«Выпуск каждой новой версии BI-платформы Prognoz связан с изменением стратегии нашей компании», — заявил на конференции Prognoz Partner Day заместитель генерального директора «Прогноза» Максим Балаш. Сама стратегия, объявленная два года назад, предполагает переход к партнерской модели работы, и нынешняя конференция была первым в истории «Прогноза» чисто партнерским мероприятием. Как сообщил заместитель руководителя партнерской программы «Прогноза» Андрей Винницкий, сегодня в сеть Prognoz PartnerNet уже входит около 50 фирм, но компания не собирается на этом останавливаться и предлагает новым участникам привлекательные условия (отсутствие первичного взноса, бесплатная полная лицензия для тестирования и разработки, скидки на обучение, техническую и маркетинговую поддержку). По его оценкам, это эквивалентно инвестициям 1,5 млн. руб. на одного партнера в год.
Что еще может привлечь новых партнеров? По мнению заместителя директора «Прогноза» Сергея Шестакова, существенным фактором является наличие у компании конкурентоспособного отечественного продукта, признанного такими авторитетными организациями, как Gartner и Forrester. Важно и то, что рынок BI продолжает расти, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и в мире. Так, по словам регионального директора Forrester Research Россия Сергея Македонского, в следующем году наиболее быстро растущим сегментом мирового рынка ИТ будет сегмент ПО (+11%), а внутри него лучшую динамику продемонстрируют решения BI, ECM и Collaboration.
Не был забыт и весьма актуальный в последнее время фактор санкций и импортозамещения, который в силу российского происхождения «Прогноза» (тут же в шутку названный кем-то из публики фактором «православного софта») повышает с точки зрения некоторых заказчиков привлекательность продуктов компании. Сами руководители «Прогноза» эту тему на первый план не выдвигали, признавая, впрочем, определенные объективные преимущества своего положения. Говоря о стратегии импортозамещения в более широком плане, Сергей Македонский отметил, что наряду с известными ее достоинствами есть у нее и негативные стороны: снижение конкуренции на российском ИТ-рынке, ослабление стимулов к инновационному развитию и риск ввода встречных ограничений для российских ИТ-компаний на зарубежных рынках. Следует уточнить, что хотя Prognoz Platform — действительно полностью отечественный продукт, для его работы используется широкий спектр системного ПО самых разных иностранных вендоров, включая ОС Windows и Linux (целый ряд дистрибутивов) и СУБД IBM DB2 и Netezza, Microsoft SQL Server, Oracle Database, Teradata и т. д. В плане импортозамещения существенно, что в новой версии Prognoz Platform 8 впервые поддерживаются и опенсорсные СУБД PostgreSQL и SQLite.
Как подчеркнул менеджер по развитию Prognoz Platform Александр Окулов, при разработке новой версии во внимание принимались в первую очередь требования партнеров, что выразилось в своеобразной иерархии приоритетов. На первом месте оказалось обеспечение возможности аналитической работы бизнес-менеджеров при минимальном участии ИТ-специалистов (в англоязычной литературе известной под именем self-service), за которым следуют функции интерактивной визуализации, продвинутой аналитики, инструменты для разработки и интеграции, повышение производительности системы и снабжение ее средствами мобильной аналитики. Менее актуальны пока запросы на аналитическую обработку in-memory, облака, SaaS и Big Data. Наряду с унификацией функций и интерфейсов, для реализации модели self-service очень полезны программа-мастер автоматического импорта сложных таблиц Excel, возможность самостоятельного формирования комбинированных измерений с целью снижения размерности источников данных, работа с иерархиями и BI-поиск. Для проведения анализа на мобильном устройстве сгенерированный на сервере отчет может быть отправлен по почте, после чего мобильный пользователь волен выбирать те или иные срезы, фильтры и способы визуализации, работая автономно и не обращаясь к серверу. Наряду со стандартными визуализаторами, пользователь или партнер могут создавать и свои собственные в форме подключаемых плагинов.
Любопытно было также услышать мнение самих партнеров о работе с «Прогнозом». Напомним, что у компании есть четыре категории партнеров: реселлеры лицензий, OEM-партнеры, расширяющие функционал своих программных продуктов, используя возможности Prognoz Platform, технологические вендоры (IBM, Microsoft, Oracle, Teradata и др.), чьи продукты являются составной частью решений «Прогноза», и компании, способные наряду с продажей лицензий заниматься внедрением BI-систем.
Одним из первых партнеров два года назад стала компания Softline. Руководитель ее отдела продаж систем бизнес-аналитики Сергей Дианов отметил, что для их заказчиков важно наличие стабильного рублевого прайс-листа, а также подчеркнул достоинства службы техподдержки: она осуществляется на русском языке, ответ на запрос занимает не более суток, а внесение изменений в платформу по просьбе партнера осуществляется в среднем за две недели. А генеральный директор компании Lasmart, ведущей BI-проекты в ритейле, Антон Лавров добавил, что для них существенное значение имеет поддержка в платформе Prognoz работы с внешними хранилищами данных других вендоров, а также возможность участия в совместных проектах. В одном из таких проектов в роли генподрядчика выступала Lasmart, в другом — «Прогноз». Как пояснил Антон Лавров, второй вариант бывает полезен в двухэтапных тендерах, когда на первом этапе выбирается продукт (вендор), а на втором — внедренец (результат второго этапа при этом, как правило, предрешен).
Говоря о перспективных планах, Максим Балаш не исключил, что со временем «Прогноз» будет продвигать через партнерскую сеть не только свою BI-платформу, но и прошедшие апробацию у заказчиков собственные специализированные приложения.