Утвердив за недавнее время немало правовых актов, регулирующих предоставление отчетности в электронном виде, ФНС России обновила и «Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». В соответствии с приказом № ММВ-7-6/398@ они вступили в силу с 1 августа.
Что нового они несут рядовым пользователям, вовлеченным в цепочку электронного взаимодействия: налогоплательщик — оператор — налоговый орган?
«Для пользователей (налогоплательщиков) никаких принципиальных изменений новые рекомендации не несут, поскольку отличия в основном технологические и касаются только оператора ЭДО и налогового органа. Такие формы документов, как „подтверждение даты отправки“, „извещение о получении“, не включены в состав методических рекомендаций. Они будут утверждены отдельными приказами», — отметила Наталья Никитина, эксперт в области электронного документооборота с налоговыми органами компании «СКБ Контур».
В числе отличий можно отметить отсутствие терминов и сокращений, которые были прописаны в рекомендациях, утвержденных в 2009 г., и введение списка документов, которыми обмениваются участники электронного финансового документооборота, обозначенных в «Общих положениях». Наименования некоторых из них изменены.
Так, вместо «информационного сообщения о доверенности» появилось «информационное сообщение о представительстве в отношениях». «Этот документ присутствует в иных типах документооборота, например, в документообороте „представление“. По своему назначению и структуре он практически аналогичен сообщению о доверенности», — уточняет г-жа Никитина.
Напомним, что в конце мая ФНС фактически упразднила понятие «спецоператора», приравняв их к «операторам ЭДО», и этот факт также нашел отражение в обновленном методическом документе.
«Концептуальные отличия состоят в том, что если раньше документы направлялись через специализированных операторов, то теперь существует единая инфраструктура и организация электронного документооборота будет осуществляться через операторов ЭДО», — пояснил Владимир Алеев, заместитель руководителя департамента по аналитике и работе с госучреждениями корпорации ЭЛАР.
Для всех участников электронного взаимодействия в новых рекомендациях определен порядок хранения электронных документов.
«Операторам, налоговым органам, а также юридическим лицам четко предписано, как хранить электронные документы, образующиеся в результате подачи налоговых деклараций, взаиморасчетов и т. д., в хранилищах электронных документов. Что должны представлять собой эти хранилища, в приказе не конкретизировано. Не проведены параллели с правилами бухгалтерского учета. То есть, правила хранения для юридических лиц пока по-прежнему не регламентированы, и оператор ЭДО может хранить документы в рамках своей инфраструктуры. Налоговая служба будет хранить эту информацию в своих ЦОДах. Хранение документов со временем, вероятнее всего, будет подчиняться принципам хранения документов не по нормативам Росархива, а по положениям федерального закона
Кроме того в рекомендациях обозначен утвержденный в 2012 г. перечень документов, образующихся в деятельности ФНС, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, который включает документы, образующиеся и используемые в делопроизводстве налоговых органов РФ всех уровней.
По словам г-на Алеева, сообщения системы не входят в этот перечень: «Их срок хранения минимален. Это обусловлено тем, что необходимо „додержать“ эту информацию до того момента, когда будет осуществлен полный цикл обмена, который может затянуться по технологическим причинам. Остальные документы — налоговые декларации, запросы на истребование каких-то документов и т. д. — действительно входят в перечень, и срок их хранения может составлять 5 или 10 лет. По рекомендации Росархива в перечень электронных документов, которые циркулируют в ведомстве, включаются документы с небольшими сроками хранения, дабы не передавать их на госхранение в архивы. Но сегодня благодаря мощным ЦОДам ФНС располагает существенным потенциалом для их хранения. А ввиду того, что нормативная база не сложилась в полной мере, ФНС строит себе роботизированные архивохранилища для бумажных документов».