Фактически с того самого момента, как еще два или три года назад началось обсуждение темы предоставления госуслуг в электронной форме, в качестве наиболее популярного и понятного примера постоянно приводился один и тот же процесс: получение заграничного паспорта. Но сейчас, на рубеже зимы и весны, довольно неожиданно на первый план вышла другая актуальная госуслуга — запись в школу будущих первоклассников. Собственно, в это время года данный вопрос постоянно попадает в поле зрения общественности и СМИ: в феврале — апреле (точный момент старта определяют региональные власти) начинается “запись”. Специфика нынешнего года заключается в том, что именно сейчас в стране запущен механизм электронной записи первоклассников.
Процесс записи, надо сказать, не очень простой — точнее, не столько сложный, сколько волнующий для всех его участников. Проблема заключается в том, что в некоторые школы есть конкуренция на поступление. Проще говоря, число желающих попасть в ту или иную конкретную школу больше количества мест в ней, а это означает, что проблема решается с помощью живой очереди по принципу “кто раньше встал, того и тапки”. Именно этот момент выделяет данную госуслугу среди многих других (при получении загранпаспорта конкурентной проблемы очевидно нет).
Еще раз уточним: конкуренция при записи в школы в реальности существует лишь для некоторой категории наиболее “популярных” учебно-образовательных заведений (вряд ли более 10% от общего их числа), но все же проблема есть. Даже из публикаций в СМИ прошлых лет известно о живых очередях, которые родители выстаивают с вечера предыдущего дня (и это — в холодное время года!), бывает даже, с участием милиции и судебными разбирательствами. Так или иначе, но закон предписывает строго отслеживать принцип очередности при подаче документов первоклассников, который должен соблюдаться в том числе в случае смешанных схем записи с использованием двух основных вариантов — через Web-портал госуcлуг и путём традиционного очного визита в школу.
В целом создание собственно механизмов записи детей в школу отдано на откуп регионам, и сегодня уровень его реализации в разных субъектах различается. В том числе и по воплощению наиболее “волнительного” момента — формирования очередности на запись в конкретную школу. Так, например, в некоторых субъектах федерации задача эта решается банально просто: используется единый почтовый ящик типа xyz@qwer.asd, куда после определенного момента времени можно отправить заявку на запись; при этом последовательность поступления писем фиксируется почтовой системой. Разумеется, сразу встает вопрос по поводу защиты от недобросовестных людей, имеющих доступ к такому почтовому ящику, но при правильной организации дела и тут можно обеспечить достаточно высокий уровень контроля. В Москве, по нашим сведениями, вопрос решили несколько иначе: все заявки подаются исключительно через портал госуслуг, а жители, не имеющие доступа в Интернет, могут сделать это через созданные в каждом округе столицы службы поддержки (но туда нужно добираться “ногами”).
Наверное, кому-то это покажется странным, но, похоже, наиболее полный и универсальный вариант записи учеников реализован в Ивановской области: проект этот в последние три недели проходил проверку в “боевых” условиях. В его ходе были выявлены проблемы, которые следует проанализировать и учесть на будущее. Насколько эти вопросы важны для общества, видно уже по тому, что процесс записи в школы постоянно освещался в областных СМИ, в том числе в телевизионных новостях и даже специальных телерепортажах.
В Ивановской области в этом году была реализована гибридная модель записи в школы: путём очного визита (для записи в очередь и для сдачи документов — это два разных процесса) в школу и электронным способом, через региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГМУ) pgu.ivanovoobl.ru. Тут нужно сразу подчеркнуть: через портал в электронном виде можно записаться в очередь с предварительной подачей копий документов и последующим их оформлением в явочном порядке обычным традиционным путём, а можно провести процесс записи полностью в электронном виде от начала до конца (без личной явки в школу). Но на практике в этом году полностью электронный вариант не применялся по такой простой причине: необходимую для этого квалифицированную электронную подпись (ЭП) сейчас имеют буквально единицы жителей области.
Реализацией проекта по электронной записи в первые классы школ занимался Департамент образования Ивановской области при участии ряда ИТ-компаний в режиме аутсорсинга. Была проведена большая рекламная акция (она продолжалась два месяца), разъяснявшая как саму возможность записи, так и необходимость получения федерального логина/пароля в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации).
Для быстрой навигации пользователей на РПГМУ был создан дополнительный интерфейс на главной странице портала, где можно было выбрать интересующую школу. Для входа в портал использовался механизм интеграции с ЕСИА, то есть родители входили по своему федеральному логину/паролю (это требование закона). Тут нужно обратить внимание, что такой механизм аутентификации с использованием простой ЭП в соответствии с законом обеспечивает юридическую значимость предварительной записи (в том числе постановку в очередь) от имени конкретного заявителя, но не отвечает уровню требований для окончательного завершения процедуры. С помощью логина/пароля можно передать электронные копии документов, но сами юридически значимые документы нужно сдавать либо в бумажном виде, либо с использованием квалифицированной ЭП (которая, как известно, выдается в соответствующих сертифицированных удостоверяющих центрах сроком на один год и за деньги).
После регистрации данные о заявителе с РПГМУ передавались в специализированную систему — на региональный интернет-портал Департамента образования Ивановской области, где эти сведения нужно было дополнить через электронную форму данными, необходимыми собственно для записи ученика. Далее информация из двух каналов записи (через портал и через “живую очередь”) фиксировалась в едином хранилище, и на почтовый адрес “электронного” заявителя уходило подтверждающее сообщение.
Из официальных новостей известно, что в Ивановской области процесс записи в школы проходил одновременно, в некоторых школах на конкурентной основе. Запись осуществлялась в несколько волн, для этого школы открывали свои разделы в соответствии с заранее объявленным расписанием. Первая запись в одну из школ прошла 22 февраля. В следующую субботу прошло несколько волн. Первая из них породила некоторое напряжение — слишком большой наплыв родителей оказался критичным для аппаратных ресурсов, особенно для канала связи. В промежутке между волнами была сделана небольшая перемена (20 минут), чтобы оперативно перераспределить серверные мощности (процессоры и память) и оптимизировать настройки на РПГМУ. Все последующие волны прошли спокойно.
В результате, по данным участников проекта, с РПГМУ было принято около 320 заявлений в варианте электронной услуги. Процент электронных заявок колебался в широких пределах — от 0 (для ряда районов) до 56% в одной из школ г. Иванова (15 заявлений из 27). Примечательно, что электронным вариантом записи воспользовались не только в главном, но и в ряде других городов области
Есть уже первые комментарии по поводу проделанной работы. Так, директор компании “Ф-центр” — (разработчик школьной системы) Дмитрий Силин отмечает, что электронная запись велась параллельно через портал и в живой очереди в школах. В последнем случае сотрудники школ вносили данные в ту же информационную систему, так что сформировалась единая электронная очередь из тех, кто записывался онлайн и кто составлял живую очередь в школах. По его сведениям, вся запись в школы завершилась в течение полутора часов в отличие от прошлого года, когда она продолжалась более трех часов.
В свою очередь, руководитель направления по работе с органами государственной власти компании “КСК технологии” (разработчик РПГМУ Ивановской области) Геннадий Копаев подчеркнул важность создания удобного интерфейса для пользователей: “Для нормальной навигации по наиболее важной на этот момент услуге был сделан дополнительный интерфейс. Ивановская область является пилотным регионом Минкомсвязи по юзабилити, мы постарались не ударить в грязь лицом и хотя бы отчасти использовать теоретические наработки проекта”.
Наверное, результаты данного проекта могут показаться не очень значительными (все же количество записавшихся электронным образом невелико). Однако разработчики и эти итоги называют существенными, особенно на фоне затянувшегося строительства и постоянного усложнения системы “Электронного правительства”. Опробование созданной системы в реальных условиях показало, что в проекте явно недостаточно внимания было уделено вопросам нагрузочного тестирования, что, к сожалению, в существенной мере характерно для системы электронных госуслуг в целом.