Обеспечение сохранности и доступности данных, без которых не могут работать критичные для бизнеса приложения, стало одной из главных проблем, стоящих перед ИТ-подразделением современной компании, и резервное копирование является одним из главных инструментов решения этой проблемы. За последнее десятилетие в связи с быстрым ростом объема данных, накопленных компаниями, существенно ужесточились требования к резервному копированию, что привело к популярности так называемых дисковых библиотек, значительно улучшающих по сравнению с традиционными ленточными библиотеками скорость резервного копирования и восстановления. Кроме того, возросли требования и к функционалу систем резервного копирования, которые должны автоматизировать большинство процедур и освободить системного администратора от необходимости вручную копировать и восстанавливать большие объемы данных.
Все это в полной мере ощутили и в ИТ-департаменте компании OCS Distribution, являющейся одним из ведущих дистрибьюторов на российском ИТ-рынке. Это типичная территориально распределенная компания, имеющая на данный момент 31 региональный офис. Ядром корпоративной ИТ-инфраструктуры компании является построенный около пяти лет назад в Санкт-Петербурге собственный ЦОД.
Для защиты критически важной для бизнеса информации от аппаратных и программных сбоев и ошибок пользователей в центральном офисе и филиалах OCS активно применяется резервное копирование данных. Резервные копии основных данных хранятся на массивах жестких дисков EMC, обеспечивающих при необходимости быстрое восстановление нужной информации, а для долговременного хранения архивов резервных копий самых важных данных используются ленточные библиотеки. Сейчас на всех площадках компании ИТ-департаменту необходимо обеспечить резервное копирование данных общим объемом порядка 90 Тб.
До недавнего времени для управления резервным копированием и восстановлением данных в OCS использовали стандартные утилиты, входящие в состав Microsoft Windows Server. Как рассказал Дмитрий Емелин, директор ИТ-департамента OCS Distribution, главный недостаток этих утилит — отсутствие единой консоли, с помощью которой системный администратор мог бы настраивать и контролировать эти процессы. В результате у отвечающего за них ИТ-персонала ежедневно уходило слишком много времени на выполнение рутинных операций, и если бы что-то случилось, то было бы невозможно очень оперативно восстановить нужные данные. Кроме того, при выполнении таких рутинных процедур вручную возникал риск ошибок из-за человеческого фактора, следствием которых могла стать безвозвратная потеря важной для бизнеса информации.
Другая вполне типичная для многих компаний проблема проявилась в том, что в связи с быстрым ростом объема резервных копий ИТ-департаменту OCS периодически приходилось выделять под резервное копирование дополнительную емкость на дисковых массивах и докупать для них новые диски. Снять остроту этой проблемы можно было бы с помощью дедупликации данных (предотвращения повторной записи на диски резервных копий идентичных блоков данных), позволяющей эффективнее использовать емкость дисковых массивов и тем самым снизить стоимость хранения резервных копий, а также сократить «окно» резервного копирования, однако в стандартных средствах Windows Sever для резервного копирования эта функция не поддерживается. В какой-то момент стало очевидно, что для более эффективного и надежного функционирования инфраструктуры резервного копирования ИТ-департаменту OCS необходимо выбрать и внедрить специализированное комплексное решение, обеспечивающие автоматизацию операций резервного копирования и восстановления с помощью центральной консоли и дедупликацию записываемых на жесткие диски резервных копий.
В поисках решения
Опыт OCS в решении проблем с резервным копированием данных примечателен тем, что компания, много лет занимающаяся проектной дистрибуцией, сама обладает широкой экспертизой в области практического использования различных систем корпоративного класса для хранения данных, в том числе ПО резервного копирования от разных поставщиков. К выбору решения для себя ИТ-департамент подошел скрупулезно. «Мы изучили большинство доступных сегодня на нашем рынке предложений от ведущих производителей, некоторые решения протестировали и в итоге свой выбор остановили на новейшем релизе пакета Backup Exec 2014 компании Symantec (SBE R14.1), — рассказал Дмитрий Емелин. — Конечно, важную роль сыграло многолетнее знакомство с продуктами этого вендора, но прежде всего в данном случае было учтено, что мы давно и успешно используем систему архивации электронной почты и файлов Symantec Enterprise Vault, а также антивирусное ПО Symantec Endpoint Protection. Поэтому выбор смежного продукта от того же производителя мы сочли наиболее оптимальным».
В пользу Backup Exec сыграла и ориентированность этого продукта на обслуживание серверов и приложений Windows (Windows-решения составляют основу инфраструктуры OCS), тогда как большинство других известных пакетов резервного копирования корпоративного класса ориентированы на резервное копирование в смешанной серверной среде Unix/Windows. Кроме того, ИТ-специалистов OCS привлек в Backup Exec мощный функционал дедупликации с возможностью реализации ее как на стороне сервера резервного копирования, так и на стороне клиента (резервируемого сервера), и применение многопоточности при записи резервных копий, обеспечивающей более эффективное использование ресурсов дисковых массивов. Следует отметить и то, что в отличие от ряда других решений для дедупликации данных Backup Exec является чисто программным продуктом, поэтому для его внедрения не требуется дополнительное оборудование. Наконец, как считают ИТ-специалисты OCS, у этого продукта Symantec сравнительно простая по сравнению с решениями конкурентов процедура развертывания, что особенно важно для компаний с большой филиальной сетью.
К практической реализации
В том, что это так, в OCS убедились в ходе внедрения Backup Exec, которое было проведено собственными силами ИТ-департамента компании, для чего предварительно два его сотрудника прошли курс обучения по этому продукту и получили соответствующие сертификаты.
Как рассказали исполнители проекта, инсталляция и настройка программных компонентов Backup Exec не вызвали затруднений, а системные администраторы достаточно быстро освоили удобный и интуитивно понятный графический пользовательский интерфейс центральной консоли. Вместе с тем из-за большого объема резервных копий, часть которых потребовалось конвертировать в формат SBE, внедрение продукта в корпоративном ЦОДе OCS, а также в центральных офисах и на складах компании продолжалось около полутора месяцев и закончилось в конце марта 2014 г.
Первые результаты, первые оценки
«Наиболее критичными для нас задачами являются увеличение скорости резервного копирования/восстановления данных, сокращение объёма дискового пространства, занимаемого резервными копиями, и, безусловно, обеспечение отказоустойчивости системы резервного копирования в целом, — рассказал Дмитрий Емелин. — С помощью Backup Exec, используя при записи резервных копий функции многопоточности и дедупликации, мы рассчитываем на успешное решение этих задач».
Уже на данный момент, по его словам, за счет применения дедупликации общий объем резервных копий удалось сократить на 30%. Особенно эффективен этот инструмент при резервном копировании почтовых ящиков Microsoft Exchange, где часто повторяются одни и те же письма, особенно у пользователей, работающих в одном подразделении. В результате компании удалось отложить приобретение дополнительных дисков для массивов, на которых хранятся резервные копии.
В OCS уверены, что решение Symantec поможет обеспечить целостность и сохранность всех без исключения компонентов корпоративной информационной системы, будь то файловые ресурсы, корпоративная электронная почта, серверные приложения, базы данных или виртуальные среды. С помощью центральной консоли Backup Exec с интуитивно понятным интерфейсом системные администраторы могут оперативно управлять выполнением заданий резервирования и восстановления данных, внося при необходимости изменения в эти задания. Причем они могут формировать задания для резервного копирования на уровне как всего сервера, так и его отдельных файлов, управлять «гранулярностью» резервного копирования и восстановления, начиная от сообщения электронной почты и до всей операционной системы сервера. Значительно облегчает настройку резервного копирования поддержка в Backup Exec использования политик и программа-мастер, помогающая правильно задать параметры резервного копирования и восстановления. Кроме того, с помощью отчетов, генерируемых Backup Exec, системный администратор может легко убедиться в том, что задание резервного копирования завершилось без ошибок и на дисковом массиве сохранены резервные копии всех важных данных.
Все это позволило высвободить рабочее время системных администраторов, и теперь они смогут больше времени и внимания уделять приоритетным задачам, связанным с дальнейшим развитием и совершенствованием ИТ-инфраструктуры дистрибьютора и внедрением новых сервисов и приложений для его бизнес-подразделений.
Теперь ИТ-департамент OCS планирует развернуть данное решение Symantec на всех остальных площадках компании, сделав его корпоративным стандартом программного обеспечения для резервного копирования и восстановления данных.