Информационный город в миниатюре сегодня представляет собой павильон № 14 «Вычислительная техника и информатика» на ВДНХ. Здесь развернуты своеобразные районы, где, в частности, функционирует развлекательная площадка с различными технологическими новинками, такими как 3D-принтер и шлем виртуальной реальности. В другой части экспозиции — площадка «Узнай», где люди могут познакомиться с московскими электронными сервисами и мобильными приложениями. Среди них: навигационно-туристический маршрут «Узнай Москву», Единая медицинская информационно-аналитическая система, Комплекс городского хозяйства Москвы, портал «Автоистория владения и эксплуатации транспортного средства», а также электронные сервисы городского портала госуслуг.
«Город вкладывает большие ресурсы в информатизацию, чтобы горожане имели возможность, не выходя из дома, получать городские услуги в электронном формате. Мы понимаем, что пока осведомленность москвичей о существующих сервисах недостаточная, и этот павильон, в том числе, предназначен для их популяризации», — заявил Андрей Белозеров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы.
По его словам, за три года на московском портале госуслуг зарегистрировалось более 3,2 млн. граждан, а за первое полугодие 2014 г. за услугами на портал обратились 18 млн. раз. «Представьте, какие бы были очереди и качество обслуживания в службе „одного окна“, если все эти люди пришли бы туда. Поэтому преимущество электронных услуг состоит не только в том, что это дешевле для города, потому что позволяет уменьшить количество операторов, но способствует удобному общению граждан и различных ведомств», — пояснил г-н Белозеров.
Мобильные приложения, такие как парковка и учет показаний счетчиков горячей и холодной воды, сегодня, по его словам, используют 4 млн. пользователей. «Теперь ими можно воспользоваться откуда угодно, хоть из метро, благо там появился Wi-Fi, который, кстати, тоже является элементом информатизации города», — отметил г-н Белозеров.
На выставке, среди прочего, представлены камеры наружного наблюдения, которыми повсеместно оснащен город. Одна из их функций — отслеживать нарушение правил дорожного движения. Камеры фиксируют въезд автомобилей на полосу городского транспорта или превышение скорости. Информация об этом поступает и в ГИБДД, где выписывается штраф, и в городскую информационную систему, после чего владельцу авто приходит SMS о наложенном штрафе.
«Сегодня мы завершаем оснащение сотрудников московского ГИБДД планшетами. Если раньше они составляли протокол на бумаге, то сегодня, используя планшет, вводят номер машины в БД, из которой поступает вся информация об автомобиле, нажимают кнопку „оформить“, и принтер, который находится тут же в патрульной машине, распечатывает протокол. Это позволяет экономить время не только на оформление документов, но и на сокращение пробок: машины быстрее уезжают с места происшествия. После на портале городских услуг гражданин может посмотреть эту информацию», — рассказал г-н Белозеров.
Говоря о перспективных проектах, он отметил специальный курс для учащихся школ «Полезный Интернет», который расскажет школьникам о правилах этики и безопасности в Сети, о том, как настроить Wi-Fi, и т. д. «Этот курс будет запущен в нескольких десятках школ с 1 октября этого года. Кроме того, появятся новые сервисы на портале госуслуг. К примеру, запись на абонемент в бассейны города. Ведем переговоры с МГТС, чтобы была возможность оплачивать счета через Интернет и оставлять заявку на установку в квартире городского телефона».
Власти также хотят активнее бороться с закрытыми номерами припаркованных автомобилей, предоставляя гражданам возможность присылать свои фото. «Есть решение, которое позволяет по фотографии с вероятностью
По его мнению, в подобных сервисах важна не техническая составляющая, главное — построить организационный механизм, который обеспечит адекватную реакцию соответствующих органов власти на нарушение. «К примеру, если речь идет о машине, припаркованной в запрещенном месте где-то на дороге, то это сфера ответственности ГИБДД, а если во дворе — то это касается управы, префектура и т. д. Важно чтобы обратившегося гражданина не „футболили“ из одного ведомства в другое, а чтобы в каждом конкретном случае был определен ответственный за решение проблемы», — подчеркнул г-н Белозеров.
Говоря о важности обратной связи с горожанами, использующими госуслуги, он привел в пример краудсорсинг как механизм коллективного взаимодействия: «Этот инструмент должен использоваться органами власти шире и больше. У нас уже есть краудсорсинговый проект crowd.mos.ru, который пополняется новыми категориями взаимодействия с горожанами. Например, недавно в несколько этапов прошло обсуждение маршрутов наземного транспорта. Сначала мы выкладывали существующую схему движения маршрута, потом горожане высказывали свои мнения, пожелания. Теперь, с учетом полученных пожеланий, министерство транспорта до осени должно утвердить новые схемы движения маршрутов наземного транспорта».
Г-н Белозеров отметил инновационные нововведения и в секторе корпоративных обращений. «На портале городских услуг функционирует целый ряд сервисов для юридических лиц. К примеру, чтобы легально осуществлять перевозку в качестве такси необходимо получить соответствующее разрешение, заявку на которое можно подать через портал. Аналогично, юрлица могут через портала получать разрешения на въезд в город грузового транспорта. Также через портал госуслуг есть возможность подать заявление о разрешении на строительство».
Как заявил г-н Белозеров, Москва далеко продвинулись в области применения исключительно электронных документов. Он пояснил, что бумажного документа о разрешении на строительство не существует. Застройщик подает заявку в электронном виде, она рассматривается соответствующим ведомством, и после принятия решения в личный кабинет юридического лица поступает электронный документ, подписанный ЭП соответствующего должностного лица. Любые бумажные распечатки в данном случае считаются копиями.
Экспозиция на ВДНХ будет функционировать до глубокой осени. А после реконструкции вновь распахнет свои двери и будет работать постоянно.