Звание ИТ-лидера, кем бы и кому оно ни присваивалось, невольно заставляет присматриваться к стратегии и действиям такой компании. Особенно это справедливо сегодня, когда, с одной стороны, бурное развитие технологий грозит оставить на обочине прогресса наименее поворотливых и инновационных игроков, а с другой — продолжающийся в нашей стране экономический кризис сопровождается международными санкциями и ставит в повестку дня задачу импортозамещения. Не удивительно, что указанные проблемы активно обсуждались участниками очередного форума «IT-лидер», прошедшего в Москве в середине октября под лозунгом «Ответ на условия ограничений».
О том, как игнорирование инноваций может за считанные годы убрать с рынка даже самые успешные компании, свидетельствуют примеры Nokia и Kodak, приведенные в пленарном докладе профессоров Стокгольмской школы экономики Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале, более известных как авторы мирового бестселлера «Бизнес в стиле фанк». И в том, и другом случае руководство компаний «проспало» инновации в ИТ, но даже тогда, когда речь идет о других новшествах, ИТ играют особую роль. Дело в том, что технологические инновационные революции, которые в прежние века возникали с периодичностью столетий или многих десятков лет, сегодня совершаются раз в несколько лет. А потому теряет смысл сколько-нибудь долговременное планирование, и задачи стратегического управления приходится решать чуть ли не в режиме реального времени, что в принципе невозможно без современных информационных технологий.
Не случайно, свое выступление на форуме генеральный директор КРОКа Борис Бобровников начал с благодарности экономическому кризису, который является «лучшим стимулом к развитию». Он ставит на повестку дня вопросы повышения эффективности бизнеса, а применение ИТ — один из важных способов такого повышения. «Санкции — золотой век ИТ, — прокомментировал докладчик вторую популярную ныне тему. — Хотя общий объем ИТ-рынка из-за них упадет, креативность его игроков обязательно вырастет». По мнению Бориса Бобровникова, сегодня нужно думать не об импортозамещении, а об освобождении от зависимости от продуктов одного вендора (одной страны). Бросаясь из одной крайности в другую мы не решим проблему: «Зависимость от китайских продуктов ничем не лучше зависимости от американских».
Впрочем, по его мнению, самая ужасная зависимость — зависимость от собственных сотрудников. Разумеется, это камень в огород тех компаний, которые в использовании ИТ делают ставку на модель инсорсинга — выполнения всех ИТ-задач собственными силами, что «убивает конкуренцию и тормозит эволюцию». Компании, в том числе и с государственным участием, практикующие модель инсорсинга, сманивают специалистов у системных интеграторов, предлагая им удвоенные зарплаты. Те, в свою очередь, также вынуждены увеличивать ставки, а экономическая эффективность использования ИТ в итоге падает. Борису Бобровникову возразил руководитель департамента «Вымпелкома» по развитию ИТ в регионах и странах СНГ Андрей Баталов, который указал на то, что зачастую аутсорсинг обходится дешевле на начальных этапах, но если в дальнейшем заказчику требуется развитие и кастомизация системы, то расценки внешнего исполнителя непомерно вырастают.
Тем не менее, по мнению главы КРОКа кризис заставит заказчиков отказываться от инсорсинга и избавляться от непрофильных активов, более активно прибегая к услугам аутсорсеров и облачных провайдеров. И хотя сегодня заполняемость российских ЦОДов еще низка, ситуация в ближайшее время должна измениться. В частности, и потому, что в российских облачных ЦОДах любые ИТ-ресурсы могут арендовать даже те заказчики, которые официально включены в санкционные списки.