По данным аналитических компаний, в третьем квартале выросло количество ПК, проданных в Европе и США. Поскольку поставки растут уже несколько кварталов подряд, эксперты считают это признаком постепенного подъема рынка ПК. Однако о полном возрождении говорить еще рано, так как в денежном выражении продажи продолжают сокращаться.
По оценке IDC, квартальные поставки ПК в Западной Европе увеличились по сравнению с прошлым годом на 22,7% (22,7 млн. шт.), а в США, по данным Gartner — на 4,2% до 16,6 млн. штук. Для этих региональных рынков нынешний год стал светлым пятном на фоне двух предыдущих трудных лет.
IDC также отмечает продолжающийся подъем в странах Центральной Европы, где поставки в среднем выросли более чем на 10%. Однако в Восточной Европе нестабильная экономическая ситуация, валютные колебания и приостановка масштабных государственных проектов привели к сокращению объема поставок ПК на 9%, причем спад продолжается уже семь кварталов подряд.
Так, в России, по предварительным данным IDC, в третьем квартале было продано 2,27 млн. ПК, что на 16,1% меньше, чем годом ранее. При этом российский рынок ноутбуков сократился на 18,8%, а десктопов — на 10,9%.
Что касается причин роста поставок в США и Западной Европе, то аналитики связывают это с заменой устаревших компьютеров и появлением дешевых ноутбуков. В частности, значительный вклад в рост спроса внесли потребители. Им понравились ноутбуки с Windows with Bing — недорогой версией Windows, которую Microsoft предлагает производителям дешевых ПК, чтобы помочь им конкурировать с поставщиками другого дешевого оборудования, такого как Chromebook. Судя по всему, эта политика приносит плоды. По мнению IDC, для конечных пользователей, желающих заменить старый ноутбук, снижение цены явно стало стимулом не переходить на Chromebook, а сохранить верность Windows.
Немалую роль сыграл и так называемый «эффект Windows XP», который подразумевает, что вместе с заменой устаревшей и не поддерживаемой ОС предприятия заодно меняют и ПК. Правда в сегменте СМБ этот эффект ощущается слабее, чем среди крупных компаний, которые сейчас активно обновляют компьютерный парк.
Постепенный подъем поставок ПК сопровождается замедлением роста продаж планшетов. Так, по данным Gartner, в Западной Европе рынок планшетов уже достиг насыщения, поскольку конечные пользователи, вполне довольные устройствами, купленными год-два назад, не собираются их менять, а занялись обновлением ПК, тем более что на рынке появились недорогие ноутбуки.
На мировом рынке ведущие позиции занимает Lenovo с долей 19,8%, затем следуют HP (17,9%) и Dell (12,8%). На долю этой тройки приходится больше половины мировых поставок ПК. А ведущая пятерка, в которую также входят Acer и Asus, производит две трети ПК. В третьем квартале поставки выросли у всех членов пятерки, что, по мнению аналитиков, является важным признаком успеха, так как масштаб производства жизненно необходим, чтобы выжить на рынке ПК. Консолидации также способствует уход с рынка некоторых крупных сборщиков, таких как Sony и Samsung. Недавно Toshiba объявила план реструктуризации ПК-подразделения.
На российском рынке ПК, по данным IDC, первое место занимает Lenovo (26,1%), потом идут HP (15,5%), Asus (14,6%), Acer (12,6%) и DNS (3,6%).