Энергетика и ЖКХ являются сегодня одними из наиболее активных отраслей в плане использования современных ИТ-решений. О ряде причин, объясняющих эту активность, вице-президент консалтинговой группы «Борлас» Аркадий Карев рассказал на примере проекта, выполненного его компанией в «Челябэнергосбыте». Если говорить о продаже электроэнергии конечным потребителям, то она становится все более индивидуализированной, растет количество приборов учета, которые становятся все более интеллектуальными и собирают все больше данных, завоевывают популярность сравнительно новые концепции Smart Metering (интеллектуального учета) и SmartGrid (умных сетей). С другой стороны, вся эта деятельность является социально значимой и социально взрывоопасной, а потому находится под контролем высшего государственного руководства и в зоне активного (нередко чересчур) законотворчества. Последние примеры такого рода — инициативы по введению социальных норм потребления электроэнергии и повышению ответственности как неплательщиков, так и поставщиков за допущенные ими ошибки в начислениях. В свете указанных тенденций перед энергосбытовыми компаниями встает множество задач, среди которых — соответствие частым изменениям законодательства, улучшение учета энергопотребления, повышение точности и оперативности расчетов с клиентами, оптимизация собственной деятельности.
Для их решения «Челябэнергосбыт», являющийся гарантирующим поставщиком электроэнергии на Южном Урале и обслуживающий 1,3 млн. физических и 39 тыс. юридических лиц, развернул два решения от одного вендора: систему управления энергоданными Oracle Utilities Meter Data Management и систему биллинга Oracle Utilities Customer Care & Billing. Первая отвечает за сбор исходных данных, которые поступают в разные интервалы времени из большого количества источников: от систем учета, в том числе показания с 130 тыс. приборов АСКЭУ, сетевых организаций, контролеров, с бумажных квитанций, SMS-сервисов и из личных кабинетов потребителей. Она же осуществляет их проверку и интеграцию, очистку и корректировку, производит предварительные расчеты для выявления недостоверных данных. Вторая, получив проверенные и очищенные данные, занимается абонентским учетом, учетом оплат, расчетом начислений, работой с должниками. При этом автоматически формируются и печатаются квитанции более чем 1,3 млн. клиентов. По словам начальника управления автоматизации «Челябэнергосбыта» Александра Меньшикова, сегодня проведение централизованного расчета, формирования квитанций, выгрузки информации для внешних агентов (управления соцзащиты, банки, сетевые организации и т. д.) занимает три дня, причем основной массив рассчитывается за 40 мин, а остальное время уходит на выверку спорных ситуаций.
Проект стартовал в конце 2010 г. и выполнялся в шесть этапов: последний — по созданию BI-системы на базе Oracle BI — продолжается и сегодня. Основные же модули, обеспечивающие сбор данных и биллинг, эксплуатируются уже более двух лет. В ходе выполнения проекта в «Челябэнергосбыте» был построен специализированный дата-центр, в котором установлены программно-аппаратные комплексы Oracle Exadata Database Machine (в конфигурации 1/2 стойки) и Oracle Exalogic Elastic Cloud (1/4 стойки). Как рассказал Александр Меньшиков, выбору указанных комплексов в немалой степени способствовало успешное пилотное их тестирование на реальных наборах данных в подразделении Oracle в Шотландии. Стоимость всего проекта он не раскрыл, но сообщил, что треть затрат связана с созданием дата-центра и две трети ушло на оплату лицензий и консалтинга. В целом же выбор продуктов Oracle он объяснил их высокими характеристиками, а также тем, что ИТ-департамент компании на протяжении многих лет разрабатывал и эксплуатировал собственные приложения на платформе СУБД Oracle. Следует отметить, что в «Челябэнергосбыте» начиная с 2006 г. эксплуатируются компоненты ERP-системы Oracle E-Business Suite, внедрявшиеся также специалистами «Борласа».
Подобная ориентация на одного вендора, тем более зарубежного, в нынешних условиях неизбежно вызывает вопросы о рисках, в том числе и политических. Аркадий Карев согласился, что такие риски есть, но учитывая их низкую вероятность, охарактеризовал как страшилки. Даже в случае реализации санкций заказчик рискует потерять только техподдержку и возможность покупать новые лицензии. Внедренная же система будет функционировать по-прежнему. Вице-президент «Борласа» напомнил, что подобные риски имеют место для продуктов любых разработчиков, включая и российских: к примеру, если компания-разработчик банкротится или уходит с данного рынка. По продуктам Oracle в нашей стране есть множество квалифицированных специалистов, в частности, в «Борласе», способных оказывать текущую техническую поддержку. В свою очередь Александр Меньшиков сообщил, что в «Челябэнергосбыте» создан собственный центр компетенции по продуктам Oracle, который с целью снижения расходов на эксплуатацию возьмет на себя существенную часть функций по сопровождению и развитию системы. Создавался этот центр задолго до того, как возник риск санкций. Отвечая на вопрос о широко обсуждающейся сегодня стратегии импортозамещения, он отметил, что для ее реализации требуются годы, а все это время сбытовая деятельность компании не должна страдать.