Вопросы внедрения ИТ в деятельность медицинских учреждений вот уже много лет являются предметом ожесточенных дискуссий и жарких споров, но мало-помалу накал страстей вокруг них идет на убыль. Этому в немалой степени способствует постепенное налаживание диалога между медицинским сообществом, с одной стороны, и представителями Минздрава России, с другой. Здесь, правда, надо отметить, что речь во всех этих обсуждениях идет преимущественно о системе государственного здравоохранения. А как же обстоят дела с информатизацией в сфере коммерческой медицины? В настоящее время данный сектор переживает период активного развития, увеличиваясь, по некоторым данным, на 10—15% в год. Несомненно, что для поддержания таких темпов роста необходимо внедрять новые технологии, в первую очередь управленческие.
Специфика информатизации в коммерческих медицинских учреждениях стала главной темой симпозиума MedSoft-Forum-2014, проведенного Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). Как отметил президент АРМИТ Михаил Эльянов, в России сложилась не вполне объяснимая ситуация, когда коммерческий сектор по уровню информатизации существенно отстает от государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Конечно, тут есть и исключения, но их не так уж и много.
Что тормозит внедрение ИТ
Казалось бы, у коммерческих медорганизаций нет тех сложностей, с которыми сталкиваются государственные медучреждения, — они самостоятельны как в организационном плане, так и в финансовом. Но почему-то они не торопятся с масштабной информатизацией, подчеркнул г-н Эльянов.
С его точки зрения, главная причина подобного нежелания вкладывать деньги в ИТ заключается в том, что подавляющее большинство разработчиков медицинского ПО не в состоянии растолковать бизнесу экономическую сторону вопроса, т. е. четко и внятно объяснить, как можно окупить затраты на внедрение медицинской информационной системы (МИС): “Обычно разговор сводится к тому, что это необходимо. Но коммерческие организации предпочитают язык цифр, и потому они не восприимчивы к подобным аргументам”.
Вместе с тем Михаил Эльянов считает, что для коммерческой медицины сегодня наступил благоприятный период, поскольку фирмы-разработчики, специализирующиеся на информатизации государственной медицины, переживают не лучшие времена. Многие из них начинают искать применение своим ресурсам. Кроме того, сложившаяся ситуация может заставить их снизить свои аппетиты и научиться работать с заказчиками более грамотно, а не по принципу “а куда вы денетесь”.
Продолжая разговор на тему проблем информатизации, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга (куда входит более восьмидесяти клиник, охватывающих 25% рынка платных медицинских услуг) Александр Солоник предложил разделить все частные медучреждения на три группы. Первая — это крупные многопрофильные клиники, руководители которых понимают, что может дать им информатизация, и поэтому вкладывают деньги в неё. Вторая группа — средние по размерам клиники, где есть необходимое взаимодействие между структурными лечебными подразделениями и функциональными отделами (бухгалтерия, маркетинг). В этих организациях владельцы бизнеса тоже принципиально понимают необходимость информатизации, но перед ними остро встает вопрос цены — что получит клиника, выбрав ту или иную МИС, и сколько будет стоить ее обслуживание. Это, естественно, тормозит процесс внедрения новых технологий. И наконец, третья группа — небольшие медорганизации, где владельцы не понимают, зачем нужно платить за ПО, если они и так справляются со своими задачами, прилагая к тому минимальные усилия. Однако, по мнению г-на Солоника, если им правильно разъяснить экономическую составляющую информатизации, они скорее всего пересмотрят свои подходы.
В дополнение президент Ассоциации частных стоматологических клиник Геннадий Брагин подчеркнул, что не видит каких-либо различий в применении ИТ в государственных и частных медучреждениях: “Любая МИС — это всего лишь инструмент, позволяющий решать задачи организации. А задачи у тех и у других одинаковы — это предоставление медицинских услуг высокого качества”.
Говоря же о проблемах информатизации, он в первую очередь обратил внимание на тот факт, что государство не предпринимает никаких мотивирующих действий, позволяющих определить, как ее следует проводить. В отсутствие обоснованных критериев и показателей разработчикам и заказчикам довольно сложно понять, какие задачи должна решать та или иная МИС. А это в свою очередь вызывает хаотичность информатизации. “Меня совершенно не пугает количество имеющихся систем, но не устаивают их качественные характеристики, — сказал г-н Брагин. — На мой взгляд, разработчики никогда не смогут в одиночку создать что-нибудь стоящее”.
Помимо этого, по словам Геннадия Брагина, существует такая проблема, как нежелание разработчиков менять уже созданную систему. Им представляется, что если она сейчас работоспособна, то так будет и в дальнейшем при небольших её модификациях. Более того, у них нет никакого желания скооперироваться и сделать продукт, действительно нужный медицинским организациям.
Исходя из вышесказанного г-н Брагин сегодняшнюю главную задачу видит в преодолении отставания в сфере разработки медицинского ПО. Для этого необходимо, во-первых, ввиду отсутствия в здравоохранении системы управления качеством помочь организациям выйти на некие качественные характеристики, которые могли бы быть независимыми от стандарта. А во-вторых, создавать системы, помогающие руководителям двигаться в направлении к высококачественной работе. Подобный подход уже работает в зарубежных компаниях, где у топ-менеджеров есть понимание, что им требуется система, с помощью которой помимо достижения неких необходимых характеристик они смогут построить механизм мотивации сотрудников и контроля качества всех процессов внутри организации.
Какой должна быть МИС для коммерческой медицины
Рассказывая об особенностях автоматизации частных и государственных медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги вне системы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, директор компании “Ристар” Владимир Павлов отметил, что основной задачей коммерческих медорганизаций, как и любого другого бизнеса, является привлечение новых клиентов и удержание старых. Для эффективного решения этой задачи используемая МИС должна включать соответствующие инструменты, обеспечивающие максимальную гибкость при формировании прейскурантов и реализации сложных схем оплаты (скидки, надбавки, оплата в кредит, по частям, в рассрочку и т. д.). Помимо этого необходимо, чтобы в системе можно было анализировать потоки пациентов, на предмет выяснения, кто является “нашим клиентом”, и отслеживать время прохождения пациентом всех этапов бизнес-процесса (сколько времени он провел в очередях в регистратуру, в ожидании приема и получения результатов исследований и т. д.). Нужны также инструменты для оценки эффективности рекламы, анкетирования пациентов и обеспечения обратной связи с целью выявления “узких мест” и степени удовлетворенности пациентов.
По словам г-на Павлова, в целом МИС в коммерческом медицинском призвана решить три основные задачи (две из них в той или иной степени присутствуют в государственных ЛПУ, тогда как третья характерна именно для частной организации). Первая задача направлена на удовлетворение потребностей пациентов, для чего в системе реализуется максимальное большое количество сервисов, предоставляющих удобные инструменты для записи к врачам, получения информации, онлайновых консультаций и требуемых медицинских услуг. Вторая задача ориентирована на персонал медучреждения, обеспечивая автоматизацию рутинных операций, автоматическое формирование всех требуемых документов, отчетов, выписок и т. п., а также информационную поддержку. И наконец, третья задача связана с информационной поддержкой администрации и владельцев бизнеса, благодаря чему у них есть возможность в режиме реального времени получать максимально достоверные сведения о функционировании бизнеса, анализировать и контролировать отдачу от вложенных средств, эффективность работы персонала, оборудования, кабинетов и пр.
Существуют также юридические особенности информатизации в коммерческом медучреждении, обусловленные необходимостью оформлять пакет документов при регистрации пациента (договор на оказание платных медицинских услуг, соглашение об их объеме и условиях, счет на оплату и т. д.) и формировать запросы на согласование назначений врача с плательщиком, в роли которого может выступать страховая компания или юридическое лицо. При этом у клиники существует косвенная возможность отказать пациенту в медицинской помощи. Конечно, речь не идет о неотложной помощи, но иногда возникают ситуации, когда руководство дает указание не оказывать никаких услуг конкретному пациенту по причине его скандального поведения, нежелания платить за полученные услуги и другие “провинности”.
Владимир Павлов особое внимание обратил на то, что руководству коммерческого медучреждения порой требуется раздельный учет “для себя” и для государственных проверяющих, что предусматривает закрытие некоторой информации, сохраняемой в базе данных, от контролирующих органов (сюда могут относиться, например, данные о тестовых услугах, об услугах, оказанных знакомым или родственникам, и т. п.). Соответственно МИС должна предоставлять возможности для автоматического формирования отчетов любого типа как для внутреннего потребления, так и для контролирующих организаций.
Далее, по словам г-на Павлова, в МИС для коммерческих медучреждений должны найти отражение особенности учета персонала. Прежде всего это касается приходящих специалистов, т. е. работающих по свободному графику (когда есть пациенты). Подобный подход особенно актуален для малых частных медицинских центров, что позволяет им при необходимости привлекать высококвалифицированных специалистов, постоянно работающих в других организациях. В таких медучреждениях зачастую бывает совмещение функций персонала на одном рабочем месте (например, регистратора и кассира) и передача реализации части медицинских услуг другим организациям по договору (таких, как проведение лабораторных анализов в сторонней лаборатории). При этом система должна обеспечивать автоматический учет взаиморасчетов с партнерами, когда счета для пациентов формируются на полную стоимость, а при расчете с партнерами учитывается, какая часть оплаты идет исполнителю, а какая — направившему учреждению.
Еще одной особенностью информатизации коммерческих медучреждений Владимир Павлов считает “гибкое” расписание, предполагающее изменение вручную или автоматически интервалов в расписании в зависимости от объема планируемых услуг, бронирование мест, свободный график и т. п. При этом МИС должна обеспечивать возможность записи вне расписания не только для пациентов с острой болью, но и для VIP- и “срочных” клиентов с дополнительной оплатой, а также поддерживать работу медучреждения сверх графика (закрытие производится не по времени, а по последнему пациенту).
Подводя итог, г-н Павлов подчеркнул, что при грамотном подходе к информатизации все участники процесса — пациенты, персонал клиники и владельцы бизнеса — получают действительно эффективный инструмент, позволяющий им решать свои проблемы.