нужно унифицировать весь сайт целиком, а следует лишь четко сформулировать, какая информация должна быть там в обязательном порядке: «Сайт каждого вуза должен иметь свое лицо. Организация обучения, традиции, особенности есть у всех ведущих вузов и нельзя их трогать. А унификация сайтов пригодится лишь слабым и непопулярным вузам, а также регулирующим организациям».
Евгений Ковалев заместитель декана факультета точных наук и инновационных технологий МГГУ им. Шолохова, считает, что унификация сайтов будет в первую очередь полезна для регулирующих организаций, но также пригодится и техническим специалистам, поскольку в проект включена информация о разметке сайта и форматах представления данных. Что касается пользователей, т. е. абитуриентов, студентов, родителей, то типовая структура главной страницы сайта могла бы упростить им поиск необходимой информации.
Но кто будет разрабатывать такую унифицированную структуру и главное, кто будет это финансировать? На эти вопросы Рособрнадзор ответа не дает. А между тем, он волнует представителей вузов, так как унификация сайтов, видимо, потребует от вузов дополнительных усилий и денег.
Так, по мнению Евгения Ковалева, понадобится переделка структуры имеющегося сайта, т. е. фактически его полное изменение. С ним согласен Борис Березин, который также уверен, что унификация безусловно потребует дополнительных усилий. Он посетовал, что вузы сейчас занимаются подготовкой такого количества требуемой информации и такого количества бумаг, что впору говорить о бюрократизации образования. Поэтому преподавателям уже просто некогда учиться самим и заниматься наукой, а ведь без публикаций они не могут пройти конкурс и получить блага в своем вузе.
«Перенос информации в унифицированный сайт, да еще в определенном формате — огромная по объему работа, которую невозможно автоматизировать, а зарплаты учебно-вспомогательного персонала, тех же инспекторов курсов, так и остается меньше 10 тыс. руб. в месяц. Штаты увеличивать нельзя, а объем работы постоянно увеличивается. При этом дополнительных денег и штатов на все эти работы нам не дают», — объяснил ситуацию Борис Березин.
Он высказал подозрение, что кто-то хочет хорошо заработать на разработке сайта вуза: «Мы видели, какие средства запрашивают разработчики за создание и не таких сложных сайтов, несколько десятков миллионов рублей. Переложить это на вузы? У нас нет на это средств. На министерство? А нам говорят, что у министерств мало средств. К тому же МГУ и СПбГУ финансируются не через министерство».
Один из путей решения проблемы предложил Андрей Петров, декан вечернего факультета информационных систем МИРЭА. По его мнению, необходимо, чтобы Минобрнауки за свои деньги сделало типовой проект сайта образовательного учреждения с перечнем обязательных рубрик, систем поиска и т. д. и распространило его бесплатно образовательным учреждениям. При этом должны быть предусмотрены настройки, например, наращивание рубрик, так как в противном случае затраты на разработку и реализацию сайта кратно умножаются на количество образовательных учреждений, а это уже нецелевое расходование средств.
Евгений Ковалев считает, что можно использовать схему софинсирования, в которой будет участвовать министерство, предоставляя целевые гранты, и сами вузы, если оценка сайта будет рассматриваться как их конкурентный показатель.
В проекте Рособрнадзора ничего о говорится о том, как будет выполняться мониторинг сайтов образовательных организаций на предмет унификации, и кто будет этим заниматься.
По мнению Бориса Березина, системой мониторинга сайтов должно заниматься одно из управлений Минобрнауки, только сначала надо определить правила игры: что должно быть, в какой форме, как оценивается и т. д. Он уверен, что сайт хорошего вуза должен иметь свою индивидуальность, а объем необходимой информации следует минимизировать. Тогда сайт может содержать обязательную часть небольшого объема с унифицированной формой подачи информации, которая легко проверяется.
Евгений Ковалев считает, что наиболее комплексно оценивать сайты со стороны различных целевых аудиторий сможет комиссия или команда, включающая технических специалистов, дизайнеров и др., в том числе и общественность: «Для придания статуса можно рекомендовать включить процедуру оценки сайта в показатели мониторинга, дополнив критерии наличием встроенных средств для дистанционного обучения, интеграции с информационными системами вузов и средствами документооборота. Можно рекомендовать в приказ, чтобы сайты публиковали результаты мониторинга эффективности и проверок».
Андрей Петров придерживается несколько другой точки зрения, полагая, что мониторить сайты должны: во-первых, Рособрнадзор в рамках плановых проверок и пяти-шестилетних процедур аккредитации, во-вторых, образовательное сообщество в лице профессиональных организаций (ассоциации вузов и т. д.), и, в-третьих, пресса и общественность.
В целом представители вузов считают, что раз остановить чиновничьи реформы почти невозможно, нужно хотя бы повлиять на то, чтобы при таких реформах объем трудозатрат был минимальным.