Когда пресловутый экономический кризис конца первого десятилетия нынешнего века вошёл в наиболее драматичную свою фазу, чуть ли не единственным ИТ-сегментом, которому тогда аналитики прочили уверенный рост, оказался рынок корпоративной видеоконференцсвязи (ВКС). В самом деле: кризис кризисом, но все равно вести бизнес надо. А бизнес — это прежде всего деловые контакты, встречи, переговоры.
Но если экономика на спаде, что, безусловно, негативно отражается на интенсивности организации конференций, выставок, командировок, деловых обедов и прочих разновидностей живой переговорной активности, — значит самое время воспользоваться достижениями высоких технологий и сделать выбор в пользу визуальных контактов по цифровым видеомостам через Интернет, верно ведь? Тем более, что вложения в оборудование для ВКС можно рассматривать как разовые (в отличие от расходов на авиабилеты, отели и командировочные), а видео высокой чёткости и системы телеприсутствия вполне позволяют создать у всех участников дистанционных переговоров полную иллюзию живой беседы. По крайней мере, так утверждается в буклетах, рекламирующих эти системы.
Всё дело в динамике
Тем не менее, хотя говорить об уверенном выходе глобальной экономики из подзатянувшегося кризиса преждевременно, стремительного взлёта в сегменте ВКС за последние несколько лет не произошло. Он рос, безусловно, и на глобальном уровне, и на российском рынке, однако, например, появление систем телеприсутствия не привело к отказу от личных встреч для важных переговоров и широкому переходу к дистанционному общению в специально оборудованных для этого помещениях, максимально обеспечивающих эффект присутствия сторон.
Более активно системы ВКС внедрялись в качестве внутрикорпоративных средств коммуникации для решения текущих вопросов, что с успехом позволяет сокращать расходы на внутренние (между филиалами одной и той же компании) командировки, а также повышать эффективность взаимодействия между подразделениями по сравнению с традиционными (только голосовыми) селекторными совещаниями. Решение же принципиальных вопросов, таких как заключение нового крупного контракта или смена ведущего контрагента, бизнесмены по-прежнему предпочитают принимать по итогам очных переговоров.
Бум развития ВКС-систем на российском рынке, т. е. массовое использование их как систем, которые может позволить себе даже средний и малый бизнес, начался примерно в 2012 г., о чем свидетельствует Артём Иванцов, системный архитектор отдела комплексных решений компании “Открытые Технологии”. Если прежде аппаратные ВКС в силу их стоимости оставались решениями не для всех, то именно с 2012-го на рынке стали появляться стабильные и недорогие системы для массового потребления.
И сегодня российский рынок систем ВКС чувствует себя вполне уверенно, продолжая активно развиваться и стратифицироваться. Например, Алексей Королёв, генеральный директор Mind, выделяет сегмент веб-конференций как самую динамично развивающуюся страту рынка видеоконференцсвязи с темпами роста до 50—70% в год и общим объёмом в прошлом году, по собственным оценкам компании, порядка 70 млн. долл.
Юрий Крят, руководитель отдела аудио-,видеорешений департамента телекоммуникационных решений компании Landata, уверен, что невзирая на постепенное насыщение рынка и снижение стоимости систем, индустрия визуальных коммуникаций в корпоративном сегменте продолжает стабильный рост на уровне 20—30% в год, в первую очередь за счет дальнейшего развития решений для мобильных устройств, которые обеспечивают расширение сервиса внутрикорпоративной видеосвязи в рамках концепции BYOD.
И все же насколько распространены системы ВКС в современных деловых реалиях? Сергей Юцайтис, консультант подразделения “Технологии для совместной работы” компании Cisco, предлагает оценивать потенциальную ёмкость рынка систем видеосвязи, сравнивая статистику продаж мультимедийных проекторов и профессиональных панелей со статистикой продаж систем видеосвязи как таковых. Имеется в виду, что говорить о насыщении рынка можно будет тогда, когда в каждой переговорной комнате/студии будет установлена система видеосвязи. Так вот, на сегодня эти величины в российских реалиях различаются на два порядка (конечно, не в пользу систем видеосвязи), откуда с очевидностью следует, что потенциал роста у рынка ВКС в России, безусловно, есть. И большой.
Впрочем, нельзя не отметить, что в последнее время наблюдается смещение от систем видеоконференцсвязи в сторону унифицированных коммуникаций, на это указывает Алексей Уляшкин, начальник проектного бюро компании “Делайт 2000”. Сама по себе видеосвязь давно перестала быть чем-то эксклюзивным. Производители оборудования начали выпускать решения, предназначенные для совместной работы с системами объединенных коммуникаций. Например, выпускаются профессиональные PTZ-видеокамеры с USB-выходом для подключения к компьютеру и использования в комплексе, например, с MS Lync. При этом заказчику не нужно приобретать классический видеокодек, и такое решение по стоимости получается дешевле, а по качеству сравнимо с корпоративными решениями ВКС. Это ведет к бурному развитию рынка систем, базирующихся на программных решениях в области объединенных коммуникаций и к некоторой стагнации рынка классических решений.
Сдержанный оптимизм в отношении развития сегмента ВКС проявляет Михаил Готальский, руководитель TrueConf. По его ощущениям, рост этого рынка в РФ замедлился, хотя определённо рынок не стал меньше, чем в 2012 г. Схожей точки зрения придерживается и Дмитрий Емелин, директор ИТ-департамента OCS Distribution. Замедление темпов роста рынка ВКС он связывает в первую очередь с ослаблением рубля, что ограничивает возможности приобретения ВКС-решений бюджетными организациями, имеющими фиксированные рублевые бюджеты.
Тем не менее, по мнению Михаила Готальского, перспективы для этого рынка вырисовываются вполне радужные: технологии видеосвязи проникают всё глубже в бизнес, становятся незаменимыми в его процессах.
Зачем ВКС городить?
Технологические бизнес-решения возникают не сами по себе в лабораториях учёных, они появляются как ответ на вполне чётко сформулированные запросы рынка. Для чего же в первую очередь приобретают, разворачивают и используют системы ВКС отечественные корпоративные заказчики?
ВКС — это прекрасное средство экономии корпоративных бюджетов за счет оптимизации ряда бизнес-процессов. Юрий Крят приводит в пример территориально распределенную организацию или компанию, которая активно взаимодействует с клиентами в регионах. Такие заказчики могут существенно сократить число командировок своих сотрудников за счёт видеосвязи, а также использовать её в качестве инструмента развития бизнеса. Так, кадровое агентство может использовать систему видеоконференцсвязи для проведения дистанционных собеседований, что позволяет ускорить отбор кадров.
Также успешно ВКС применяется для обучения, в том числе в корпоративных университетах. Например, такую практику, по словам Дмитрия Емелина, активно используют в OCS Distribution, на сегодняшний день имеющей 24 площадки в 11 городах: “Раньше для обучения сотрудников компании многих приходилось отправлять в командировки. Теперь научились проводить обучение по ВКС: тренер находится в одном городе, группа обучающихся — в другом. После недолгого привыкания разница по сравнению с традиционными занятиями почти не ощущается, зато появляется дополнительный бонус — все сессии можно записать, а затем просматривать в режиме офлайн”. Кроме того, как отметил г-н Емелин, каждая оборудованная ВКС переговорная зона автоматически готова и для проведения презентаций — большой экран позволяет это делать: “Это дополнительный бонус, который мы извлекли для себя после того, как стали разворачивать в компании ВКС”.
В том, как ВКС применяются в организациях, многое, считает Алексей Уляшкин, зависит от культуры этих организаций и устоявшейся в них практики. В России — и это её безусловная специфика — многие компании в отличие от западных как-то быстро перескочили этап селекторной аудиосвязи и сразу принялись внедрять ВКС-системы, применяя их для планёрок с участием руководства или совещаний с удаленными филиалами. Однако ВКС постепенно и уверенно проникает глубже, на рабочие места и мобильные устройства, становится основным медиумом для коммуникаций. “Мне, например, — рассказал Михаил Готальский, — удобнее и эффективнее сделать видеовызов через адресную книгу в корпоративной системе объединенных коммуникаций, чем взять трубку в руку и сделать телефонный звонок или встать и сходить к коллегам на соседний этаж. При этом удается убить сразу двух зайцев: собеседник получит больше внимания, потому что параллельно работать и болтать уже не получится, и экономится время, которое ушло бы на приветствие коллег и ходьбу туда-сюда”.
Вместе с тем далеко не во всех организациях руководствуются принципом удобства-доступности коммуникаций. “К сожалению, — сетует Сергей Юцайтис, — в большинстве российских компаний при внедрении сервисов ВКС об удобстве их использования часто думают в последнюю очередь. Так что обычный сценарий использования — плановое проведение сеансов под управлением выделенного специалиста”.
Другая характерная проблема, снижающая эффект от внедрения ВКС, — неполная реализация возможностей таких систем. Как отметил Артём Иванцов, российские заказчики зачастую используют только основные функции ВКС-систем — видеосвязь и передачу контента, и все это для высшего руководства компаний и госпредприятий. Но здесь, по его мнению, важен принцип — главное начать, потому что, как правило, руководство компаний поначалу относится к ВКС скептически.
“В России, на мой взгляд, активный переход к применению этих технологий в корпоративной бизнес-практике произойдет в течение ближайших двух-четырех лет”, — считает Алексей Королёв, также отметивший слабое использование возможностей ВКС. Вместе с тем он убежден, что у систем ВКС здесь большие перспективы и вскоре они придут на смену традиционным средствам аудиокоммуникаций, позволяющим организовывать многоточечные конференц-коллы.
Технологические тренды
Прогресс в области высоких технологий на протяжении последних десятилетий завораживает своими темпами. Сегмент решений для видеоконференцсвязи — не исключение. “Еще лет пять назад оборудование комнаты телеприсутствия стоило от 500 тыс. до 1 млн. долл., для нее требовались специальные каналы и оборудование, и только так можно было получить то качество, которое сейчас можно обеспечить в обычных условиях, — рассказал Алексей Королёв. — Сейчас в силу массового распространения качественных ВКС-решений такие переговорные превратились практически в рудимент”.
Выделяя наиболее характерные для рынка ВКС тенденции, опрошенные нами эксперты отметили постепенное смещение центра тяжести на рынке от аппаратных ВКС (которые тем не менее преобладают и обеспечивают максимальный уровень качества видеосвязи) в сторону программных решений, а также облачных сервисов. Алексей Уляшкин объяснил это существенной разницей в стоимости аппаратных и программных ВКС-решений при сравнимых функциональности и качестве видео, а также более высокой адаптивностью программных ВКС, в том числе в плане интеграции с другими информационными системами. Причем основным драйвером такого процесса, по его мнению, является малый и средний бизнес, который ранее был весьма далек от ВКС.
“Если еще два года назад на долю “железа” приходилось 90% продаж, а на софт всего 10%, то сегодня, по нашим оценкам, это соотношение составляет примерно 60:40, — заметил Юрий Крят. — Компании постепенно отказываются от сложной “железной” инфраструктуры в пользу легких программных решений. Аппаратным в результате остается только непосредственное оборудование переговорных комнат, в частности камеры и микрофоны”. Кроме того, сказал он, многие производители традиционных решений on-premise уже предоставляют возможность организации ВКС из облака. Но специфика российского рынка такова, что заказчики пока предпочитают все свое держать у себя и не хотят отдавать на сторону внутренние данные. “В госсекторе облачные решения вообще не будут востребованы в обозримом будущем, — считает г-н Крят. — Пока не готовы к этому и коммерческие компании, но через некоторое время часть из них вполне может отдать свой видеотрафик в облака. На Западе облачные ВКС-сервисы уже довольно популярны, видимо, через четыре-пять лет эта тенденция проявится и в России”.
Несколько иначе видит ситуацию Алексей Королев: “Облачные сервисы медленно, но верно отбирают рынок у решений on-premise. Сегодня соотношение по количеству клиентов — примерно 30:70, но оно меняется со скоростью порядка 10%-15% в год. Это происходит за счет растущего доверия клиентов к поставщикам облачных решений”. При этом сохраняющееся пока предпочтение российскими заказчиками систем on-premise, требующих поддержки со стороны производителя, обусловливает, по его мнению, доминирование на рынке проприетарных решений по сравнению с открытыми.
Вместе с тем наши эксперты отмечают тенденцию к широкому использованию производителями открытых стандартов. “Все более значимой становится возможность применения в одной сети решений разных вендоров, что обязывает производителей оборудования внедрять открытые стандарты и протоколы, реализация которых в собственных решениях остается закрытой, — отметил, в частности, Артём Иванцов. — В противном случае разные компании, использующие ВКС как средство коммуникации, просто не могут взаимодействовать”.
В связи с отмечаемым аналитиками общим трендом на консьюмеризацию корпоративных ИТ встает вопрос и о возможности внедрения потребительских сервисов для видеосвязи в корпоративной среде. В принципе наши эксперты не исключают этого, но лишь на начальном этапе освоения в компании новых видов коммуникаций. “Сотрудники многих организаций начинают осваивать технологию видеосвязи посредством бесплатных потребительских приложений, — признает Юрий Крят. — Но достаточно быстро корпоративные пользователи убеждаются в ограниченной функциональности таких сервисов, а также сталкиваются с требованиями защиты информации. Заказчик, который оценил преимущества видеосвязи на примере потребительских решений, активней ищет и охотней внедряет системы профессиональной видеосвязи”.
“Потребительские решения никогда не заменят корпоративные, эти сегменты всегда будут существовать и развиваться параллельно, — уверен Артём Иванцов. — Если раньше были только корпоративные решения, то сейчас рынок открыл дополнительную нишу в виде потребительских решений, и она была тут же заполнена предложениями. Но всегда будут дорогие и высококачественные флагманские системы для требовательных клиентов, и решения, важнейшим критерием которых является возможность массового использования, простота и низкая цена. Очевидно, что получать прибыль и от потребительского рынка, и от корпоративного намного выгоднее, чем только от одного из них”.
Что делать?
Повысить эффективность использования уже развёрнутой в организации системы ВКС, подобрать оптимальную для своей компании систему среди имеющихся на рынке предложений — крайне важные задачи. Алексей Королёв, исходя из собственного опыта, советует интенсифицировать применение уже имеющейся системы в корпоративной практике: “Здесь можно провести аналогию с внедрением любой CRM- или ERP-системы: сначала это непривычно и часто даже неудобно, но вскоре даже невооруженным глазом становится заметно увеличение эффективности бизнес-процессов”. Выбирать же ВКС-решение он советует по трём ключевым параметрам: соотношение цена/качество, удобство и простота использования, а также скорость развёртывания (как начального подключения, так и последующего подключения клиентов).
Эффект от любой информационной системы, любого инструмента вообще будет только тогда, когда у руководства компании есть чёткое понимание, какую пользу он приносит бизнесу, какую задачу решает. Об этом настоятельно напоминает Алексей Уляшкин: “Для достижения максимального эффекта от ВКС еще до приобретения оборудования необходимо определить, как новые возможности ВКС смогут улучшить бизнес-процессы компании, и только после этого начинать подбор конкретного решения”.
Юрий Крят приводит пример из опыта одной крупной европейской компании: “Руководство приняло решение организовать систему видеоконференцсвязи, но через некоторое время выяснилось, что сотрудники крайне неактивно обращаются к ней. Причина оказалась в том, что задействованным в бизнес-процессах сотрудникам было выгодно летать в командировки: авиакомпании начисляли им бонусные баллы, которые затем можно было использовать в личных целях. В противовес руководство ввело так называемые “видеопоинты” — баллы за активное обращение к ВКС. И тогда с системой начали работать”.
Полезно делегировать права на использование системы видеоконференцсвязи не только топ-менеджерам, но и операционным менеджерам, сотрудникам среднего звена. Тогда есть вероятность того, что система не просто окажется востребованной, но и по сути заменит собой телефонию. Если же компания испытывает потребность в регулярной видеосвязи с удаленными сотрудниками, партнерами и клиентами, стоит внедрять систему ВКС даже не задумываясь. “Рекомендую не устраивать технологический “зоопарк”, — сказал Юрий Крят, — а ориентироваться на моновендорные решения. Дело в том, что в смешанных системах теряется до 30% функционала. Перед стартом проекта советую четко сформулировать цели и задачи и разработать подробный регламент использования видеоконференцсвязи в организации — только при этих условиях решение можно успешно адаптировать под специфику организации”.
В первую очередь будущему заказчику системы ВКС необходимо консультироваться с компаниями-интеграторами — на этом настаивает Артём Иванцов. Далее, по его мнению, необходимо понимать, для каких целей и какого уровня требуется решение: профессиональное и дорогое или широкого потребления. Нужно помнить главное: окупаемость ВКС — это не только финансовый фактор, как это принято считать повсеместно (сокращение командировочных расходов и т. п.), это повышение производительности, комфорта в работе, уровня и качества контроля для всей компании. Да и ничем не заменить возможность во время совещания “посмотреть прямо в глаза” сотруднику, находящемуся в другом месте.
Для максимизации эффективности использования уже имеющейся системы ВКС Михаил Готальский советует обеспечить максимальное её проникновение, т. е. сделать так, чтобы все сотрудники и все переговорные комнаты так или иначе были подключены к единой корпоративной сети видеосвязи. Тут могут проявиться две проблемы: объединение разных типов связи (телефон, видеосвязь) и сопряжение программных ВКС-систем, которые обычно ставят на рабочие места, с аппаратными, которые стоят в переговорных комнатах. К счастью, сейчас вторая проблема легко решается шлюзованием, которое предлагают все программные вендоры.
Сергей Юцайтис предлагает с крайней ответственностью выбирать нужные решения, основываясь на положении производителя на рынке (чем больше доля рынка, занятая производителем, тем больше шансов на длительное развитие и поддержку продукта, а также на его соответствие заявленным ТТХ и стабильную работу), поддержке оборудованием индустриальных стандартов (это гарантирует совместимость с оборудованием других производителей), оценке не только стоимости внедрения, но и ТСО за несколько лет. Не лишне убедиться в наличии локальной поддержки производителя и возможности обучения специалистов.
Ориентироваться на лидеров рынка и не экономить на качестве оконечного оборудования призывает и Дмитрий Емелин. От этого, по его мнению, в первую очередь зависит, насколько решение будет востребовано пользователями. “В качестве примера могу привести нашу внутреннюю систему ВКС — действительно активно ее стали использовать только после того, как она была переведена на формат FULL HD и качество картинки позволило видеть реакцию собеседника, — поделился он своим опытом. — Как и во многих других начинаниях — определите цель, для достижения которой вы внедряете ВКС. Эта цель определит и те затраты, которые вы будете готовы понести, и те способы, которыми можно реализовать ВКС”.
При выборе же поставщика необходимо, как и в случае с любым оборудованием, рассматривать только сертифицированные производителем компании, специализирующиеся на поставке и установке именно этого оборудования. И разумеется, следует постараться избегать внедрения ВКС в виде обособленной системы коммуникаций. Всегда есть возможность предварительно оценить, с какими корпоративными системами и сервисами будет интегрироваться или совместно работать ВКС, и убедиться, что с выбранным продуктом это возможно.