ОАО «Московская городская телефонная сеть» совместно с ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и Фондом развития Интернета подвели итоги работы линии оказания психологической помощи «Дети онлайн» за четыре года.
Наиболее частая тема обращений на линию «Дети онлайн» — агрессия при общении в Интернете (40%). Свыше 25% обратившихся школьников ежедневно сталкиваются с проявлениями агрессии и травли в Сети, при том, что три года назад этот показатель не превышал 10%. С конца 2013 года начался рост обращений по данной тематике и от взрослых. За пять месяцев текущего года количество вопросов взрослых об агрессии в интернете увеличилось в два раза, что объясняется стремлением родителей узнать, с кем общаются их дети в Интернете и как можно контролировать круг их общения в социальных сетях. Работа «горячей линии» показала, что сегодня меньше половины родителей знают, с какими проблемами сталкиваются их дети при общении в интернете.
Следующей по числу обращений на линию стала тема «Опасный контент» — 37% от общего количества обращений. Анализ звонков показывает, что родителей беспокоят вопросы предотвращения столкновения детей с вредоносным контентом, тогда как детей — как реагировать на содержимое опасных сайтов. Для предотвращения нежелательных контактов детей с негативной информацией, в МГТС была специально разработана услуга «Родительский контроль», которая позволяет родителям блокировать доступ детей к опасным сайтам.
В последние два года отмечается рост более чем в два раза числа обращений, связанных с мошенничеством и кражей личных данных. По статистике, чаще всего дети сталкиваются с кражей личных данных (28%) и интернет-мошенничеством (9%). Основной вопрос в таких обращениях: что делать, если ваши персональные данные украли. Его задает каждый пятый ребенок, звонящий на линию помощи. Наряду с этим, неуклонно растёт число обращений от школьников, ставших жертвами мошенников, использующих сложные фишинговые схемы (использование узнаваемых брендов, чтобы украсть личную информацию пользователя) и технические средства.
Горячая линия помощи «Дети онлайн» — первый в России общественный проект, целями которого является консультирование и оказание психологической помощи детям и подросткам, столкнувшимся со сложностями во время коммуникаций в Интернете, а также развитие навыков безопасного использования сети у детей, родителей и педагогов. За время работы совместного проекта МГТС и «Фонда развития Интернет», помощь по работе в сети получили свыше тринадцати тысяч человек, из которых более 70% — дети. Итогами работы линии помощи стала разработка технологий и методов оказания психологической и информационной помощи по безопасному использованию Интернета, создание информационного портала detionline.com, где можно получить квалифицированные консультации.
В рамках реализации проекта «Дети онлайн» МГТС организовала рабочие места для операторов линии в call-центре справочно-сервисной службы 009, а МТС обеспечила работу бесплатного номера на всей территории РФ