Социальная сеть Facebook объявила о подписании обязывающего соглашения о покупке калифорнийской компании Oculus VR, специализирующейся на технологиях виртуальной реальности. Сумма сделки составит 2 млрд. долл. Из них 400 млн. будут выплачены денежными средствами, а остальная часть передана в виде 23,1 млн. обыкновенных акций Facebook. Кроме того, Facebook обязуется доплатить 300 млн. в виде денежных средств и акций в случае, если Oculus VR добьется определенных финансовых результатов.
Напомним, что компания Oculus VR была основана менее двух лет назад. Она занимается разработкой шлема виртуальной реальности Oculus Rift, потребительская версия которого может увидеть свет уже в текущем году. Любопытно, что Oculus Rift стал одним из самых успешных проектов, представленных на краудфандинговой платформе Kickstarter: создателям удалось собрать с помощью системы коллективного финансирования 2,4 млн. долл. Венчурные инвесторы вложили в стартап 91 млн. долл. Штат компании вырос до 50 человек. В январе Forbes включил Палмера Лаки, основателя стартапа, в список самых ярких звезд бизнеса младше 30 лет.
Комментируя очередное приобретение, основатель Facebook Марк Цукерберг заявил: “Мобильные технологии — это сегодняшние платформы, но мы уже готовимся к платформам завтрашнего дня. Oculus имеет все шансы сформировать наиболее социально-ориентированную платформу из всех когда-либо существовавших и изменить то, как мы работаем, играем и общаемся друг с другом”.
Он отметил, что появления очков виртуальной реальности Oculus Rift (финальная версия должна выйти к третьему кварталу 2014 года) ожидают как геймеры, так и разработчики игр. “Мы собираемся помочь Oculus создать их продукт и развивать партнерские отношения для роста числа поддерживающих его игр”, — написал основатель Facebook. По его словам, в дальнейшем Facebook намерена с помощью Oculus представить новые способы применения устройств виртуальной реальности — например, для посещения лекций или спортивных матчей, не выходя из дома. Акции соцсети после известия о сделке выросли на 1%.
Шлем Oculus Rift, который разработала компания, интересен тем, что, в отличие от других 3D-систем, в нём не используются затворы или поляризаторы. Изображения для каждого глаза выводятся на один дисплей (каждое изображение занимает немного меньше половины экрана) и затем корректируются при помощи линз. Поле зрения составляет 110 градусов по диагонали. Пока не совсем ясно, как Oculus Rift впишется в модель социальных сервисов Facebook. Возможно, технологии виртуальной реальности будут задействованы в новом поколении коллективных игр и средств видеосвязи.
Пока же Oculus VR принимает заказы на Development Kit — набор инструментов, в который входят шлем и внешняя камера, предназначенный для разработчиков приложений и позволяющий им создавать игры для Oculus Rift. В общей сложности компания продала 75 тыс. таких наборов стоимостью 350 долл. Нынешняя версия Development Kit — вторая. В ней компания попыталась учесть жалобы на первую версию, связанные с невысоким уровнем графики и запаздыванием изображения. Компания утверждает, что в новом шлеме задержка отсутствует и пользователь видит изображение так же четко, как если бы он действительно находился в виртуальной среде.
Сделка стала сюрпризом для наблюдателей. Большинство из них сходятся в том, что Oculus Rift должен был революционизировать игровую отрасль, а с приходом Facebook всё рухнуло. Стало известно о том, что как минимум одного перспективного партнера после сделки с Facebook компания Oculus VR уже лишилась. Скандинавская Minecraft заявила, что выходит из совместного с Oculus VR проекта по разработке специальной версии игры Minecraft для виртуальных шлемов Oculus Rift. Об этом написал глава Minecraft Маркус Перссон, также известный как Notch. С другой стороны, финансовая поддержка соцсети может ускорить выход потребительской версии шлема на рынок, стоимость которой ожидается в пределах 300—500 долл.
Для Facebook это вторая в текущем году крупная сделка вслед за мессенджером WhatsApp, за который будет заплачено 19 млрд. долл.