В рамках сентябрьской международной выставки Touch Taiwan, главным образом посвящённой новинкам в области сенсорных дисплеев и оптических плёнок, представители ряда производителей поделились своим видением перспектив для новых и традиционных сегментов рынка дисплеев.
Десятка прогнозов была собрана изданием EETimes непосредственно в выставочных залах и во время ключевых выступлений.
1. Надеваемая электроника вряд ли станет фактором роста рынка дисплеев
Дж. П. Панг (JP Pang), заместитель вице-президента департамента по разработке мобильных устройств и технологий компании Innolux, считает потенциал влияния рынка надеваемой электроники на рынок дисплеев незначительным. По его мнению, собственно надеваемые устройства в большей степени будут играть роль центра сбора информации с различных датчиков, в то время как центром обработки и мониторинга собранной информации по-прежнему останутся мобильные телефоны. Интересно отметить, что Пол Пенг (Paul Peng), президент конкурирующей компании AU Optronics (AUO), придерживается противоположной точки зрения. По его мнению, рынок дисплеев в настоящее время проходит стадию трансформации от модели замещения новыми продуктами к модели, ориентированной на новые приложения. Именно по этой причине надеваемая электроника может стать важнейшей нишей для будущего рынка дисплеев, наряду с изогнутыми телевизорами, общественными информационными дисплеями и гибридными ПК.
2. Большие перспективы рынка новых автомобилей с несколькими дисплеями
В этом году, как никогда ранее, тайваньских производителей радует быстрорастущий рынок дисплеев для автомобилей. Так, рост продаж AUO за последний год составил 30%. Позитивные тенденции также обусловлены растущим числом разнообразных автомобильных дисплеев, необходимых для GPS, приборной доски, виртуальной реальности, отображения дополнительной информации и развлечений пассажиров. Описывая будущее автомобилей, которые постепенно трансформируются в «инструмент коммуникации и связи», Пол Пенг предсказывает как минимум пять дисплеев на борту. Дж. П. Панг, в целом соглашаясь с аргументами конкурента, считает, что дисплеев в автомобиле будущего будет не менее трёх.
3. Великое противостояние: технология LTPS против a-Si TFT
Представители Innolux и AUO единодушно сходятся во мнении, что в ближайшем будущем для производства ЖК-дисплеев для мобильных устройств технология низкотемпературного поликристаллического кремния (Low Temperature PolySilicon, LTPS) будет применяться наряду с технологией аморфного кремния (amorphous silicon, a-Si). Компании используют обе технологии в разработке новых поколений дисплеев (Innolux представила на выставке
В свою очередь, Тинг-Чен Сю (Ting-Chen Hsu), глава Taiwan Display, подразделения Japan Display, не сомневается, что технология LTPS обязательно будет применяться при выпуске дисплеев с высоким разрешением. В компании убеждены, что LTPS является наилучшим вариантом для выпуска сенсорных дисплеев по «внутрисотовой» технологии, применяемой, в частности, в продукции Apple. Кроме того, по себестоимости производства LTPS-панели весьма успешно конкурируют с a-Si-дисплеями.
4. Максимум экранов в каждом доме
Мода на множество экранов приходит не только в автомобили, но и в жилые помещения. Цитируя результаты опросов Ondevice Research в преддверии недавнего чемпионата мира по футболу, Пол Пенг приводит такие данные: порядка 35% респондентов заявили о намерении смотреть телетрансляции матчей с помощью мобильных устройств, 20% планировали смотреть два матча одновременно с помощью телевизора и телефона.
5. Ноутбуки с сенсорным экраном вряд ли станут мейнстримом
Надежды индустрии на рост потребительского спроса на ноутбуки с сенсорным экраном вряд ли оправданы, считает. Дж. П. Панг. В настоящее время сенсорные экраны устанавливаются примерно в 10% выпускаемых ноутбуков, и вряд ли стоит ждать значительного увеличения этой доли. По его мнению, сенсорный экран эффективен, главным образом, когда пользователь смотрит на него сверху вниз, т. е., в случае со смартфонами и планшетами; для постоянной работы с ноутбуком такой подход «противоречит законам физики».
6. Устройства «три-в-одном» для развивающихся рынков
Многие современные пользователи вынуждены носить с собой сразу три отдельных устройства — смартфон, планшет и ноутбук. Появится ли однажды единое устройство, совмещающее функции всех трёх воедино? В тайваньской Innolux полагают, что такое развитие событий вполне реально — по крайней мере, для рынков развивающихся стран. По мнению Дж. П. Панга, возможность такого сценария подтверждает существование 6- и даже
7. Сможет ли Япония возглавить технологические разработки OLED?
В августе японские компании Sony, Panasonic и Japan Display сформировали совместное предприятие JOLED по выпуску дисплеев на базе технологии органических светодиодов (organic light-emitting diode, OLED), контрольный пакет акций которого достался государственной компании Innovation Network Corp of Japan (INCJ). Создание JOLED призвано усилить позиции Японии на рынке OLED-технологий, сохранить и приумножить накопленные за десятилетия исследований инженерные разработки, а также вернуть японскому рынку былой энтузиазм в области технологий OLED.
По словам Такуя Комода (Takuya Komoda), главы исследовательского подразделения Panasonic, главной целью JOLED ставится отнюдь не разработка огромных дисплеев для телевизоров, в которые корейские конкуренты Samsung и LG вкладывают огромные ресурсы. Вместо этого исследователи JOLED намерены сфокусировать своё внимание на «прорывах в разработке материалов и устройств для тех областей, где Япония всё ещё имеет технологическое преимущество перед другими странами». По его мнению, настоящим преимуществом OLED-технологии является даже не гибкость, а малый вес и небьющиеся структуры получаемых дисплеев.
8. «Настоящие» 4K-дисплеи против «ненастоящих»
Интересную особенность современного рынка дисплеев с разрешением 4K (Ultra HD) поведал инженер из компании Innolux. По его словам, под видом 4K-дисплеев некоторые корейские производители часто показывают экраны, горизонтальное разрешение которых составляет 2K или 3K, но никак не 4K. «Ненастоящий» 4K-дисплей, по его словам, получается при добавлении «белого» к классической триаде RGB, при этом экран выглядит ярче, но теряется цветовая глубина, присущая настоящим 4K-дисплеям.
Что характерно, для 4К-телевизоров, выпускаемых под собственными торговыми марками, корейские компании используют «настоящие» 4K-экраны, иногда даже модели от конкурентов, и в то же время поставляют большое количество «ненастоящих» 4K-панелей быстрорастущему числу OEM/ODM-производителей телевизоров для внутреннего рынка Китая.
9. Не стоит недооценивать китайские ODM-компании
Времена, когда все без исключения китайские ODM-компании считались производителями второразрядной техники, подошли к концу. По мнению Тинг-Чен Сю, сегодня китайские производители электроники с дизайном собственной разработки (original design manufacturer, ODM) продают ежегодно более 40 млн. смартфонов в Китае, Индии и Африке. При этом, кроме разработки дизайна для флагманских и массовых моделей смартфонов для крупных китайских брендов, они с успехом осваивают выпуск моделей с качественными дисплеями под собственными торговыми марками.
10. Китай жаждет телевизоров Ultra HD, больших диагоналей и Smart TV
Внутренний китайский рынок с невероятной быстротой превратился в крупнейшего потребителя самых современных новинок. По данным Китайской ассоциации видеоиндустрии, продажи телевизоров с разрешением Ultra HD во втором квартале