В современных условиях, когда ИКТ стали обязательной частью бизнеса, его непрерывность тесно связана с доступностью и надежностью используемой ИКТ-инфраструктуры. Чем более зрелым становится бизнес, тем более востребованными им становятся функции резервирования ИКТ-ресурсов и их восстановления после инцидентов. Важной составляющей этих функций и, возможно, интегрирующими эти функции являются решения, обеспечивающие катастрофоустойчивость корпоративной ИКТ-инфраструктуры.
Андрей Маслов, технический директор в России компании Thomson Reuters, которая более чем в ста странах мира предлагает комплексные ИКТ-решения для ряда рыночных сегментов, делится с научным редактором PC Week/RE Валерием Васильевым своим мнением о роли решений для резервирования и восстановления ИКТ-инфраструктуры для бизнеса в современных условиях.
PC Week: Какие основные требования предъявляются сегодня к решениям для резервирования и восстановления корпоративной ИКТ-инфраструктуры после катастроф? Сформировались ли стандарты в области таких решений?
Андрей Маслов: Значимость резервирования и восстановления бизнеса после катастроф была понятна всегда. Однако сегодня она усиливается ростом влияния на бизнес ИКТ и накапливаемых и оперативно получаемых в ходе ведения бизнеса данных, а также вследствие стремительной глобализации экономики, что усиливает влияние на устойчивость бизнеса таких факторов, как политические события и природные катаклизмы. В связи с этим к обеспечению катастрофоустойчивости стали относиться как к особо важной задаче для корпоративных ИТ-служб.
Сегодня бизнес готов инвестировать в развитие катастрофоустойчивых инфраструктур, и в будущем, как мне представляется, у этого направления хорошие перспективы развития — затраты разработчиков катастрофоустойчивых решений, провайдеров соответствующих услуг, их клиентов и заказчиков оказываются вполне оправданными.
Следуя за глобализацией бизнеса, поставщики наиболее продвинутых катастрофоустойчивых решений создают распределенные по всему миру инфраструктуры для надежного резервирования предоставляемых сервисов и одновременно предусматривают дополнительный уровень локального резервирование сервисов в каждой стране присутствия.
Что же касается стандартизации, то в условиях глобализации рано или поздно все отрасли экономики эволюционно приходят к определенным стандартам, гласным или негласным. Влияние этих стандартов таково, что поставщики решений и услуг уже не могут предлагать рынку сервисы и продукты, не соответствующие этим стандартам.
В направлении обеспечения катастрофоустойчивости ИКТ-инфраструктуры такие стандарты представляют собой целый комплекс показателей. Их можно долго перечислять, но, безусловно, главными из них являются доступность ресурсов и время бесперебойной работы.
PC Week: Каким путем компании предпочитают решать задачи резервирования и восстановления — создавая для этого собственные центры или используя ресурсы и услуги внешних провайдеров?
А. М.: Довольно сложно определить наиболее часто встречающийся профиль компании или организации, для которой резервное копирование было бы наиболее востребовано, поскольку, как мне кажется, такие решения в той или иной форме и объеме жизненно необходимы любой структуре для нормального ведения своего бизнеса.
Исторически наша компания имеет основательные позиции в финансовом секторе, поэтому для меня будет резонно в ответе на данный вопрос ориентироваться на пример этого сектора. Для финансовых учреждений обеспечение непрерывности бизнеса напрямую связано с рисками денежных потерь, что делает необходимость поиска для них оптимального решения задачей весьма актуальной.
Однако пути, которые выбирают финансовые компании, на практике различаются. Прежде всего им приходится делать выбор между привлечением внешних поставщиков услуг и решением задач собственными силами. Компании, обладающие значительными ресурсами, предпочитают иметь собственные системы резервирования. Остальные прибегают к использованию внешних ресурсов — ЦОДов, команд специалистов и т. д., то есть полагаются на аутсорсинг.
И тот, и другой подход имеют свои плюсы и минусы. Я считаю, что аутсорсинг оказывается в долгосрочной перспективе более эффективным: этот вариант не требует высоких начальных капитальных вложений, дополнительного штата специалистов, и стартует он сразу, с момента заключения договора с провайдером.
PC Week: Как обстоят дела в России с использованием таких средств и решений для поддержки непрерывности функционирования АСУ ТП?
А. М.: Как я уже сказал, гласно или негласно, формально или неформально в любой отрасли со временем договариваются об определенных стандартах. Область АСУ ТП не является исключением ни в России, ни в других странах.
Упомянутая ранее глобализация экономики играет прогрессивную роль и здесь. Так, обращаясь к услугам инфраструктуры того или иного расположенного в России ЦОДа, клиенты требуют от его оператора необходимого уровня обслуживания, на который они могут рассчитывать в других странах. Поэтому операторы ЦОДов независимо от того, где они располагаются, должны поддерживать инфраструктуру своего объекта, в том числе и структуру АСУ ТП, на конкурентном уровне.
PC Week: С какими наиболее острыми проблемами сталкиваются при решении задач резервирования и восстановления бизнеса после катастроф пользователи и провайдеры таких решений?
А. М.: Существует один важный аспект, который необходимо упомянуть и который находится не на стороне техники. Собственно, если рассматривать проблему шире, в большинстве техногенных катастроф основной проблемой может оказывается человеческий фактор — если произойдет сбой техника не будет паниковать и ошибаться, тем более что для устройств и узлов предусматривается резервирование.
Я считаю, что очень важным моментом, который многие, к сожалению, упускают из виду или на который не обращают достаточного внимания, является организация действий персонала во время проблемных ситуаций. На эти случаи должны быть разработаны четкие инструкции, устанавливающие кто, что и когда делает, а также четко расписаны роли и зоны ответственности. Процесс поддержания резервного центра в актуальном состоянии должен сопровождаться регулярными учениями, которые позволят довести действия персонала во время чрезвычайной ситуации до автоматизма. Вроде бы это банально, однако практическую важность таких мероприятий сложно переоценить.
PC Week: Насколько активно в мире в решении задач резервирования и восстановления бизнеса после катастроф участвует страховой бизнес? Как с этим обстоят дела в нашей стране?
А. М.: Исходя из общей мировой практики можно сказать, что страхование от различного рода катастроф, как техногенных, так и природных, практикуется. Это значит, что страховой бизнес находит и в этой нише свой интерес и его услуги здесь являются достаточно востребованными, т. е. компании заинтересованы в страховании рисков, связанных с обеспечением непрерывности бизнеса. Однако владельцам бизнеса не стоит забывать о том, что переложить ответственность за непрерывность функционирования своего предприятия на страховщиков они никогда не смогут, ну разве что частично разделят с ними ущербы.
PC Week: Благодарю за беседу.