Открывая глобальную конференцию Oracle CloudWorld, которая впервые была проведена в Москве, вице-президент Oracle по региону ECEMEA Альфонсо Ди Ианни сообщил, что число потребителей облачных сервисов Oracle (всех типов — IaaS, PaaS и SaaS) превысило 10 тыс., и они принесли корпорации за прошедший год более 1 млрд. долл. Цифры внушительные, но не нужно забывать, что на аналогичном прошлогоднем мероприятии называлась такая же цифра, а следовательно говорить о росте на этом направлении пока не приходится. Что же побуждает предприятия переходить на облачную модель?
Как пояснил глава представительства Oracle в России и СНГ Валерий Лановенко, для того чтобы корпоративные информационные системы отвечали вызовам времени, инвестиции в них должны расти на 4% в год, а реальные темпы не превышают
Здесь, впрочем, тоже не все так уж просто. К примеру, Валерий Лановенко с гордостью заявил, что все без исключения прикладные сервисы, доступные в публичном облаке Oracle, могут быть перенесены в частное облако клиента. Однако в обратную сторону это утверждение не работает. Бизнес-приложения предыдущего поколения, такие как Oracle E-Business Suite, JD Edwards, PeopleSoft, во множестве эксплуатируемые по всему миру, в публичных облаках пока «не живут». Там доступны похожие сервисы Oracle ERP Services, реализующие функции финансового учета, планирования и бюджетирования, управления проектами, закупками и поставщиками, а также управления рисками и выполнения регулирующих норм, но среди них мы пока не видим средств детального планирования производственных и материальных ресурсов, составляющих основу концепции ERP.
Кроме того, по модели SaaS доступны сервисы HCM (управление персоналом, вознаграждениями, льготами, заработной платой), Talent Management (подбор и наем сотрудников, управление эффективностью и развитием персонала, обучение), Sales and Marketing (управление продажами и маркетингом, работа с потенциальными клиентами, в частности, в социальных сетях, прогнозирование) и Customer Experience (управление потребительским опытом, включая взаимодействие через контакт-центры, чаты и электронную почту). В рамках PaaS-платформы предлагаются функции СУБД Oracle Database и Exadata Database Machine, связующее ПО Oracle Fusion Middleware и Oracle Exalogic Elastic Cloud. Возможен еще и вариант с предоставлением СУБД в режиме Database-as-a-Service (DbaaS). По требованию можно также получать инфраструктурные сервисы, базирующиеся на оптимизированных программно-аппаратных комплексах Oracle Engineered Systems. При этом клиенты имеют возможность управлять своими облачными ресурсами самостоятельно, но могут доверить эту работу и экспертам Oracle.
Вряд ли следует удивляться тому, что добрая половина пленарных докладов прозвучала на английском языке: все-таки конференция международная. Но и примеры успешного использования облачных сервисов Oracle были «не из нашей жизни». Вполне вероятно, что наших заказчиков сдерживает недостаточно проработанная нормативная база относительно трансграничной передачи чувствительных данных. Проблему могло бы решить открытие облачного дата-центра Oracle в нашей стране, но, хотя с прошлого года общее число таких дата-центров почти удвоилось, планов такого рода относительно России у корпорации пока нет.
Тем не менее, один отечественный пример на конференции был представлен, причем весьма внушительный. Как рассказал заместитель генерального директора «Почты России» Сергей Емельченков, его организация приступила к коренному реформированию своей деятельности, одним из элементов которого является перевод практически всех ИС в облака. Уже сегодня предприятие отказалось от закупки нового железа и ПО, а со временем переведет все свои процессы в публичные облака. Сергей Емельченков подчеркнул, что «Почта России» в этом вопросе сохранит многовендорный подход, а следовательно особое внимание придется уделять интеграции облачных сервисов разных провайдеров. Что касается решений на базе Oracle Cloud, то уже в мае планируется запустить в пилотном режиме единый центр отчетности. Рассматривается также возможность развертывания в облаке Oracle многоканального контактного центра, транспортно-логистического контура, электронной торговой площадки и системы планирования и оптимизации цепочек поставок.
Цель реформирования «Почты России» близка и понятна любому жителю нашей страны. Пришла пора кардинально повысить качество ее работы, скорость и надежность выполнения основных операций, а в результате сломить тенденцию ежегодного снижения доходов и объемов предоставляемых услуг. Сергей Емельченков озвучил, в частности, намерение увеличить в пять раз скорость обслуживания и втрое уменьшить сроки доставки корреспонденции. Вызывает тревогу лишь то, что это уже не первая попытка реформирования нашего почтового ведомства. И если она, как и предыдущие, окажется неудачной, то это, наряду с ущербом для основной деятельности почты, может бросить тень и на саму облачную концепцию.